Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
НОРМЫ НЕПИСАНОГО ПРАВА – НАША КОРНЕВАЯ СИСТЕМА

О Конституции РСО–А и вопросах ее дальнейшего совершенствования

К 30-летию приятия Конституции РСО–А

Ценность Конституции заключается в том, что в ней закрепляются основные законодательные нормы, регулирующие права, свободы и обязанности человека, национальные интересы и ценности, организация и деятельность органов государственной и местной власти, их полномочия и ответственность за ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей. Знание их является необходимым условием свободной, разумной и праведной жизни. Разумеется, жить можно и методом "тыка", когда человек предпочитает жить не с помощью "мозгов, а набитого лба" в процессе своей жизни.

Игнорирование данных прописных истин, наряду с нарушением норм морали, нравственности и закона, ведут к осложнению жизни человека и человечества, а порой к их физическому исчезновению. На социальном уровне напомним примеры исчезновения с исторической арены великих империй, начиная со знаменитой Римской. На индивидуальном уровне можно привести библейский сюжет, когда Каин не смог простить брату Авелю благосклонного принятия Богом его жертвы в виде агнца и из зависти убил его, нарушив тем самым нормы морали и закона. Разумеется, чтобы их не нарушать, они должны быть привлекательны, целесообразны и совершенны. С этой точки зрения, абсолютное большинство норм Конституции РСО–А, принятой 30 лет назад, апробированы на практике и оправдали свое предназначение. Многие из них стали фундаментальной основой формирования демократического правового социального государства. В первом случае речь идет о тех нормах, которые закреплены в ст.3 Конституции РСО–А. Прежде всего речь идет о первых трех частях данной статьи, где предусматривается, что единственным источником власти в РСО–А является народ, и он осуществляет свою власть непосредственно, путем референдума, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Другие характеристики РСО–А раскрываются в других статьях Конституции. Она не может быть идеальной в силу субъективных и объективных причин (неподготовленность или нежелание законодателя, постоянные изменения общественных отношений и т.д.).

Поэтому общество, его законодатель должны стремиться к постоянному совершенствованию Конституции. Не составляет исключения и наш основной закон тем более, но действующий, а не мертвый, о котором принято говорить только хорошее, либо ничего. Поэтому идея о необходимости совершенствования нашей Конституции, на мой взгляд, следует воспринимать как призыв к конструктивному законотворчеству. Но памятуя, что "в своем Отечестве нет пророка", в поддержку своих предложений напомню слова, во-первых, Президента России В.В. Путина, о том, что конституции не пишутся на века, их необходимо постоянно совершенствовать. Во-вторых, председателя Конституционного суда В.Д Зорькина, который отмечает: "Идеальная конституция на небесах у Бога". А в-третьих, социологические исследования показывают, что через каждые 25–30 лет конституции меняются, поскольку они перестают соответствовать вновь возникшим социально-экономическим и политическим условиям, и для того чтобы их регулировать, необходимо вносить соответствующие конституционные изменения.

По предложению членов Конституционной комиссии 1994 г., в которую входил и я, был предусмотрен известный правовой принцип организации и разделения государственной власти на три ее ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Они же, на основании данного принципа, предложили включить в систему органов государственной власти парламент, президента, правительство и суды республики. Спустя почти 30 лет, в 2023 г., в их число республиканским конституционным законом, на мой взгляд, не совсем обоснованно включили избирательную комиссию и контрольно-счетную палату, а также иные государственные органы. Но они, во-первых, ни к одной из указанных ветвей не относятся и не осуществляют власть государства, хотя и обладают властными полномочиями, но только в рамках своих ведомственных задач. Во-вторых, аналогичные органы федерального уровня в Конституции РФ вообще не упоминаются. В-третьих в ч. 1 ст. 77 Конституции РФ предусматривается, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, что исключает возможность отнесения каких-либо иных органов государства к традиционным классическим органам государственной власти. А кроме того, признанным традиционным органом государственной власти посвящаются целые главы Конституции РСО–А, где подробно регулируются вопросы их организации, функций и полномочия, в то время как избирательной комиссии и контрольно-счетной палате посвящена лишь одна статья с их упоминанием и не более, что свидетельствует об искусственном характере их привязки к органами государственной власти. И кстати, вновь указанные государственные органы в конституциях других республик РФ не указываются в числе органов государственной власти, поэтому невольно возникает вопрос о мотивах повышения их статуса в нашей республике. Ну, и наконец, в ст.7 Конституции ныне одновременно предусматриваются разные статусные органы, избираемые народом, – органы государственной власти, и образуемые ими иные государственные органы, к которым относятся министерства, комитеты, службы и т.д., выполняющие в отличие от органов государственной власти узкопрофильные задачи. Получается, что и они по статусу становятся вровень с главой республики, парламентом, правительством. Признаюсь, в бытность председателем Конституционного суда, ко мне обратился тогдашний руководитель контрольно-счетной палаты о включении данного государственного органа в состав органов государственной власти, но кроме вышесказанного, я напомнил ему известное философское изречение: "Платон мне – друг, но истина дороже".

Наряду со сказанным, мировые судьи при всех равных особенностях их функционирования, в соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и региональным законодательством являются судами субъектов РФ и представляют в них судебную власть региона как вид государственной власти. Несмотря на это, в соответствии со ст. 7 и п. 3 ст. 61 Конституции РСО–А они непосредственно не предусматриваются в числе органов государственной власти республики, а оттесняют их вопреки статусу к иным органам государственной власти. В то же время в ст. 6 Конституции РСО–А предусматривается судебная власть республики, но, как мы убедились, конкретно не указывается судебный орган, ее осуществляющий. С учетом сказанного, вполне очевидна необходимость совершенствования содержания некоторых из вышеуказанных статей. В частности, ст.7 Конституции РСО–А после слов "Правительство Республики Северная Осетия – Алания" все остальное исключить, и вместо этого предусмотреть "мировые судьи Республики Северная Осетия – Алания". Такие же изменения необходимо внести в п. 3 ст. 61 Конституции республики.

"Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость государственной идеологии, более того, многие задают вполне резонный вопрос, почему партии, профсоюзы, институты гражданского общества, религиозные объединения, научные сообщества, предприниматели и другие могут иметь и имеют свою идеологию, а государству – важнейшему субъекту общественных отношений, в отличие от указанных социальных групп, на конституционном уровне запрещается иметь свою идеологию?

В совершенствовании нуждается также ряд других конституционных норм. Речь прежде всего идет о ч. 2 ст.12, предусматривающей положение о том, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной и государственной". Каюсь, в свое время, в начале 1990 гг., будучи членом конституционной комиссии республики, смирился с данной конституционной нормой. В таких случаях говорят: лучше поздно, чем никогда. Тогда же, на волне новых и бурных политических процессов, сердцевиной которых стали высокопарные и вдохновляющие лозунги о демократии, свободе, правах человека и отрицании всего советского прошлого, особенно в части идеологии, такая конституционная норма казалась вполне приемлемой, логичной и привлекательной. Однако вскоре мы осознали ее ошибочность, более того – провокационную роль в политической и государственной жизни, поэтому появились публикации, в том числе автора данных строк, раскрывающие разрушительную роль указанной конституционной нормы. Она, как стало известно со временем, была написана под диктовку и настоянию американских кураторов-советников Б. Ельцина. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость государственной идеологии, более того, многие задают вполне резонный вопрос, почему партии, профсоюзы, институты гражданского общества, религиозные объединения, научные сообщества, предприниматели и другие могут иметь и имеют свою идеологию, а государству – важнейшему субъекту общественных отношений, в отличие от указанных социальных групп, на конституционном уровне запрещается иметь свою идеологию? Такая ошибочная политико-правовая установка направлена на ослабление, а не на укрепление государства. Во-первых, она практически лишает государство возможности мобилизации своих разнообразных ресурсов для эффективного решения тех задач, ради которых оно создается обществом и на налоги которого оно содержится. Во-вторых, закрывает дорогу к формированию объединяющей национальной идеи, позволяющей сплотить все российское общество в период демократических реформ и постперестроечных потрясений. В-третьих, открывает дорогу либеральной идеологии, существующей по факту в качестве государственной, но не отвечающей ментальным основам российского народа.

В последние годы все более очевидной становится необходимость отмены данной конституционной нормы, которая не содержится ни в одной конституции мира. Для формирования демократического государства достаточно других норм ст. 12 Конституции РСО–А, где в ч. 1 предусматривается, что "в Республике Северная Осетия – Алания признается идеологическое и политическое многообразие", а в части 3 закрепляется, что "общественные объединения равны перед законом". Данные конституционные нормы раскрывают широкие правовые возможности для субъектов политического процесса в демократическом развитии государства. В сегодняшней внутренней обстановке, когда ведется специальная военная операция, когда кредит доверия к США и к странам коллективного Запада исчерпан, возникает острая необходимость в формировании национально ориентированной государственной идеологии. Она уже начала формироваться и в той или иной степени закрепляется в программных документах, федеральных законах, Указах Президента РФ В.В. Путина. В Конституции РФ в части идеологии ныне важное место занимает тема патриотизма, уважение человека труда, старших, приоритет семейного воспитания, социальная защита и помощь, социальное обеспечение, социальная справедливость. Этим и другим традиционным ценностям, составляющим основу современной государственной национальной идеологии, значительное внимание уделяется в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Из них, в части необходимости совершенствования современной государственной идеологии, следует особо выделить служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Необходимость государственной идеологии особенно очевидна в сфере государственной службы. Государственные служащие для того и нанимаются на работу, чтобы решать те задачи, которые ставит перед ними государство в сфере внутренней и внешней политики. Они призваны следовать государственной идеологии и обеспечивать ее реализацию, иначе им не место на такой работе.

С учетом сказанного, на мой взгляд, ч. 2 ст.12 Конституции РСО–А следует исключить. Тем более что это никак не противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, поскольку вопрос о государственной идеологии должен решаться на уровне Российской Федерации, а не отдельных ее субъектов. В то же время, с целью дальнейшего прогрессивного развития нашей республики и мобилизации для этого своих внутренних ресурсов, в том числе, законодательного характера, в нашей Конституции необходимо предусмотреть федеральную конституционную норму о социальном государстве. Ее отсутствие в республиканской конституции не было простым упущением. Члены нашей Конституционной комиссии в свое время посчитали достаточным ее наличие в Конституции Российской Федерации, к тому же социально-экономическая ситуация в стране разворачивалась тогда таким образом, что особых надежд на реальное строительство социального государства не было. В связи с этим решили объективно отразить социально-экономическую действительность, хотя были предложения о том, чтобы предусмотреть в Конституции РСО–А понятие социального государства. Такое предложение мною обосновывалось тем, что конституционные нормы должны отражать не только существующую социальную реальность, но и предусматривать задачи и цели развития общества и государства. К тому же, ведь в нашей Конституции, как и в федеральной, есть такие нормы – цели. Так, в ст. 1 предусмотрено, что Республика Северная Осетия – Алания есть демократическое правое государство. Все понимают, что это еще не в полной мере состоявшаяся социально-правовая реальность, а цель, к которой нужно стремиться, а сам путь ее достижения есть бесконечный политико-правовой процесс, почти такой же, как строительство коммунизма. Последний как социальный строй для романтиков оставался мечтой, а для прагматиков – как состоявшаяся социальная реальность. Вот и характеристика Российской Федерации как демократического правового социального государства для одних состоявшая социально-правовая реальность, для других то, к чему нужно стремиться. Поэтому органы государственной власти предпринимают необходимые усилия для достижения такой цели. Парламент принимает соответствующие законы, расширяющие законодательную базу социальной политики. Глава республики вместе с правительством проводит большую организационно-практическую работу по реализации указанных законодательных решений. Все это придает уверенность в необходимости правового закрепления социального характера нашей республики. С учетом сказанного в Конституции РСО–А необходимо сформулировать норму следующего содержания: "Республика Северная Осетия – Алания проводит социальную политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Здесь же, где дается конституционно-правовая характеристика республики как демократического правового государства необходимо добавить слово – "социального".

"Значение сохранения обычаев и традиций предусматривается также в обновленной Конституции страны. Речь идет прежде всего о таких новых ее положениях, как преемственность поколений, передавших нам идеалы и веру в Бога; почитание памяти защитников Отечества; воспитание патриотизма и гражданственности; уважение к старшим, приоритет семейного воспитания детей.

В конституционализации нуждаются также важнейшие нормы неписаного права – осетинские обычаи и традиции, которые, как и других народов, являются бесценным достоянием нашего многонационального народа. Они формировались столетиями как важнейшие нормы обычного права, регулирующие общественные отношения не только на бытовом, но и на общественном уровне. Их социальная значимость и востребованность становятся очевидными тем более, когда все больше игнорируются нормы писаного права, закрепленные в соответствующих законах. Обычаи имеют не только прошлое, но также настоящее и будущее, поэтому их неприятие разрывает историческую связь времен. О социальной ценности и актуальности сохранения обычаев и традиций все чаще говорят в народе, различные общественные организации, пишут в публицистической и научной литературе, отмечают в своих выступлениях известные политические и государственные деятели. По данному вопросу президент В.В. Путин неоднократно высказывался на разных форумах, в посланиях Федеральному собранию. Значение сохранения обычаев и традиций предусматривается также в обновленной Конституции РФ. Речь идет прежде всего о таких новых ее положениях, как преемственность поколений, передавших нам идеалы и веру в Бога; почитание памяти защитников Отечества; воспитание патриотизма и гражданственности; уважение к старшим, приоритет семейного воспитания детей.

Если говорить об осетинских обычаях, то они давно вызывали большой интерес у известных ученых европейского уровня и стали предметом научных исследований, где неизменно подчеркивался их самый высокий статус в общественном сознании и строгое, неуклонное их соблюдение.

Известный исследователь и знаток осетинских обычаев доктор права В.Б. Пфафф в 1871 г. отмечал: "У осетин, нет законов, но весь порядок их общежития основывается на обычаях, которые действуют со всей силою неизменных законов природы, не позволяющих ни малейшего отступления от них и ни малейшего исключения". В наше время председатель Конституционного суда России В.Д. Зорькин обращает внимание на социальную ценность норм неписаного права – обычаев и традиций. По его мнению, неписаные законы составляют корневую основу в любой государственно-правовой системе. Они являются важными дополнительными регуляторами общественных отношений в разных сферах жизнедеятельности.

Ныне, на фоне падения норм морали и нравственности, обычаи, составляя основу духовной культуры, настолько востребованы в обществе, что государство посчитало нужным закрепить некоторые из них не только в Конституции РФ, но и в законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 2) законодательно закрепляется факт признания их в качестве источников права, расширяются возможности применения по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Об этом свидетельствует также Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 мая 2015 г., согласно которому суды при разрешении споров в сфере гражданского права могут применять обычаи в разных сферах деятельности.

С учетом сказанного, считаю необходимым в Конституции РСО–А, предусмотреть, во-первых, положение, аналогичное ст. 67.1 Конституции РФ о создании условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Во-вторых, с учетом социальной значимости осетинских обычаев как норм неписаного права в ст. 14 Конституции РСО–А предусмотреть п. 5 следующего содержания: "Осетинские обычаи являются историческим источником правовой системы Республики Северная Осетия – Алания". Полагаю, что указанные предложения следует учесть при дальнейшем совершенствовании Конституции нашей республики.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика