Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
АЛАНИЯ от А до Я
КАМЕНЬ НАРТОВ
ФЫДРОХГÆНÆН ЦЪÆХ ДУР

Камни почитались издревле. Природа, наделив их прочностью, предназначила им быть монументами, и если уж не вечными, то, по крайней мере, долговременными культовыми и сакральными объектами. В осетинской Нартиаде самым известным камнем является Серый камень забвения. Можно ли найти ему родственников, дальних и близких, по функциям и по цвету?

АЛАНИЯ от А до Я
ФЫНГ

В прошлом особым почетом в каждом осетинском доме пользовался невысокий трехногий столик – фынг/фингæ. Обычно он имел круглую плоскую столешницу без бортика или с разной степени выраженным бортиком. Были столешницы и в форме различной глубины блюд. Иногда в центре столешницы делалась небольшая выемка для соли или прикреплялась медная чаша. Чаша могла вытачиваться вместе со столешницей из одного куска дерева. Три ножки, порой украшавшиеся фигурным орнаментом или имевшие несколько изогнутую форму, крепились в пазах оснований столешниц или самих столешниц. Они могли дополнительно соединяться между собой деревянными связками различных форм.

АЛАНИЯ от А до Я
Уæрæсе: "правильная" Русь?

"Русь", "русские" – далеко не самые возрастные названия стран и народов, но загадок задали предостаточно. Аксиоматично немногое – например, что в других языках эти слова претерпели искажения: было *рус стало *уэрэс/*орыс. Предлагаю переквалифицировать это в теорему: формы претерпели искажение в самом русском языке. Было *уэрес/*орыс стало *рус.

O rus!.. Hor.

О Русь!

А. С. Пушкин, "Евгений Онегин", глава вторая. Эпиграф.

АЛАНИЯ от А до Я
УНИЯ И КАТОЛИЦИЗМ В ИСТОРИИ АЛАН

Официальное принятие Аланией в 914 г. христианства через Константинопольский патриархат и церковный раскол 1054 г. определили православный путь государства. Вместе с тем последующие геополитические изменения, вызванные эпохой монгольских вторжений и владычества, вносили различные корректировки на данном пути. Известные потрясения того времени позволили, например, Римско-католической церкви значительно расширить пространства для своей миссионерской деятельности. Не остались без внимания с ее стороны и аланы.

АЛАНИЯ от А до Я
ТОПОНИМЫ: АЛАГИР, АРДОН

На примере анализа одного топонима и одного гидронима Алагирского ущелья попытаемся обнаружить в топонимии Алагирского района Северной Осетии языковой пласт древнего населения, восстановить его на определенной территории и очертить границы распространения.

АЛАНИЯ от А до Я
ТОПОНИМЫ АЛАН В ИТАЛИИ

Транзит гуннов на территории Северного Кавказа во второй половине IV века оказал глубокое влияние как на равновесие между народами, населявшими Северо-Кавказский регион, так и на будущую организацию Европы в целом. Вместе с гуннами и готами в сторону Запада двигались аланы, народ храбрый и сильный, который уже давно обитал на равнинах к северу от горного хребта. Этот народ контролировал основные перевалы, обеспечивавшие транзит с севера Кавказа на юг, и регулярно принимал участие в военных столкновениях в Закавказье, выступая то за одних, то за других сторонников конфликта. Не являясь по происхождению народом кавказского региона, аланы пришли на эти территории с востока, почти с уверенностью можно сказать, пройдя путь, огибающий север Каспия и юг Уральских гор.

АЛАНИЯ от А до Я
Тæрхон

Предмет сегодняшнего повествования – ‘биография’ социального термина "тæрхон", вызывающего расхождения по этимологии.

АЛАНИЯ от А до Я
СИНДЫ И АЛАНЫ

В античности и раннем Средневековье рядом с ираноязычными скифами, сарматами и аланами жили их соседи, разговаривавшие на других индоевропейских языках. Одними из самых интересных являются синды, одно из многочисленных племен Северного Причерноморья, обитавшее в I тысячелетии до н. э. – первых веках н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Черного моря.

АЛАНИЯ от А до Я
САРМАТЫ И АЛАНЫ

Одной из наиболее важных и значимых сил в истории Восточной Европы во II в. до н.э. – I в. н.э. выступали различные сарматские племена и племенные объединения, представлявшие из себя этнически и культурно близкие, но не идентичные образования. Сложились они в Южном Приуралье.

АЛАНИЯ от А до Я
СЫГЪДÆГ
"Чистый, настоящий, святой"

Аланам, как и скифам, савроматам и сарматам, присуще традиционное почитание огня как ипостаси солнца. Об этом свидетельствуют глиняные цилиндрические жертвенники, поверхность которых украшена концентрическими кругами, символизирующими огонь и солнце с древнейших времен; описанный Геродотом обычай поклонения солнцу путем принесения ему в жертву коней; обряд приобщения солнца божественному огню; свойственный аланам культ солнца, выражаемый в ритуале освящения трех пирогов, и др.

АЛАНИЯ от А до Я
СЕМИБОЖЬЕ У АЛАНОВ

Античными источниками у аланов засвидетельствован культ семерых богов.

АЛАНИЯ от А до Я
САФРАК И АЛАТЕЙ

В отношении аланов исторический труд Аммиана Марцеллина на латинском языке "Деяния" (Res Gestae) в тридцати одной книге (до настоящего времени сохранились последние 18 книг (14–31: начиная с 353 г.) содержит богатый материал: географические сведения, этнографический экскурс об аланах, исторические сведения (А. Алемань). В частности, именно А. Марцеллин дает оценку участия алано-готской конницы в римско-готской войне 377–382 гг.

АЛАНИЯ от А до Я
САРОСИЙ

Процесс консолидации западных аланов завершился на рубеже 40–50-х гг. VI в. социальным переворотом, в результате которого родоплеменная знать ("соцарствующие" архонты) была отстранена от управления. В источниках неоднократно упоминается независимый правитель ("повелитель", "глава") Саросий. Перевод Константина Багрянородного сохранил фрагменты из "Истории" Менандра, офицера императорской гвардии (VI в.), который в свою очередь продолжил труд Агафия.

АЛАНИЯ от А до Я
САРГЪ

В трактате о коневодстве митаннийца Киккули (1350 г. до н. э.) термины, связанные с обозначением выездки колесничных коней и их мастей, числительные – индоарийские. Данный факт дал основание заметить, что индоарии выделялись на Ближнем Востоке своим искусством коневодства, им принадлежит также введение новой колесничной тактики боя.

АЛАНИЯ от А до Я
САГ

Происхождение символов, как известно, вызвано процессами эволюции языка и мышления. Утрачивая свою внутреннюю форму, слова теряют и ближайшее этимологическое значение. Так, один и тот же образ может включать в себя различные (даже противоположные) представления.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика