Время абстрактное понятие, созданное людьми для объяснения движения в окружающей действительности, изменений в ней, еще до понимания ими истинных движущих сил природы. В виду этого люди неосознанно вложили во время эти силы, чем на тысячелетия нарушили свое понимание их причинно-следственной связи и логику развития событий.
Это привело к мистификации и сакрализации времени в обыденном сознании и его абсолютизации в научном – в гегелевской терминологии. Философия как идеалистическая, так и материалистическая (диалектический материализм) наделили время статусом одной из основных своих категорий и атрибута (неотъемлемого свойства) материи.
Нарушение учеными диалектической логики в понимании времени завело их в созданную ими же логическую ловушку, из которой они не могут выбраться по сей день. Они продолжают бесчисленные и бесплодные попытки объяснить суть времени, не замечая истинные движущие силы изменений материи, стоящие за понятием времени.
Ученые-материалисты остановились всего в одном шаге от понимания сущности времени, упустив важное обстоятельство. Практически все исследователи, с трудами которых нам удалось ознакомиться, объясняют сущность времени через движение, изменения и длительности событий. Однако никто прямо не указывает на движущую силу самого движения – энергию, хотя современный диалектический материализм и физика кладут в основу физического (материалистического) объяснения мироздания теорию относительности и ее главную формулу пропорциональной эквивалентности массы и энергии.
Казалось бы, вывод очевиден: движение – это порождение энергии (Большого взрыва), следовательно, сущность времени следует искать в физических составляющих энергетических процессов, то есть движения. И тогда даже таким поверхностно знакомым с физикой людям, как я, становятся очевидны компоненты этих процессов, которые разлагают на составные и само время, демистифицируя и деабсолютизируя его.
Время – фундаментальное понятие философии и физики, однако его содержание и понимание этими науками часто противоречат друг другу. Причинами выступают: сущностные расхождения в понимании предмета изучения, логические ошибки, в частности, нарушение правила не определять определяемое через самоё себя (тавтологичность) [1], многозначность одних и тех же терминов в рамках одной науки и в разных дисциплинах, расплывчатость, неоднозначность и неполнота понятий и определений. Кроме того, философские определения времени слабо коррелируют с терминологическим аппаратом физики.
Главная проблема многозначности для науки в том, что она ведет к искажению сущности предмета изучения. Не зря говорят: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Исследование лингвистических проблем методами математики ведется с помощью теории "нечетких множеств". [2] Так математики характеризуют многозначность семантики (значений, смыслов) лексики и разработали методы ее выявления и уточнения.
"Время" является ярким примером лингвистического нечеткого множества и нуждается в операционализации и междисциплинарном сближении. Первая операция используется в социологии для выявления надежно фиксируемых индикаторов исследуемого многозначного понятия. [3] Далее для выяснения содержания понятия "время" необходимо перевести связанные с ним философские понятия и определения однозначные в физические показатели.
Для чего это нужно, хорошо иллюстрирует следующее высказывание Вернера Гейзенберга: "Очень трудно описать это изменение (структуры пространства и времени – В.Р.) словами обычного языка без применения математики, так как обычные слова "пространство" и "время" уже относятся к структуре пространства и времени, представляющей собой идеализацию и упрощение действительной структуры". [4]
Сказанное ставит задачу – дать времени однозначное нетавтологичное определение и выразить его в физических показателях и, желательно, в фундаментальных единицах измерения.
Философия как общая наука раскрывает сущность элементов материи и явлений – событий, процессов, их фундаментальные свойства (характеристики) и связи. Каждый изучаемый объект и событие являются предметом познания, их сущности выявляются через обобщение их предметных свойств. А последние выявляют прикладные науки, причем, постижение сущности идет через понимание конкретики, поэтому полноту знания о предметах познания дает только сочетание обобщающего и прикладного подходов.
Таким образом, в процессе познания элементов материи и явления необходимо прояснять как их сущностные, так и предметные характеристики.
КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ НАПРАВЛЯЙТЕ НА ЭЛЕКТНОННУЮ ПОЧТУ vse-ry@yandex.ru
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30