Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
АЛАНИЯ от А до Я
САГ

Происхождение символов, как известно, вызвано процессами эволюции языка и мышления. Утрачивая свою внутреннюю форму, слова теряют и ближайшее этимологическое значение. Так, один и тот же образ может включать в себя различные (даже противоположные) представления.

АЛАНИЯ от А до Я
РОН

В древности пояс являлся символом силы, власти, готовности к действию. Для хозяина он служил оберегом. По В.И. Абаеву, осетинское "рон" восходит к иран. *rana – "поясница", "бедро". Слово широко представлено в иранских языках: перс. ran, пехл. ran "бедро", парф. ran "бедро", тадж. ron, курд. ron.

АЛАНИЯ от А до Я
РОНГ

Самым любимым, престижным и крепким напитком осетинских нартов и божеств являлся ронг. В реальной жизни ко времени посещения Осетии первыми путешественниками и исследователями он уже не производился, что объясняли гибелью нартов. За пределами Осетии под таким названием был известен медовый напиток: сванский, рачинский и мегрельский ранги. Форма их названия сохраняла старую, позаимствованную из аланского языка, – ранг. За пределами Кавказа с осетинским названием сопоставляют название удмуртского женского обряда и фигурирующего в нем ржаного пива – ошорог/ошорок. Отмечается, что оно фонетически и семантически безупречно выводится из аланского *oša-rānga, объясняясь из осетинских ус/уосæ – "(замужняя) женщина" и ронг.

АЛАНИЯ от А до Я
ПЕХУЫМПАР

Слово, как известно, овеществляет мысль. Путешествие в мастерскую языка и ознакомление с обрядом называния, или номинацией, – увлекательное занятие, обусловленное и историей, и жизнью народа. Силу и приспособляемость языка прекрасно удалось передать ГОМЕРУ:

АЛАНИЯ от А до Я
ПÆЛÆЗ

Одной из разновидностей верхней одежды является плащ-накидка, более престижный вариант – мантия. Помимо практического назначения, которое заключалось, главным образом, в защите и, нередко, в маскировке, такой тип верхней одежды сообщал о статусе его хозяина. При сохранении внешней формы и типа покроя плащ мог иметь капюшон или прорези для рук. Важное значение имел материал, из которого изготовлена мантия, его цвет и отделка. О высоком статусе хозяина сообщали узоры и орнаменты на мантии, подбивка ценными мехами и дополнительные элементы. Все это наделяло этот предмет одежды новыми смысловыми оттенками, каждый из которых имел свою символику.

АЛАНИЯ от А до Я
АЛАНЫ, ЯЗЫГИ, РОКСАЛАНЫ В ПАННОНИИ

Паннония (лат. Pannonia) – так называлась римская провинция, регион в Центральной Европе. Сейчас на этой территории располагаются земли современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины.

АЛАНИЯ от А до Я
ОММЕН

В 2022 году вся Россия, как известно, будет праздновать 1100-летие принятия Аланией христианства. Крещение Алании — это не только личности апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, принесших христианство на осетинскую землю.

АЛАНИЯ от А до Я
АЛАНЫ ОРЛЕАНА

В V в. аланы продолжали играть важную роль в политической жизни Европы. Иордан отметил их во главе с Сангибаном, Григорий Турский – с вождем Респендиалом; аланы под предводительством Гоара, направленные патрицием Аэцием в Арморику, и аланы Беорга, напавшие на Северную Италию, – все они отделились от той группы, которая вместе с вандалами перешла Рейн в последний день 406 г. и расселилась в Галлии. Часть осела возле Луары, другая группа разместилась на Роне и по ее притоку Изеру; третья остановилась возле Гаронны. Некоторая часть аланов продолжала сопровождать вандалов и перешла с ними в Испанию в 409 г.

АЛАНИЯ от А до Я
ОБАУ

Обау "курган" – округлая или продолговатая насыпь, воздвигнутая над одним или несколькими захоронениями.

АЛАНИЯ от А до Я
НАРТЫ И АЛАНЫ
(штрихи к исторической подоснове сказаний)

Вопрос историзма осетинских нартовских сказаний является одним из наиболее дискуссионных в нартоведении, начиная с 70-х гг. XIX в. и по настоящее время. На протяжении всей истории изучения эпоса сложилось два основных подхода в рассмотрении вопроса.

АЛАНИЯ от А до Я
НАУ

Осетинское слово "нау" – "корабль" восходит к иранскому *nau, индоевропейскому *nau(s). Практически во всех иранских языках "корабль" обозначается словом с таким же корнем.

АЛАНИЯ от А до Я
Нымæт

Любая вещь в древнем и средневековом обществе была многофункциональной, и одна из этих функций символическая. Вещи, которыми пользовались предки современных народов, мифологизировались, поэтому в произведениях фольклора они фигурируют как волшебные, чудодейственные и, зачастую, опасные. Особенно мифологизировались качественные материалы и изделия из них: шелк, железо, шерсть/войлок и т.д. и, соответственно: шелковая одежда, шерстяные/ войлочные изделия, орудия труда и оружие.

АЛАНИЯ от А до Я
НАМЫС

Мораль как нормативное ядро культуры состоит из морального сознания, нравственного поведения и этикета. Перечисленные признаки способствуют сохранению целостности социума, держащегося на стыде, жалости, милосердии и благоговении, что, по мнению В. Соловьева, составляет фундамент, на котором основана нравственность.

АЛАНИЯ от А до Я
Нысан

Если факты языка есть важнейший источник для реконструкции элементов культуры, мифологии, родного языка, то и многие собственно лингвистические задачи требуют обращения к широкому культурно-историческому и этнографическому контексту.

АЛАНИЯ от А до Я
Монгольская империя Юань и аланы-асы

Первые сведения о переходе алан на службу к монголам относятся к событиям 1239 г., когда завоеватели приступили к окончательному покорению Алании, в ходе которого осаждались горные укрепления алан и была уничтожена их столица. Различные аланские группы переходили на службу к ханам единой Монгольской империи, а после ее распада – к ханам Золотой Орды, ханам империи Хулагуидов, а также на службу империи Юань (1264–1368 гг.), созданной великим ханом Хубилаем, который перенес столицу из монгольского Каракорума в Ханбалык (совр. Пекин). Аланы-асы направлялись в Юань с Северного Кавказа, вошедшего в состав Золотой Орды – вассала Юань.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика