Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
К ДОСКЕ ИЛИ К СТАНКУ?

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ВЫБОР СВОЕЙ СУДЬБЫ

Эксперты "РГ" и "СО" обсуждают популярную в обществе идею о возможном сокращении высшего образования

В Сети сегодня активно дискутируют: нужно ли так много мест в вузах, и вообще – всем ли нужно это высшее образование? Может, сократить его наполовину или, в крайнем случае, отказаться от платного набора? Есть даже мнение, что в вузы надо идти только талантливым, а остальных, милости просим, в колледжи. А разве в колледжах не нужны таланты? Да и кто вправе делить детей на талантливых и бесталанных?

– Да, природный дар в детях нужно развивать. У нас сегодня есть серьезные программы по развитию и поддержке талантов, где ребята вовлекаются в разные проекты, развивают именно те способности, которые есть, – поделилась с "РГ" заслуженный профессор Высшей школы экономики Ирина Абанкина. – Тем не менее важны не только природный дар и необходимость его развития, но и мотивация. Способности нужно развивать, это факт. Но если, по чьему-то мнению, их недостаточно, отправлять на этом основании ребенка в колледж – очень странная история.

По мнению Ирины Абанкиной, это значит, кого-то лишить права на получение образования и развитие своих интеллектуальных способностей на выбранном уровне.

– Согласиться с позицией "талантливый – в вуз, остальные – к станку" невозможно. Так делить детей нельзя, – подчеркнула эксперт.

Также она отметила, что идеи о сокращении высшего образования вдвое и запрете платного обучения в вузах – более чем спорные и в целом неперспективные.

– Есть масса семей, которые готовы вкладываться в высшее образование, считают его инвестицией в будущее. Есть дети талантливые, которые не прошли по конкурсу, недобрали буквально пары баллов. И отлично, что они, имея средства, могут все же учиться в вузе мечты, – пояснила Ирина Абанкина. – Кроме того, есть и льготные образовательные кредиты. И целевой набор. Сокращать эти возможности получения высшего образования совершенно ни к чему. Мы нуждаемся в специалистах высокой квалификации. И для тех, кто готов рано выходить на рынок труда, развиваются вместе с работодателями программы федерального проекта "Профессионалитет".

Своим мнением с "РГ" поделился и старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования президентской академии Борис Илюхин. По его мнению, сегодня высшее образование – не только профессиональные навыки, но и иная культурная и социальная среда. При этом эксперт признал, что по ряду направлений специалистов с высшим образованием катастрофически не хватает.

– Действительно, в России одна из самых высоких долей граждан с высшим образованием, и количество бюджетных мест, выделяемых для приема, огромно, по международным меркам, – объяснил Илюхин. – Но парадокс в том, что у нас также большое количество платных студентов, причем основная доля платников учится на гуманитарных специальностях.

Качество специалистов – гораздо более системная проблема, нежели просто прием в вузы, считает Илюхин.

– Все начинается с детского сада, продолжается в школе – это вся система образования. Тут сказывается нехватка учителей, вторая и третья смены и многое другое. И в первую очередь – мотивация школьников, в которой должны принимать участие и государство, и школа, и, главное, родители, – уточнил он.

Еще один эксперт "РГ" – проректор по научно-инновационной работе РосНОУ Евгений Палкин – недоумевает: "Непонятно, кто определяет наличие или отсутствие дара? Кому дано такое право? Для оценки знаний существуют разные технологии, в том числе и ЕГЭ. Экзамен многие ругают, но это все-таки технология, и она отработана".

– Высшее образование для всех сегодня не является какой-то привилегией, без него в современной экономике никуда, то есть это жизненная необходимость. Конечно, у людей, поступающих в вуз, могут быть разные мотивы, но по результатам учебы в вузе мы все равно получаем тех специалистов, которые нужны в той или иной сфере, – отмечает Евгений Палкин. – Да, есть проблема "нехватки рабочих рук". Но что делают в таких случаях? Правильно, анализируют: где, кого и почему не хватает, а главное – что делать. И этим должны заниматься власти на местах. В каждой отрасли свои проблемы и свои решения, не может быть универсальных решений.

К обсуждению идеи сокращения высшего образования подключились и эксперты "СО".

"Категорически не согласна!" Именно так выразилась директор образовательного центра "Вершина" Залина Вардашева об идее деления детей на талантливых и неталантливых. По словам руководителя центра, все люди способные, и основная задача образовательной системы – дать возможность каждому ребенку раскрыть свой потенциал.

"Почему в вузах после первой сессии многие студенты говорят о том, что хотели бы перейти на другой факультет? Соприкасаясь с профессией вплотную, они понимают, что не совсем правильно сделали выбор. Но это не значит, что их нужно сразу оттуда выгонять. Им просто надо дать возможность найти свое призвание", – сказала она.

Поэтому сейчас существует множество программ, направленных на профориентацию, когда ребенок уже в школе может попробовать себя в разных сферах, тем самым совершить меньше ошибок в будущем.

"Вуз формирует вид общества, его интеллектуальный потенциал. Стране нужны и рабочие профессии. Многим из них не обучат в высших учебных заведениях. Есть ведь гениальные сварщики, каменщики, которые настолько тонко и профессионально выполняют свою работу, что просто залюбуешься. Можно привести в пример и наши ежегодные конкурсы профессионального мастерства, на которых демонстрируют, какие невероятные вещи можно делать, обучаясь в СПО", – заключила Вардашева.

С ней согласилась директор школы № 27 им. Ю. Кучиева Галина Джимиева. По ее словам, ученики, не проявившиеся в учебе, нашли себя в творчестве, спорте. Многие достигли высот в военном деле, выросли настоящими патриотами и сейчас на передовой защищают нас.

К сожалению, встречаются и такие случаи, когда на слабых учеников оказывается давление, для того чтобы они ушли после 9 класса, дабы не подпортить репутацию школы при сдаче ЕГЭ. Галина Хаджумаровна отметила, что сейчас такая практика решительно искореняется.

"В последнее время уходят из школы только по собственному желанию. Сейчас благодаря профориентационной работе, ребята видят воочию, что можно заняться и рабочими специальностями. Насильно их никто не может заставить! В 10-й класс мы набираем абсолютно разных детей".

Сокращение бюджетных мест в высшем образовании – еще одна "горячая" тема. Проректор по учебной работе СКГМИ Спартак Кибизов считает обсуждение данного вопроса неуместным на фоне известного Указа Президента РФ относительно утверждения приоритетных направлений научно-технологического развития нашей страны на ближайшую перспективу. По его мнению, современному обществу, стремящемуся к технологическим достижениям, крайне остро не хватает специалистов с высшим, в первую очередь техническим образованием.

"Текущая ситуация в стране диктует необходимость подготовки возможно большего количества квалифицированных кадров в области высокоэффективной энергетики, транспорта, обработки информации, телекоммуникационных систем и многих других секторов экономики, – сказал он. – Государством уделяется этому вопросу серьезное внимание. Для этого, например, ежегодно увеличивается количество бюджетных мест, в том числе, по приоритетным направлениям, оказывается всемерная поддержка студенческой молодежи на национальном, региональных и отраслевых уровнях".

По мнению Кибизова, сегодня в вузах аккумулированы значительные наукоемкие технологии и ресурсы, позволяющие осуществлять такую подготовку на основе новых научных знаний и разработок. Нужные компетенции формируются с обязательным учетом потребностей предприятий реального сектора экономики, которые, в свою очередь, регулярно выражают озабоченность нехваткой инженерных кадров. Только попадая в вуз, студент обеспечивается условиями для самореализации в разнообразных сферах жизни, уверен он.

"Содержание образовательных программ предусматривает, кроме изучения дисциплин по специальности, реализацию программ культурного, психологического, нравственного и физического развития, которые стимулируют студентов раскрывать свои, порой скрытые, таланты. Поэтому, считаю, что всем необходимо активно работать над популяризацией инженерного образования. Сокращение мест в вузах недопустимо!" – заключил Спартак Кибизов.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика