Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
АЛАНИЯ от А до Я
НАРТЫ И АЛАНЫ
(штрихи к исторической подоснове сказаний)

Вопрос историзма осетинских нартовских сказаний является одним из наиболее дискуссионных в нартоведении, начиная с 70-х гг. XIX в. и по настоящее время. На протяжении всей истории изучения эпоса сложилось два основных подхода в рассмотрении вопроса.

АЛАНИЯ от А до Я
НАУ

Осетинское слово "нау" – "корабль" восходит к иранскому *nau, индоевропейскому *nau(s). Практически во всех иранских языках "корабль" обозначается словом с таким же корнем.

АЛАНИЯ от А до Я
Нымæт

Любая вещь в древнем и средневековом обществе была многофункциональной, и одна из этих функций символическая. Вещи, которыми пользовались предки современных народов, мифологизировались, поэтому в произведениях фольклора они фигурируют как волшебные, чудодейственные и, зачастую, опасные. Особенно мифологизировались качественные материалы и изделия из них: шелк, железо, шерсть/войлок и т.д. и, соответственно: шелковая одежда, шерстяные/ войлочные изделия, орудия труда и оружие.

АЛАНИЯ от А до Я
НАМЫС

Мораль как нормативное ядро культуры состоит из морального сознания, нравственного поведения и этикета. Перечисленные признаки способствуют сохранению целостности социума, держащегося на стыде, жалости, милосердии и благоговении, что, по мнению В. Соловьева, составляет фундамент, на котором основана нравственность.

АЛАНИЯ от А до Я
Нысан

Если факты языка есть важнейший источник для реконструкции элементов культуры, мифологии, родного языка, то и многие собственно лингвистические задачи требуют обращения к широкому культурно-историческому и этнографическому контексту.

АЛАНИЯ от А до Я
Монгольская империя Юань и аланы-асы

Первые сведения о переходе алан на службу к монголам относятся к событиям 1239 г., когда завоеватели приступили к окончательному покорению Алании, в ходе которого осаждались горные укрепления алан и была уничтожена их столица. Различные аланские группы переходили на службу к ханам единой Монгольской империи, а после ее распада – к ханам Золотой Орды, ханам империи Хулагуидов, а также на службу империи Юань (1264–1368 гг.), созданной великим ханом Хубилаем, который перенес столицу из монгольского Каракорума в Ханбалык (совр. Пекин). Аланы-асы направлялись в Юань с Северного Кавказа, вошедшего в состав Золотой Орды – вассала Юань.

АЛАНИЯ от А до Я
Мир Барастыра и Зороастр

Живая эпическая традиция устами каждого осетинского сказителя не могла не отражать и не фиксировать изменения религиозных верований и практик. Такие изменения были неизбежны в условиях миграций предков осетин, смешения культур в полиэтничных и поликонфессиональных социумах.

АЛАНИЯ от А до Я
ЛÆДЗÆГ

В книге "Меч и фандыр", вышедшей в 2011 году А. Туаллагов рассматривает знаковый образ осетинской духовной и материальной культуры – палку/шест с соответствующими ей определениями: пестрая, лысая, (шест) благодати (фарны хъил) и т.д.

АЛАНИЯ от А до Я
Ланселот

В 2016 году в серии "Алано-кавказская библиотека" во Владикавказе вышла книга Я. Лебединского "Сарматы и аланы в Галлии IV–V вв. История и наследство". В ней автор, как отмечает А. Чибиров, восполняет пробел в науке. Он доказывает, что не только племена, перебравшиеся в Галлию после Великого переселения, ‒ франки, бургунды, бритты, вестготы, вандалы и гунны‒ оставили след в исторической памяти французского народа, но и сармато-аланские всадники, оказавшие существенное влияние на историю и культуру Франции.

АЛАНИЯ от А до Я
Кæнгæ (æфсымæр, лæппу, фырт, чызг, фыд, хо)

Обряд побратимства – наследие скифов в обрядовой жизни и аланов, и осетин. Иллюстрацией к положению может явиться легенда о юношах-побратимах. Амизок попадает в плен к врагам, а его побратим, кæнгæ æфсымæр (назвáный брат), Дандамид, отдает свои глаза за освобождение друга. Но Амизок не может оставаться зрячим, если его побратим слеп, и в знак солидарности и благодарности сам ослепляет себя.

АЛАНИЯ от А до Я
КОНСТАНТИН – СЫН ПРАВИТЕЛЯ ВСЕЙ АЛАНИИ

При изучении истории раннесредневековой Алании редко удается проследить, хотя бы в некотором приближении, биографии ее отдельных представителей. Сегодня счастливым исключением из такого положения становится биография Константина АЛАНА. Сведения о нем сохранились в сообщении Иоанна СКИЛИЦЫ, которые затем повторил Георгий КЕДРИН.

АЛАНИЯ от А до Я
ИТАКСИС

Итаксис (Итаз) – западно-аланский владыка VIII в., игравший важную роль в политической жизни той эпохи. Специалисты полагают, что Итаксис – не имя, а титул, и сближают его с иранским титулом "питиахш".

АЛАНИЯ от А до Я
ИРИНА АЛАНСКАЯ

Письменные источники сохранили крайне мало сведений об аланских женщинах. Тем более ценными представляются отдельные сохранившиеся свидетельства о них, особенно касающиеся представительниц высшей аланской аристократии. Бесспорно, такие женщины играли заметную роль в межгосударственных отношениях, в которых в те времена особое значение придавалось междинастическим бракам.

АЛАНИЯ от А до Я
ЗÆППАДЗ

Термин зæппадз, зæппаз / зæппаз, дзæппазæ – "подземный, полуподземный и надземный каменный могильный склеп"; "гробница с боковым лазом-проемом"; "склеп"; "усыпальница", "мавзолей" – возводится В.И. Абаевым к первоначальной форме *zampati-; сближается он с перс. sabad "корзина", пехл. *sараt, арм. (из иран.) sар’аt’ "корзина", "сундук", "короб" (IV,298). Неточность звуковых соответствий (z-//s-) свидетельствует о том, что здесь идеофоны ("нечто выпуклое") с широким звуковым варьированием.

АЛАНИЯ от А до Я
Задалески Нана

История выявляет ключевые личности в потоке времени. Для осетинского народа конца XIV века это были АХСАК Тимур (Тамерлан, Хромой Тимур), строитель континентальной сверхдержавы, и Задалески НАНА. Первый пытался уничтожить остатки аланов, уцелевших после нашествия монголов, вторая спасла аланских детей, а, следовательно, будущее осетинского народа.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика