Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
АЛАНИЯ от А до Я
СИНДЫ И АЛАНЫ

В античности и раннем Средневековье рядом с ираноязычными скифами, сарматами и аланами жили их соседи, разговаривавшие на других индоевропейских языках. Одними из самых интересных являются синды, одно из многочисленных племен Северного Причерноморья, обитавшее в I тысячелетии до н. э. – первых веках н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Черного моря.

АЛАНИЯ от А до Я
САРМАТЫ И АЛАНЫ

Одной из наиболее важных и значимых сил в истории Восточной Европы во II в. до н.э. – I в. н.э. выступали различные сарматские племена и племенные объединения, представлявшие из себя этнически и культурно близкие, но не идентичные образования. Сложились они в Южном Приуралье.

АЛАНИЯ от А до Я
СЫГЪДÆГ
"Чистый, настоящий, святой"

Аланам, как и скифам, савроматам и сарматам, присуще традиционное почитание огня как ипостаси солнца. Об этом свидетельствуют глиняные цилиндрические жертвенники, поверхность которых украшена концентрическими кругами, символизирующими огонь и солнце с древнейших времен; описанный Геродотом обычай поклонения солнцу путем принесения ему в жертву коней; обряд приобщения солнца божественному огню; свойственный аланам культ солнца, выражаемый в ритуале освящения трех пирогов, и др.

АЛАНИЯ от А до Я
СЕМИБОЖЬЕ У АЛАНОВ

Античными источниками у аланов засвидетельствован культ семерых богов.

АЛАНИЯ от А до Я
САФРАК И АЛАТЕЙ

В отношении аланов исторический труд Аммиана Марцеллина на латинском языке "Деяния" (Res Gestae) в тридцати одной книге (до настоящего времени сохранились последние 18 книг (14–31: начиная с 353 г.) содержит богатый материал: географические сведения, этнографический экскурс об аланах, исторические сведения (А. Алемань). В частности, именно А. Марцеллин дает оценку участия алано-готской конницы в римско-готской войне 377–382 гг.

АЛАНИЯ от А до Я
САРОСИЙ

Процесс консолидации западных аланов завершился на рубеже 40–50-х гг. VI в. социальным переворотом, в результате которого родоплеменная знать ("соцарствующие" архонты) была отстранена от управления. В источниках неоднократно упоминается независимый правитель ("повелитель", "глава") Саросий. Перевод Константина Багрянородного сохранил фрагменты из "Истории" Менандра, офицера императорской гвардии (VI в.), который в свою очередь продолжил труд Агафия.

АЛАНИЯ от А до Я
САРГЪ

В трактате о коневодстве митаннийца Киккули (1350 г. до н. э.) термины, связанные с обозначением выездки колесничных коней и их мастей, числительные – индоарийские. Данный факт дал основание заметить, что индоарии выделялись на Ближнем Востоке своим искусством коневодства, им принадлежит также введение новой колесничной тактики боя.

АЛАНИЯ от А до Я
САГ

Происхождение символов, как известно, вызвано процессами эволюции языка и мышления. Утрачивая свою внутреннюю форму, слова теряют и ближайшее этимологическое значение. Так, один и тот же образ может включать в себя различные (даже противоположные) представления.

АЛАНИЯ от А до Я
РОН

В древности пояс являлся символом силы, власти, готовности к действию. Для хозяина он служил оберегом. По В.И. Абаеву, осетинское "рон" восходит к иран. *rana – "поясница", "бедро". Слово широко представлено в иранских языках: перс. ran, пехл. ran "бедро", парф. ran "бедро", тадж. ron, курд. ron.

АЛАНИЯ от А до Я
РОНГ

Самым любимым, престижным и крепким напитком осетинских нартов и божеств являлся ронг. В реальной жизни ко времени посещения Осетии первыми путешественниками и исследователями он уже не производился, что объясняли гибелью нартов. За пределами Осетии под таким названием был известен медовый напиток: сванский, рачинский и мегрельский ранги. Форма их названия сохраняла старую, позаимствованную из аланского языка, – ранг. За пределами Кавказа с осетинским названием сопоставляют название удмуртского женского обряда и фигурирующего в нем ржаного пива – ошорог/ошорок. Отмечается, что оно фонетически и семантически безупречно выводится из аланского *oša-rānga, объясняясь из осетинских ус/уосæ – "(замужняя) женщина" и ронг.

АЛАНИЯ от А до Я
ПЕХУЫМПАР

Слово, как известно, овеществляет мысль. Путешествие в мастерскую языка и ознакомление с обрядом называния, или номинацией, – увлекательное занятие, обусловленное и историей, и жизнью народа. Силу и приспособляемость языка прекрасно удалось передать ГОМЕРУ:

АЛАНИЯ от А до Я
ПÆЛÆЗ

Одной из разновидностей верхней одежды является плащ-накидка, более престижный вариант – мантия. Помимо практического назначения, которое заключалось, главным образом, в защите и, нередко, в маскировке, такой тип верхней одежды сообщал о статусе его хозяина. При сохранении внешней формы и типа покроя плащ мог иметь капюшон или прорези для рук. Важное значение имел материал, из которого изготовлена мантия, его цвет и отделка. О высоком статусе хозяина сообщали узоры и орнаменты на мантии, подбивка ценными мехами и дополнительные элементы. Все это наделяло этот предмет одежды новыми смысловыми оттенками, каждый из которых имел свою символику.

АЛАНИЯ от А до Я
АЛАНЫ, ЯЗЫГИ, РОКСАЛАНЫ В ПАННОНИИ

Паннония (лат. Pannonia) – так называлась римская провинция, регион в Центральной Европе. Сейчас на этой территории располагаются земли современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины.

АЛАНИЯ от А до Я
ОММЕН

В 2022 году вся Россия, как известно, будет праздновать 1100-летие принятия Аланией христианства. Крещение Алании — это не только личности апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, принесших христианство на осетинскую землю.

АЛАНИЯ от А до Я
АЛАНЫ ОРЛЕАНА

В V в. аланы продолжали играть важную роль в политической жизни Европы. Иордан отметил их во главе с Сангибаном, Григорий Турский – с вождем Респендиалом; аланы под предводительством Гоара, направленные патрицием Аэцием в Арморику, и аланы Беорга, напавшие на Северную Италию, – все они отделились от той группы, которая вместе с вандалами перешла Рейн в последний день 406 г. и расселилась в Галлии. Часть осела возле Луары, другая группа разместилась на Роне и по ее притоку Изеру; третья остановилась возле Гаронны. Некоторая часть аланов продолжала сопровождать вандалов и перешла с ними в Испанию в 409 г.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика