Хасанбек Алибекович Кантемиров – народный артист России и Осетии, ветеран Великой Отечественной войны, создатель аттракциона "Картины Кавказа"
Хасан Кантемиров (сидит слева) с родителями и братом
Ровно сто лет назад в семье патриарха советского цирка, основателя школы джигитовки Алибека Тузаровича Кантемирова, родился первенец Хасанбек, старший из трех сыновей, которые стали продолжателями дела отца и украшением советского цирка.
Хасанбек вышел на арену в Гамбурге, когда ему было 2 года – 11 июля 1928 года во время первых гастролей советского цирка в Германии. Он был одет в традиционный осетинский костюм, танцевал лезгинку, волчком крутился на галопирующем пони и заслужил восхищение и овации зрителей. Тогда Алибек похвалил его и сказал: "Теперь ты настоящий артист, но надо быть с каждым днем лучше и лучше. Мало родиться сыном джигита – надо стать джигитом".
Алибек и сам всегда помнил материнский завет: "Не урони намыс (честь). На тебя смотрит Родина".
Свято выполнял Хасанбек наставления отца и передал их своим детям-джигитам Каджане, Анатолию и Алибеку.
У Хасанбека была режиссерская жилка, поэтому после окончания Института физической культуры он на отлично закончил и заочное отделение цирковой режиссуры ГИТИСа. Отец с детства воспитывал в детях любовь к коню. Посвятив этому благородному животному всю жизнь, они рассказывали удивительные истории о лошадях.
"Мускат? – Хасанбек задумался. – Вымогатель! Зайдешь в денник с сухарями в кармане. Он зажмет крупом, загораживая выход, если это не поможет, заржет таким тонким обиженным голосом, что вы опорожните карман.
А Дон – строгий конь, упрямый. Жеребец – сынок – симулянт, хитрец. Однажды он захромал, и его освободили от репетиции, а на следующий день он снова стал хромать. Но как только его вывели за форганг, он пошел нормально, так был разоблачен.
Зимой в деннике жеребца-кабардинца Терека кто-то выбил стекло. Алибек сказал об этом конюху, но тот забыл. А Тереку надоел сквозняк, и он губами брал солому с полу и так закрыл проем".
Слушая Хасанбека, начинаешь верить в способности лошадей и его знания предмета, что подкрепляется теоретической подготовкой. Хасанбек, заканчивая ГИТИС с отличием, защитил дипломную работу "Насущные вопросы развития циркового искусства", где уделил внимание психологии лошади, а потом – и в диссертации.
Знаток лошадей, он описывает их поэтично: глаза выразительные, головка с широким лбом, глаз – огненный, шея – лебединая, хвост красивый, свободный. Ведь недаром говорят, что наездник выбирает коня, как невесту.
В фильме "Смелые люди" участие цирковых джигитов Кантемировых заставило многих оценить их мастерство и отвагу, проложенную ими дорогу конно-трюковой кинематографии. После съемок невыполнение плана впервые принесло радость: в смете допускалась гибель в пределах семи лошадей, но ни одна не была убита в боевых баталиях и даже не травмирована. Притом, что впервые ими был выполнен рискованный трюк, разработанный Алибеком – падение лошади через голову вместе с всадником.
"В сцене погони подпольщика за поездом "падет" его конь Бунчук, которого играл наш жеребец Джафар. Он падает на землю и "умирает", – рассказывает Хасанбек. – Я наклонился к нему и шепчу: "Лежи, лежи, старик…" И совершенно невредимый Джафар начал стонать так жалобно-жалобно. Удивленные операторы смогли записать эти кадры.
Герой фильма Буян установил рекорд – провел в цирке свыше 25 лет. А попал в труппу из Терского конезавода с благословения маршала С. М. Буденного. Буян, как всякий "ребенок", быстро привык к новой обстановке, подружился с воспитателем Хасанбеком, ходил за ним по улицам. В фильме есть эпизод, когда жеребенок из табуна должен выбежать к человеку. И Буян, едва увидев Хасанбека, бежал к нему.
До войны труппа давала концерт для военных, нередко слышали: "Ваше искусство учит юношей быть смелыми, ловкими, несгибаемыми воинами. Если понадобится, джигиты встанут на защиту Родины". Так и случилось – 11 участников труппы с конями взялись за оружие, восемь сложили головы. Старший сын Хасанбек стал лучшим курсантом пулеметной роты Краснодарского военного училища. Окончив училище на отлично, он был назначен командиром учебного взвода, потом роты и подготовил несколько выпусков офицеров. Алибек Тузарович с гордостью рассказывал о своих питомцах, бесстрашных конных рыцарях.
Хасанбек свято чтил заповедь отца – любовь к Родине. Когда Алибеку предложили контракт на целый год по 5 тысяч долларов в месяц в США, он отказался, ведь было условие – отказ от советского гражданства. "У нас в Осетии отец, мать и Родина не продаются. А с Родиной у меня контракт на всю жизнь", – заявил А. Кантемиров.
Создав в 1953 году отдельную труппу, Хасанбек поставил программу "Конные игры народов СССР" и "Картины Кавказа" с древними состязаниями осетин, киргизов – "Одарыш", грузин "Цхен-бурти", кавалеристов "Бой султанчиков".
У Кантемировых – стройная, научно обоснованная система репетиций со строгим выполнением всех правил, но еще строже требование к учебе. Каджана – дочь Хасанбека, выступая на манеже с 12 лет, сменила 53 школы, закончила учебу с золотой медалью и с отличием факультет режиссуры ГИТИСа. Она – народная артистка России. Преемственность – отличительная черта цирка. Достижения дедов и отцов преумножают внуки, ученики. Кроме верности манежу, есть условия кочевой жизни с расставаниями с родными.
Жена Хасанбека Мариам – стройная, красивая, с подкупающей улыбкой, была воздушной гимнасткой, работавшей под куполом цирка, родившаяся под счастливой звездой: с 10-метровой высоты она упала за 4 месяца до родов, осталась невредимой и сохранила ребенка. Но как теперь жить без огней манежа, аплодисментов благодарных зрителей?
Поиск был долгим, надо же сменить жанр. Но пришел час и новая афиша: "Мариам Кантемирова. Оригинальная дрессура: козы и пони". Козы считались строптивыми, но Алибек Тузарович и Хасанбек решили попробовать вывести козу на арену. Козел Сеня так научился кланяться, подавать ногу, маршировать, что дрессировщик Лев Дуров, шутя, предложил обменять его на барана. Попытки дать козам цирковое образование тщетны. Помог случай. В Ташкенте ученые-зоологи подарили Хасанбеку один из своих научных трудов с надписью-пожеланием: "Доказать миру, что коза может жить в комнате, как собака. Это очень нужно доказать!".
Дрессура всегда основана на природных особенностях животных, козы же не терпят принуждение с рождения. Срывы, раздумья, тупики – и в конце концов негромкий голос, сдержанное движение Мариам и – пони и козы с изяществом делают замысловатые номера, а зрители аплодируют уверенности и мастерству дрессировщицы.
На арене солидный козел везет тележку, козлик прыгает в нее, потом на манеж, а его партнер выделывает "па" старинного вальса. Как это удается?
– Трудно, – рассказывал Хасанбек, – в дрессуре нет единых рецептов. А тут козы… У нас традиция – не ограничивать общение с животными: разговаривать с ними, поощрять. Козы – стадные животные, они всегда смотрят на арену и запоминают, кто что делает. Когда умер козел Борис – премьер, умевший делать все, были в раздумье: кто заменит? Замечали, что козлик Бельчик всегда смотрит на Бориса. Через несколько репетиций он выполнял все, что делал Борис. А на это уходят годы…"
Аттракцион выдержал испытание временем после ухода из жизни Мариам. Номер исполняют под руководством дочки Хасанбека Каджаны, народной артистки России.
Хасанбек Алибекович ушел из жизни в 1987 году, похоронен в Ростове. Память о нем будет жить в сердцах поклонников осетинских джигитов по всему миру.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30