ВОПРОС ДНЯ
Вопрос дня
Ибрагим ДЕМЕЕВ, скульптор, член Союза художников России:
– Искусство, как и наука, не должно стоять на месте. Каждый шаг вперед осовременивает его, придает новые очертания. Другое дело, в какие формы и течения все это выливается. Есть очень достойные работы, а есть такие, которые я не принимаю. И это нормально, так как произведения искусства должны заставлять задумываться, приглашать к их обсуждению, вызывать диспуты. "Черный квадрат" Малевича до сих пор неоднозначно воспринимается и профессионалами, и публикой. Но эта картина и поныне, на мой взгляд, современна, несмотря на ее уже почти 110-летие.
Анна КАБИСОВА, фотограф, журналист:
– К современному искусству я отношусь хорошо. Если осознавать, что искусство всегда отражает эпоху, идеологию, ценности, поиски человека, то не будет мыслей вроде "а вот раньше художники показывали красоту, а сейчас современное искусство – всегда странное, непонятное, некрасивое". И в классическом искусстве были "непонятные" художники, чьи работы вызывали оторопь, например, Босх. Поэтому для начала нужно определить, а что мы вкладываем в термин "современное искусство" – только ли то, что непривычно нам по форме и содержанию? Или понимаем, что и традиционные художники, пишущие маслом на холсте, – наши современники. И они современные художники? Дело в том, что с начала ХХ века искусство кардинально изменилось – поиски новых форм привели к "Черному квадрату" Малевича и картинам с изображением банок с супом Энди Уорхолла, технический прогресс подарил фотографию, видео и звук, и сегодня современный художник использует в своей работе все доступные способы высказывания – и холст с маслом, и фотографию, и видео, и звук, и любые другие медиа, которые смогут выразить то, что он задумал. То, что с первого взгляда может показаться простым "и я так могу", как все говорят о "Квадрате" Малевича – результат огромной работы, глубоких философских размышлений и понимания процессов, происходящих в мире. Это ключ к пониманию современного искусства. То, что нам кажется простым или вообще кажется не искусством – на самом деле всегда плод работы настоящего художника, который и кистью владеет, и глубоко знаком с историей искусства, но в данный момент времени ему кажется, что эта "простая" форма, будь то черный квадрат, банка супа или скульптура из водосточных труб, наиболее ярко и сильно проявляет то, о чем хочет сказать художник. Поэтому на выставке современного искусства важно преодолеть первое впечатление непонимания или даже раздражения и попытаться вникнуть в смысл работы. И тогда вы сможете воспринимать его как увлекательную книгу о современной жизни и человеке.
Эдуард ДАУРОВ, народный артист РСО–А:
– Я все время задаюсь вопросом и пытаюсь понять: что? почему? как? На мой взгляд, сегодня культура и искусство перестают быть элитарными областями деятельности. Нынешняя "масскультура" ориентирована на массового потребителя, а все, что направлено на него, максимально избавляется от каких-то требований. К сожалению, среднестатистическому человеку нужно что-то без заморочек, чтобы расслабиться, меньше думать, меньше вникать. Эта тенденция для меня – очень тревожный звонок. Народ воспитывают на попсе. Мы живем на неких заменителях, и в культуре происходит то же самое. При этом мы понимаем, что это мешает человеку и человечеству. Высокая культура не может претендовать на массовость, но есть красная линия, за которой находятся грамотные и понимающие, ищущие и стремящиеся к высокому люди. В Париже есть зал "Олимп", в котором имеют право выступать только артисты очень высокого уровня. Убежден, что в каждом регионе и городе должен быть свой метафорический зал "Олимп".
Радион ПУХАЕВ, председатель регионального Координационного совета российских соотечественников Европы и Северной Америки:
– Современное искусство очень разноплановое, и нельзя на этот сложный вопрос ответить однозначно. Там есть что-то интересное и что-то абсолютно неприемлемое. Мне кажется, что в широком смысле этого слова современное искусство стоит где-то в противовес традиционному. Яркий пример – открытие Олимпийских игр в Париже. Это часть современного европейского искусства. И мы, жители традиционного общества, должны отрицать это, потому что нам это не подходит. Это сложный момент, но мы должны все-таки избирательно или выборочно подходить к таким образцам "искусства". Рядом с современным искусством рука об руку идут ювенальная юстиция, многогендерность и подобные им негативные явления. Не всегда современное искусство отвечает высоким образцам, но и полностью его отрицать тоже не стоит. Просто нужно быть более разборчивым и в этих вопросах.
Олег БОРИСОВ, заслуженный работник образования РСО–А:
– Я 37 лет преподаю изобразительное искусство в Ардонском Доме детского творчества. Мое отношение к современному искусству разное, поскольку и оно тоже очень разное. Мне в силу моей творческой работы ближе наше, осетинское изобразительное искусство, которое является составной частью мирового искусства, одним из ярчайших его проявлений.
Алина ГАДАЕВА, выпускница Республиканского лицея искусств, художник-любитель:
– Современное искусство – более сложное для восприятия, на мой взгляд. Его нужно не просто созерцать, но еще и чувствовать, ощущать, осмысливать. Иначе это будут всего лишь груда металла, невнятная мазня на холсте или бесформенная статуя.
Игорь КРАВЦОВ, служащий, член партии "Справедливая Россия – За правду":
– Мне очень нравится современное искусство, так как оно позволяет смотреть на что-то под другим углом, испытывать новые эмоции, задумываться над чем-то важным. Также я люблю современное искусство, потому что не существует универсальная формула понимания – каждый познает его по-своему в соответствии со своим мировоззрением.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30