У всех высокогорных селений Осетии богатая история
Путешественники уверяют, что в октябре живописные горные ущелья приобретают особое очарование. Возможно, поэтому для поездки в высокогорный Цамад был выбран не по-осеннему теплый и солнечный день. И это правильно: вряд ли в другое время можно проехать по дороге, вдоль которой растут хвойные и лиственные деревья, чья желтая и красно-бордовая листва в сочетании с яркой зеленью елей и сосен напоминает палитру художника. А еще то и дело попадались меж деревьев, близко к дороге, кусты облепихи и шиповника. Красота просто сказочная!
В горы мы поехали с Дзантемиром Кайтовым – членом Совета старейшин Алагирского района. Несколько лет назад уйдя на заслуженный отдых с муниципальной службы, он все свое время посвящает возрождению высокогорного селения Цамад, в котором родился. Недавно Дзантемир Борисович пригласил журналиста "СО" побывать в селении, где его семья построила башню Кайтовых, полюбоваться чудесной панорамой Урсдонского ущелья, которая открывается со смотровой площадки, поговорить с местными жителями. По дороге в Цамад он рассказал историю селения, которая началась более 400 лет назад.
Название "Цамад" произошло, по одной версии, по ассоциации со сравнением с любовью к матери: "мад" по-осетински – "мать", а "ца" первые жители добавили для облегчения произношения. По второй версии, название произошло от "цъай-амад", что означает "село, построенное вокруг колодца". Родоначальник Цаллаговых Цаллаг переселился из Хаздона, что на левой стороне реки Ардон, на правую сторону. Он выкупил земли у жителей селения Цамад Гагкаевых, Черчесовых и Пагиевых и обосновал здесь селение Унал. Об этом сказано в книге Сергея Кайтова "Ирон хабартта" и в книге Коста Цаллагова "Цаллаговы".
По переписи 1886 года в Цамаде было 67 домов, в которых проживали 596 человек. Это были фамилии Бицоевых, Черчесовых, Урумовых, Касабиевых, Созиевых, Пагиевых, Царукаевых, Кайтовых, Тохсыровых, Мадзаевых, Зембатовых, Тлатовых. До переписи из Цамада переселились на равнину Бираговы, Бораевы, Ботоевы, Гагкаевы, Датиевы, Дзарахоховы, Дзугаевы, Тотиковы, Фардзиновы, Ханаевы, Бекоевы, Гозюмовы.
По последним данным и сведениям из похозяйственных книг, в 1951 году в Цамаде было 26 домов, в них проживали 148 человек.
У Цамада, как и у других высокогорных селений, богатая история. Мало кто помнит, что в 1923 году в доме Акима Урумова открылась 4-летняя школа для детей из Цамада, Дагома, Донисара, Урсдона, Инджинта, вечером она превращалась в пункт ликвидации безграмотности для взрослых – ликбез. В 1935 году школа была закрыта.
В Дагомском приходе, включающем девять населенных пунктов: Дагом, Цамад, Урсдон, Джими, Холст, Донисар, Нижний Унал, Верхний Унал, Биз, Цамад был самым крупным. К сожалению, постоянных жителей здесь уже нет. В то же время жизнь в нем стала возрождаться: люди возводят постройки в стиле древних строений с целью сохранения старинного ландшафта. Очевидно, новые поколения ощущают зов предков.
Семья Дзантемира Кайтова на месте развалин домовладения своих предков построила дом башенного типа с большой смотровой площадкой. С этой площадки как на ладони видно восхитительное сочетание горной реки Ардон и разноцветных густых лесов на склонах высоких гор. Кайтовы провели реконструкцию полуразрушенного фамильного ганаха, использовав обвалившиеся камни, которым 350–400 лет. Во время строительства в земле было обнаружено множество бесценных реликвий – коса, лопата, топор и другие орудия труда, подковы, дверные петли… Конечно, время сделало свое дело, но Дзантемир Борисович хранит находки на деревянных столах: он уверен, что недалеко то время, когда через Цамад проляжет туристский маршрут, и тогда все это станет музейными экспонатами. На руинах осетинской сакли, построенной сотни лет назад, сегодня возведено помещение в старинном стиле (рагон хадзар) из местного камня, в центре которого с потолка свисает надочажная цепь.
Примечательно, что из Цамада хорошо видна одна из самых красивых гор ущелья – Кариухох. Кажется, она совсем рядом, и дойти до нее можно за неполный час. На самом деле гора находится довольно далеко, и полюбоваться ею вблизи могут только опытные путешественники и самые смелые туристы.
Прилегающую к ганаху, сакле и дому в башенном стиле территорию Кайтовы благоустроили, подведя электричество, воду, чтобы иметь возможность проводить здесь фамильные куывды. В 2017 году здесь впервые состоялся таковой, на котором был создан фамильный совет.
Строения, которые возвели Кайтовы в Цамаде – не единственные. На северо-западной окраине селения, на месте бывших развалин башен и домов, также из местного камня построил дом Бексолтан Бирагов. Он много лет жил в Москве, но в оставшиеся годы решил прожить в родовом селе Цамад. В центральной части Цамада строит домовладение, тоже из местного камня, Тельман Царукаев, оно будет башенного типа со смотровой площадкой вместо крыши. В старину во дворе дома Тохсыровых располагался сельский ныхас, теперь старую постройку Аслан Черчесов реконструировал, обложив стены местным камнем.
Построил дом на западной окраине села и Вячеслав Демуров, полюбивший его за его необычную красоту и первозданность природы. Также другие выходцы из Цамада имеют земельные участки с постройками и часто приезжают в селение, где когда-то жили их предки.
– Хочется надеяться, что и другие, те, кто планирует строиться в Цамаде, не станут нарушать ландшафт местности, – сказал Дзантемир Борисович. – Это позволит в будущем создать этнокомплекс "Цамад", который привлечет туристов со всей России. Ведь Алагирский район – туристический, в нем много достопримечательных мест, и Цамад – одно из них.
Дзантемир Кайтов отметил тесную сплоченность родственных фамилий Пагиевых, Урумовых, Созиевых, Бираговых, Касабиевых, Датиевых, Тотиковых, которые благоустроили территорию на западной окраине села – там, где жил родоначальник этих фамилий и основатель Цамада Антут. Это сакральное, святое место для этих фамилий, обозначенное удачно выбранным символом и закрепленной на большом камне плитой с указанием этих фамилий. Ежегодно здесь отмечают торжества в честь святого Тхостыдзуар. Для этого построен стационарный навес со столом и скамейками.
– Я верю в то, что Цамад возродится, – убежденно говорит Дзантемир Борисович. – Несмотря на сложности современного мира, потомки должны сохранить память о предках, для которых высокогорное селение было близким, как мать.
…В Алагир мы возвращались по той же дороге, с которой открывались чудесные виды на горные склоны в разноцветном буйстве осеннего пейзажа, с бегущей между ними извилистой рекой. Виднелись и окраинные дома Мизура под низко нависшими над ними облаками. Здесь особенно ощущаются сила и неповторимая красота природы Осетии. И очень хочется, чтобы в высокогорные селения вернулись потомки тех, кто стоял у истоков фамилий, чтобы продолжить традиции своего народа...
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30