Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
АЛАНИЯ от А до Я
ЮЭЧЖИ

В древнекитайских хрониках, относящихся к середине – первой половине I тыс. до н.э., среди прочих скотоводческих народов, соседствовавших с китайскими царствами, можно встретить упоминания о племени юэчжи – кочевниках, занимавших засушливые пастбища в бассейне р. Тарим. Сегодня это территория Синьцзян-Уйгурского автономного района и провинции Ганьсу на северо-западе Поднебесной. Известно, что, по крайней мере с середины VII в. до. н.э., юэчжи добывали в горах и продавали китайцам нефрит, который последние очень высоко ценили, а также обменивали своих прекрасных лошадей на китайский шелк. В целом, как указывает трактат "Гуанцзы", юэчжи не вступали в конфликты с соседними китайскими государствами.

АЛАНИЯ от А до Я
ЭФТАЛИТЫ

Между IV и VII веками на юго-западных окраинах европейской Скифии сложилась сложная этнополитическая ситуация: на тот момент завершилась активная фаза Великого переселения народов. Народ под названием эфталиты неоднократно упоминается в древних источниках об этом периоде как тот, который совершал вместе с аланами набеги, а также пересекался с ними в различных политических ситуациях.

АЛАНИЯ от А до Я
Эленкурт…Аленкурт…
Культурная память топонима

Топонимы могут явиться единственными следами исчезнувших народов и языков, способствовать выяснению важнейших вопросов истории, географии, этнографии и лингвистики. Имея ярусное строение и являясь смешением разных по времени образований, эти "красноречивые свидетели прошлого" переносят нас через века и тысячелетия, позволяют изучать языковые явления прошлого географически, определяя их пространственные границы.

АЛАНИЯ от А до Я
ШТАНДАРТЫ АЛАНОВ

В истории аланов известны различные типы знамен. В соответствии с одной гипотезой два наиболее ранних из них обнаружены в тайнике насыпи кургана "Дачи" (Нижний Дон) рубежа I–II вв.

АЛАНИЯ от А до Я
ШАТАНА МНОГОЛИКАЯ

В рамках нашего проекта на страницах "СО" уже публиковались статьи, в которых обсуждались гото-аланские связи и были даны результаты их планомерного поиска. В частности, "Гото-аланы: готы и/или аланы" (07.12.2018), "Хатиаг æвзаг: язык нартовских героев" (14.05.2021). В этот раз на готскую траекторию выход был незапланированный и даже неожиданный.

АЛАНИЯ от А до Я
Шатана

Одна эпическая героиня с разными историческими судьбами?

Мы исходим из презумпции о синкретичности образа Шатаны, о том, что она – героиня аланов, богиня осетинской "Нартиады" – могла иметь более одного исторического прототипа.

АЛАНИЯ от А до Я
ЧЫНДЗ
Невеста. Невестка. Кукла

Этнографическая лексика в семантическом отношении разнопланова, и этому есть объяснение. Она своими корнями уходит в глубокую древность, отражая вековую стойкую традицию этнокультуры народа, тесно связанную с аналогичной культурой других этносов; включает слова, отражающие национальные особенности материальной культуры, специфические свойства духовного облика, черты национально-этнического характера. Лексику духовной культуры составляют термины родственных и семейных отношений и слова, относящиеся к мифологии, фольклору, обрядам, народной музыке, танцам и др.

АЛАНИЯ от А до Я
Цоппай

Обряд "Похороны убитого молнией", называемый у осетин "Цоппай", фиксируется фольклористами и этнографами с XVIII века, но и в наше время отправляются обряды, связанные с идеей моления Небу. Удар молнии в дерево, человека, место, после чего исполняются ритуальные действия "Цоппай" – это окказиональная причина необходимости провести обряд, она всегда неожиданна.

АЛАНИЯ от А до Я
ХЪАМА
КИНЖАЛ: ОТ ОРУЖИЯ ДО СИМВОЛА ДОСТОИНСТВА ГОРЦА

(Окончание. Начало в №94 за 29 мая)
Назначение мечей и кинжалов. Короткие мечи употреблялись в качестве колющего оружия пеших и спешившихся воинов.

АЛАНИЯ от А до Я
ХЪАМА
КИНЖАЛ: ОТ ОРУЖИЯ ДО СИМВОЛА ДОСТОИНСТВА ГОРЦА

Освещение вопросов, связанных с вооружением, важно как в этнографическом аспекте – для реконструкции истории военного дела осетин, так и в лингвистическом: ознакомление с архаичными элементами в материальной культуре осетин и родственных им племен способствует восстановлению терминов, связанных с их военным искусством.

АЛАНИЯ от А до Я
Хъарæг
Обрядовый плач

В осетинском культе мертвых покойника оплакивают беззвучно и в голос; беззвучный плач представлен рыданием (еххæй куыд; богъ-богъ; хъæрахст), громкий обозначается лексемами "æрдиаг"; "цъæхахст".

АЛАНИЯ от А до Я
Хатиаг æвзаг:
язык нартовских героев

Большая часть того, что известно об аланах, относится к периоду их походов и передвижений с гуннами и германскими народами. В таком случае правомерно задаться вопросом: почему среди народов, составляющих политическую карту нартовского мира, не упоминаются готы, наиболее частые союзники, a периодически и военные противники аланов? Изначальное отсутствие? Значимое отсутствие? Следы готов затерялись? Потерялись?

АЛАНИЯ от А до Я
Халиф Мавия и его слуги

В свое время широкое распространение среди христиан получило Житие Феодора Эдесского, составленное в IX в. Василием Эмесским (Манбиджским) или неким палестинским эмигрантом в Константинополе. В нем повествуется о принятии правителем Вавилона Мавией христианства и последующей его мученической гибели от рук своих бывших единоверцев. Греческие рукописи восходят к началу XI в.

АЛАНИЯ от А до Я
ФАТ

Стрела как метательный снаряд, выпускаемый из лука или арбалета, представляла собой тонкий стержень, с одной стороны снабженный острым наконечником, и узкими лопастями – с другой. Наиболее качественными и востребованными считались стрелы с гранеными наконечниками в виде узкой пирамиды, поскольку обладали высокой точностью попадания и пробивной силой. Скифы первыми начали отливать граненые наконечники из бронзы.

АЛАНИЯ от А до Я
КАМЕНЬ НАРТОВ
ФЫДРОХГÆНÆН ЦЪÆХ ДУР

Камни почитались издревле. Природа, наделив их прочностью, предназначила им быть монументами, и если уж не вечными, то, по крайней мере, долговременными культовыми и сакральными объектами. В осетинской Нартиаде самым известным камнем является Серый камень забвения. Можно ли найти ему родственников, дальних и близких, по функциям и по цвету?

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика