Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Засверкать, как бриллиант

Все интерьеры в особняке Оганова – подлинные

Заявить о себе в полную мощь. Художественный музей имени Махарбека Туганова расширяет горизонты своей деятельности.

Музей имени Махарбека Туганова красив и величественен. Он – настоящее украшение проспекта Мира и привлекает внимание своей архитектурой, а, может быть, и невидимыми простому человеческому глазу флюидами, исходящими от прежней роскошной жизни начала XX века, когда один из самых богатых купцов Осетии Богдан Оганов заказал владикавказскому архитектору Ивану Рябикину двухэтажный дом для своего сына и невестки-француженки. И, видимо, сделал это с такой любовью, что весь интерьер сохранился до наших дней в первозданном виде. И нам, благодарным потомкам, остается только восхищаться и предпринимать все усилия, чтобы это великолепие передать потомкам.

Мы открываем дверь музея и поднимаемся по той самой лестнице, с теми самыми перилами, где хаживал купец Оганов, его домочадцы и гости. Нас встречает бюст Махарбека Туганова – работа скульптора Лазаря Гадаева. Сразу определимся по основным датам. Дом был построен в 1903 году, на втором этаже располагались жилые помещения, в том числе, зимний сад с фонтаном. Именно второй этаж является объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Что касается первого, то не будем забывать, что Богдан Оганов был преуспевающим предпринимателем, и на первом этаже располагались торговые лавки с выходом на улицу из каждого помещения, а в советское время – книжный магазин и др. Художественный музей был основан 7 апреля 1939 года, а имя осетинского живописца Махарбека Туганова он получил в 1971 году.

Еще один интересный факт. Бывший директор Алла Акимовна Джанаева, которая работала в музее 65 лет, сменила на посту своего отца Акима Казбековича Джанаева, который возглавлял музей и во время Великой Отечественной войны – тогда его экспонаты были перевезены в Ереван. Алла Акимовна пришла в музей 20-летней девушкой, являясь его ровесницей, и ушла с этой должности в свой красивый юбилей.

С октября прошлого года директором музея назначена Галина Тебиева. Мы проходим в кабинет бывшего директора – один из залов особняка, ныне открытый новым руководителем для посетителей. Это небольшой зал с портретами кисти Константина Маковского и уникальными интерьерами, которые присущи всему второму этажу, выполненному по принципу анфилады. Рабочее место директора тоже здесь. Оно переместилось на антресоли, где когда-то, вероятно, размещались музыканты. Неожиданно, но интересно.

– Галина Маирбековна, поговорим о предстоящей работе, планах...

– Конечно. Первое, надо решить инфраструктурные вопросы. Коллекция музея небольшая – 6 тысяч единиц, но катастрофически не хватает фондохранилищ. Несколько роскошных залов, которые находятся в отличном состоянии, их можно использовать под выставочные площади, которых тоже не хватает, мы вынуждены закрыть под хранение. Нам надо решить вопрос с удаленным фондохранилищем. Сейчас он прорабатывается в Минкульте республики, надеюсь, все получится.

– Известно, что приведен в первозданный вид зимний сад, и фонтан вот-вот заработает…

– В рамках нацроекта "Культура" были приведены в порядок тыльная сторона здания и помещение, где размещается фонтан. Там же располагался и аквариум с рыбками. Фонтан заработает в ближайшее время, отреставрирован и аквариум. Мы его поднимем на подиум, подумаем, как лучше разместить.

– На фасаде музея появился современный рекламный носитель. Какие изменения еще ждут музей?

– Да, наш видеограф сделал ролик, куда включил и интерьеры залов, и информацию о текущих выставках. Что касается новшеств, то мы планируем на средства в размере 4 млн 800 тысяч рублей, выделенных нам в рамках нацпроекта "Культура" на этот год, приобрести оборудование, которое будет поддерживать необходимый температурно-влажностный режим. Тогда мы сможем привозить сюда коллекции из других музеев, к примеру, из Музея им. А. С. Пушкина.

– Как будет строиться работа с Центром современного искусства, который вы возглавляете?

– Современное искусство сегодня – неотъемлемая часть нашей культуры. Мы будем продолжать его представлять и популяризировать на площадке филиала Пушкинского музея. Вместе с коллективом Музея имени Махарбека Туганова разработаем программу и будем знакомить жителей и гостей республики с историей развития осетинского изобразительного искусства. В запасниках много работ русского, советского, осетинского искусства. Хочется, чтобы все это богатство увидели люди.

Мы прошли вместе с Галиной Тебиевой в зимний сад. Красота неописуемая: потолки, окна, пол, даже радиаторы – все дышит историей, роскошью, вкусом и любовью. Свет струится не только из привычных окон галереи, которые тоже отреставрированы, но и через так называемый фонарь, соединяющий чудесным образом потолок со стеной. Фонтан из настоящего горного хрусталя и кораллов, его чаша, расписанная искусной кистью Владислава Гасиева, аквариум – все готово к запуску. Но во всей этой гармонии есть "но", и оно – дело рук человеческих. Практически весь дворик музея занят непонятными жилыми строениями. Не увидеть весь этот шиферный хаос невозможно – панорамные окна не скрывают "погоду" на улице. Скажем прямо: картина не маслом, а откровенно отвратительная. Остается только задергивать плотные шторы, что и придется делать.

Тут же Галина Маирбековна акцентирует наше внимание на фасадных окнах второго этажа, выходящих на проспект Мира. Они в аварийном состоянии и срочно требуют реставрации, иначе будут утрачены. Отметим, что на втором этаже как таковой реставрации не было никогда, и только благодаря Оганову, который строил на века, мы имеем то, что имеем.

Дальше мы с сотрудником музея Еленой Лагкуевой идем по залам. Да, роскошный интерьер – чудо само по себе и не нуждается ни в каких дополнениях. Тем не менее во всех трех открытых залах разместилась выставка "О доблестях, о славе…" к 130-летию Асланбека Тавасиева и Аслан-Гирея Хохова. Она работает до 28 февраля. Елена рассказывает, что когда-то помимо нынешних трех было открыто еще пять залов, и экскурсии шли вкруговую. Теперь – нет. Восхищаясь кессонными потолками, росписью стен, паркетом, дверными проемами, резными решетками, укрывающими батареи, и впитывая в себя волшебную ауру любви, мы входим в будуар с ангелочками над дверным проемом. "Такое лепное украшение могли себе позволить только богатые люди", – поясняет Елена, а наш взгляд приковывает к себе оригинальный комод, который, как оказалось, не является предметом дома Оганова, а поступил по распределению Минкульта СССР и в Книге поступлений числится как экспонат №1. Он был изготовлен в конце XVIII – начале XIX века и вполне мог бы быть предметом такого богатого дома. Так что вписался отлично.

К сожалению, нашему путешествию в историю препятствует закрытая дверь по уже известным причинам, и мы спускаемся на первый этаж, где сегодня располагается Выставочная галерея. Там тоже разместилась уникальная выставка "Фамильные коллекции. Династии. Живопись, скульптура, ДПИ". Каждая работа заслуживает внимания. Но лучше рассматривать ее с экскурсоводом. То, что рассказала нам Елена, бесценно.

На первом этаже три зала – коричневый, красный, голубой и зеленое фойе. Это идея мецената Владимира Гуриева, который в 2018 году капитально отремонтировал первый этаж. Шторы и деревянные двери цвета топленого молока – тоже его. И на первом, и на втором этажах – музыкальные инструменты. Здесь нередко проводятся вечера и лектории. Акустика хорошая.

Радует то, что в обычный будний день, утром, уже есть посетители. Елена рассказывает, что работает Пушкинская карта, ребята до 14 лет тоже ходят в музей бесплатно. И как-то к разговору пришлось, что в советское время посещение музеев было бесплатным для всех – государство всячески поддерживало учреждения культуры, поощряло духовное развитие граждан. Сегодня не так: к сожалению, на первый план вышла монетизация. Время такое.

Мы благодарим Галину Маирбековну и Елену за такой радушный прием, трепетное и в то же время очень энергичное отношение к искусству, его сохранению и продвижению. Нам есть кем и чем гордиться, нам есть что показывать. И это надо делать достойно!

И спойлер в конце: в марте нас ждет необычная выставка произведений из фарфора Татьяны Чапургиной – нашей землячки, выпускницы Владикавказского педучилища, ученицы Ирины Павловны Цогоевой, работавшей главным художником Императорского фарфорового завода. Как заверили организаторы, это будет яркое событие в культурной жизни республики. Так что, не пропустите.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика