Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"ОСТЫВАЮТ КАМИНЫ – ОСТАЕТСЯ ЗОЛА, УМИРАЮТ ХУДОЖНИКИ – ОСТАЮТСЯ КАРТИНЫ…"

Сергей Иосифович – яркий представитель большой семьи Казаровых, оставивший добрый след в истории города

Недавно мне выпал счастливый случай познакомиться с новым поэтом – Вадимом Егоровым. Одно из стихотворений особенно поразило меня своей удивительной глубиной. Некоторые строки оттуда сразу остались в памяти. И я с удовольствием не раз воспроизводила их: "Остывают камины – остается зола, Умирают художники – остаются картины…"

А если воспринимать написанное в широком смысле слова? Значит, остаются какие-то следы, добрые дела. То, что принесло пользу людям. Работая над очередным газетным материалом, я встретила любопытные документы и в одном из них обнаружила интереснейший факт, поразивший меня.

Издатель ряда газет Терской области Сергей Иосифович Казаров на старости лет, уже в советское время, получал персональную пенсию. Ему, бывшему активному предпринимателю, в общем-то, не полагалось и обычной пенсии, но для этого человека сделали исключение: государство отблагодарило Казарова за то, что он нелегально во многом помогал социал-демократам еще в первую русскую революцию. Сам по себе факт исключительный. А документ о персональной пенсии, как я потом узнала, наш талантливый краевед Г. И. Кусов, оказывается, поместил в своей книге "Встречи со старым Владикавказом".

С. И. Казаров... Этого человека есть за что уважать. Хотя, что тут греха таить, мнения о нем очень расходятся... Из большой дружной семьи Казаровых вышли люди самых разных профессий. И у всех у них не одна заслуга перед обществом, перед нашей Осетией. Сергей Иосифович в этой семье - одна из самых ярких фигур.

Юрий Хоруев, автор исследования "Печать и царская цензура", проследил за развитием печати на Северном Кавказе. И, конечно же, предприниматель С. И. Казаров – лицо, явно интересовавшее автора. Поражает его характер: умение ладить с людьми, разбираться в них, отсутствие боязни рисковать, способность пойти ва-банк. Мне, например, стал очень интересен этот незаурядный человек. А впрочем, каков он, судите сами.

В 1905–1906 годах он давал местной социал-демократической организации возможность нелегально печатать в своей типографии прокламации, оказывал и ряд других услуг. Он мог ради общего интереса поступиться даже самолюбием. А это, если вдуматься, удел не слабых людей. Вот только один из примеров.

Сергей Иосифович решил отметить 20-летие своей типографии. Сотрудники редакции гуляли у него на квартире, а рабочие после выпуска номера были отправлены в дешевый ресторан. Позже к ним присоединился С.М. Киров – один из лучших корреспондентов газеты "Терек". Рабочие стали говорить Сергею Мироновичу, что, мол, отмечают эту дату на хозяйские деньги. Но Мироныч объяснил им, что все богатства Казарова созданы их рабочим трудом, следовательно, все это куплено на их собственные деньги. Казарову явно не понравилось происходящее, но он, приняв независимый вид, не желал терять "Мироныча", тут же повернул все в иное русло. И инцидент был исчерпан. Согласитесь, не каждый бы допустил такое...

О многом говорит и то, что в 1895 году Сергей Казаров решил купить право на издание газеты "Терек", которая в прошлом была откровенно оппозиционной, а ее первый редактор – Ипполит Александрович Веру – считался человеком неблагонадежным, за ним был установлен негласный надзор, а сама газета и вовсе закрыта. На целых 11 лет.

Типография Казарова была во Владикавказе далеко не первой. К девятисотым годам их здесь было семь. Собственно, до начала издательской деятельности о Сергее Иосифовиче знали немного. Это потом он станет известным хозяином целого ряда частных солидных газет, которые будут выходить по всему Северному Кавказу. Он – выходец из Грузии, из городка Душет. Семья была бедной, очень большой. Из-за скудных средств Сергей даже не мог посещать школу и занимался самообразованием. Нужда заставила его рано пойти на работу, и он устроился в железнодорожные мастерские. А потом, скопив денег, предприимчивый юноша решил вложить их в доходное дело. Остановился на издании газет. Это было в 1885 году.

Типография его была маленькой, размещалась на 2-м этаже над жилыми помещениями Казаровых. Чередуясь, четыре человека крутили печатную машину. Когда газета печаталась, от машины стоял такой гул, что дрожали стены, потолок. Текст тоже набирали вручную. Только спустя определенное время типография стала оснащаться новейшей техникой – были куплены заграничные наборные машины – линотипы. Первой газетой Сергея Казарова было частное издание "Казбек". Вначале издатель сделал ее информационно-коммерческой, а позже здесь появились художественные произведения, фельетоны, общественно-политические статьи, очерки. Казаров даже пригласил сюда молодого Георгия Михайловича Цаголова – талантливого поэта и публициста, а потом Цомака Гадиева и других интересных людей. Сергей Иосифович добился отстранения цензора-консерватора полковника Писарева (это был младший помощник губернатора) и взял редакторство газеты на себя. Было очень сложно. Казаров доверял своим сотрудникам (это были люди прогрессивных взглядов). Газета переживала трудные времена. Издателю приходилось за нее бороться: за смелую критику газету не раз закрывали на длительный срок. Но и после возобновления она не меняла характер – еще смелее продолжала вскрывать язвы общества. И подписчиков у казаровского "Казбека" было много. Приближалась первая русская революция. И вести вперед прогрессивную газету – это был удел не просто издателя, а человека явно неординарного, потому что вовсе не только деньги, как считали отдельные современники, интересовали Сергея Иосифовича. Будь оно иначе, он бы не подставлял свою голову властям, которые не раз серьезно предупреждали его за "не тот" характер газетных материалов. А потом, когда Казаров приобрел право на печатание и "Терека", в последнем появились и публикации Коста – острые, смелые, целенаправленные. Его памфлеты были украшением многих кавказских изданий, в том числе, конечно же, и казаровских.

А у "Казбека" начались не лучшие времена. Прежде всего, революционизировались печатники. Они бросали работу, выходили на улицы, вливались в бастующие массы. Сам Казаров не был противником революции, но, сказать правду, и особых симпатий к ней не питал. Однако Сергей Иосифович обладал уникальнейшим даром – он умел лавировать, зная вкусы читателей и требования властей. И жители Терской области благодаря его изданиям могли получать объективные сообщения о происходящих в России и на местах событиях, а цензура и власти были довольны характером изложения их. Например, в "Казбеке" долго не имели места никакие революционные призывы. Однако Сергей Иосифович был смелым человеком. Он стеной стоял в борьбе за свои детища, но побеждал, естественно, далеко не всегда. Так, когда за очередной "бой" с цензором "Казбек" закрыли, когда сам издатель понес очень существенный материальный ущерб, когда станки и люди простаивали без дела, Сергей Иосифович все же добился права издавать по сути ту же газету только с новым названием - "Терек". С 1912 года сам Казаров считался редактором и издателем данной газеты. Но фактически редактором своих изданий он все же никогда не был. Обычно эту работу он поручал одному из грамотных журналистов редакции. И в этом тоже чувствовался почерк Казарова. Он умел по-настоящему доверять людям. А в 1912 году он вообще не мог заниматься только журналистскими делами. У него было уже много типографий, несколько газет. Вот почему ему следовало налечь на хозяйственные и финансовые вопросы. Это было связано с постоянными разъездами. Газеты Казарова, кроме Владикавказа, уже издавались и в Пятигорске, и в Грозном, и в Екатеринодаре (крупная областная газета "Кубанский край"). К Казарову в "Терек" шли очень талантливые люди. Почему? Он не прижимал своих сотрудников, не ставил их в унизительные условия. С приходом в редакцию С. М. Кирова газета из либерально-радикальной превратилась в демократическую. Казаров дорожил "Миронычем" (так звали Кирова в редакции), дал ему огромное право распоряжаться автономно содержанием целой газеты. И "Терек" от этого только выиграл. Если вдуматься, дело было не только в том, что рядом с Кировым встали талантливые "труженики пера" – Солодов и Лукашевич. Нет, дело было еще и в том, что сам Казаров видел в своих корреспондентах "искру божью" – дарование. И ценил это. Так, например, когда Киров вернулся после очередного ареста, Сергей Иосифович не побоялся вновь взять его в газету с предоставлением всех прав. А ведь "Терек" поистине готовил читателей к революционной деятельности. Он смело защищал интересы края, приковывал внимание простого народа, интеллигенции. Они находили для себя в газете духовную пищу. Конечно же, казаровская газета стала вновь неудобной для администрации области. Началось преследование. Но Сергей Иосифович и тут не отступил. Газету "запечатали" на 10 дней, но и потом она не изменила своего курса, продолжала критиковать равнодушие, лицемерие, беспорядки, выступала за равенство наций, больших и малых, требовала должного внимания к краю со стороны правительства и местной власти.

Генерал-губернатор Колюбакин стал считать Казарова своим личным врагом, нещадно штрафовал его, но это не заставляло издателя принимать меры относительно своих корреспондентов. Вопросы просвещения, эмансипации женщин, земельные проблемы – вот о чем писал "Терек", сделавший после "Казбека" шаг вперед в сторону демократизации. В состав редакции "Терека" вошли такие передовые журналисты, как Александр Солодов – настоящий мастер сатиры, репортер от бога Дмитрий Корнев. Да и Киров не случайно выбрал именно "Терек" для продолжения политической борьбы и работал здесь целых 9 лет. Атаманский дворец предполагал превратить издания Казарова в правительственные листки. Но этого так и не произошло. И, конечно же, Сергей Иосифович не стоял в стороне от того, что делали его газеты, его типографии. А в быту он слыл добрым миролюбивым человеком, замечательным семьянином.

После революции 1917 года Казаров оставил бывшую деятельность, перебрался в Ростов-на-Дону к дочери Марии. Умер на 72-м году жизни, будучи персональным пенсионером местного значения. Это и понятно: у него действительно имелись заслуги перед прогрессивной прессой, перед своим временем.

А как же остальные Казаровы? Братья Сергея Иосифовича? Артем управлял конторой "Кавказ и Меркурий" в Красноводске, Аркадий был ректором Ейского реального училища, Михаил трудился в редакции "Кубанский край" – газете брата. У Богдана была налажена своя торговля. Сестры тоже нашли себя. Мать Казаровых была большим любителем музыки. К ней она приобщила и всех своих детей. Отец Анны Минаевны Минасовой – Минай Иванович Минасов – дед братьев и сестер Казаровых, – был полным Георгиевским кавалером, знатоком многих кавказских языков, переводчиком при помощнике наместника края князе Акимове, участником Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Одна из племянниц Сергея Иосифовича стала начальником цеха завода "Электроцинк". А если говорить о детях издателя... Сын его, Сергей, обожал кинематограф, с юности работал на разных студиях, долгое время трудился в качестве кинооператора на студии имени А. М. Горького. Одна из дочерей, Ида, трудилась в РАБИСе, другая дочь – Мария, стала известной артисткой, выступала во многих театрах страны. Племянница Евгения была замужем за одним из первых осетинских экономистов – Налка Гудаловичем Тагзиевым. А с их дочерью Лорой Налковной – известным в Северной Осетии детским врачом – я была хорошо знакома. Может, именно отсюда у меня такой интерес к этой большой семье. Лора Налковна – человек исключительно доброжелательный, отзывчивый, неунывающий, целеустремленный. В ней столько такта, благородства, желания и умения понять другого, выслушать его рассказ, дать дельный совет. Лора Налковна несколько десятилетий проработала с больными детьми. Она, несмотря на почтенный возраст, добросовестно трудилась. К ней, как к врачу-консультанту, часто обращались за помощью родители дошкольников. И она терпеливо отвечала на их вопросы, давала мудрые рекомендации.

Раньше гостеприимный дом Сергея Иосифовича Казарова здесь, во Владикавказе (на фото), сейчас здесь располагается Музей истории г. Владикавказа, приветливо собирал всю многочисленную родню. Потом в нем открыли народную консерваторию. Правда, вначале Казаровым оставили несколько комнат, затем семью переселили во флигель. Сюда часто приходила Нина, племянница, со своим мужем профессором Иосифом Гавриловичем Есьманом, который был первым ректором первого высшего учебного заведения на Северном Кавказе – Владикавказского политехнического института. Приезжали и другие племянники – Богдан и Вячеслав. Оба кандидаты технических наук. Да и только ли о них можно было бы рассказать здесь... Ведь Казаровых было 7 братьев и 3 сестры. И у каждого свои дети, племянники, внуки и даже правнуки...

Говорят, что сегодня среди нас очень мало людей, помнящих и знающих свои корни. А они, Казаровы, на мой взгляд, тем и сильны, что очень интересуются своей родословной, изучают ее, помнят и очень дорожат всем, что связано с их близкими людьми. А, собственно, иного и быть не могло, потому что каждый из них хорошо помнит старую - престарую мудрость: человек, как и дерево, силен своими корнями. Так вот она – тайна большой семьи, вот они – истоки счастья, вот оно – тепло родного дома. Хотелось бы, чтобы и у других было все так же...

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика