Один из ярких представителей республиканского хореографического искусства – Сослан ТЕБЛОЕВ
…В полумраке сцены, над "горами" из бурок в свете софитов поднимается грациозная фигура орла, обводящая гордым взглядом бескрайние просторы. Зрители, затаив дыхание, смотрят маленький спектакль – хореографическую композицию "Орлиное племя" в исполнении солиста Государственного академического ансамбля танца "Алан" и встречают овациями каждый его "взлет"…
Вклад талантливого танцора в искусство по достоинству оценен – Указом Президента России от 22 апреля 2024 года Сослану Тамерлановичу Теблоеву присвоено почетное звание "Заслуженный артист РФ". Как отметил художественный руководитель Государственного академического ансамбля танца "Алан", народный артист РФ Зелимхан Козаев, Сослана Тамерлановича можно смело назвать мастером осетинского танца. Для артиста балета он уже в пенсионном возрасте, но все еще находится в блестящей форме и сегодня в творческой программе ансамбля занимает заслуженное место.
Сослан Теблоев рассказал "СО" о своем пути в искусстве.
– Хореография – это было детской мечтой или осознанным выбором профессии?
– Родители всегда хотели, чтобы я научился танцевать хотя бы для себя, но сам не понял, как "втянулся". Как в первый раз пришел в студию танца при ВРЗ, сейчас там работает "Амыран", начал делать первые шаги, так и остался в танце.
– Что для вас значит ваша профессия?
– У каждого свой ответ на этот вопрос. Когда я слышу музыку, внутри в душе начинает что-то происходить... Перегружаюсь, отвлекаюсь от проблем, сливаюсь с музыкой. Это – как дыхание... Это жизнь. Самое ценное у человека – время, и я свои юные годы отдал этой работе.
Считаю, если Господь в человека вложил эту искру, то он должен это развивать. Сцена завораживает, ты словно срастаешься с закулисьем. Когда подолгу концертов не бывает, скучаешь по зрителю... Словами это трудно передать.
– Вы уже 20 лет являетесь бессменным солистом в полюбившейся зрителям хореографической композиции "Орлиное племя". А сами как относитесь к этому танцу, помните свой первый выход в этом качестве?
– В 1998 году меня приняли в коллектив Госансамбля "Алан", в эту большую и дружную семью – это было моей мечтой. Если честно, даже не думал, что она когда-нибудь осуществится. Вячеслав Михайлович Елканов – мой педагог в Училище искусств им. В. Гергиева – говорил: "Теблоев, тебе уже здесь места мало, надо на просмотр в государственный ансамбль". Когда это услышал, было лестно и боязно одновременно. Спустя время встретил его на аллее, он тогда и ставил композицию: "Ну что, Теблоев, решился?" Я кивнул...
Главным балетмейстером был Касполат Касаев, руководителем оркестра – Лидия Михайловна Цебоева, композитором – Феликс Алборов – вот такие легендарные личности работали в "Алане". Это была старая фундаментальная школа. Я понял: с ними надо выкладываться на все 100 процентов, поблажек никто не давал. Мне приходилось оставаться дополнительно, учить танцы, трюки, вроде у меня получилось. Сначала меня поставили в танец "Чабаны", потом – в "Орлиное племя".
Параллельно сдал экзамен в училище и получил диплом. С тех пор служу в этом коллективе.
– С "Аланом" вы наверняка с гастролями объездили много стран. Какая зрительская аудитория больше запомнилась?
– Да, действительно, география наших гастролей была обширной. Больше всего выездов за границу было при руководителе Юрии Макаеве. Побывали в Японии, Мексике, Финляндии, Германии… Мне запомнился такой эпизод в Мексике. Мы дали более 20 концертов, очень устали психологически, морально, физически. Тяжело было. Изначально были небольшие переезды: в 5 утра встаешь, едешь весь день, к вечеру приезжаешь на место концерта и сразу – на площадку. Ноги отекшие, но надо переодеваться и – на сцену.
Помню, был один переезд в очень маленький красивый мексиканский город курортного типа. Нас отвезли на окраину, в какой-то пансионат. Выложили на солнце барабаны, костюмы. Сначала не могли понять, для кого мы будем танцевать, зона какая-то закрытая. Потом начали подходить пожилые люди, кто сам, кого привезли на инвалидном кресле, даже под капельницами были. Это были тяжелые больные, которым оставалось жить не так долго…
Я вложил все, что мог, в каждый танец, в каждый мой выход. Прошло лет 15, но эти воспоминания, эти эмоции до сих пор живы в моем сердце. Мне приятно, что я смог этим людям подарить мгновения счастья. Когда концерт закончился, в гримерную зашла пожилая женщина, она немного по-русски разговаривала, и сказала: "Ты – как солнце!" Этот концерт в Мексике мне очень запомнился...
Я всегда стараюсь выступать от души, чтобы зрителю понравилось и чтобы он в прекрасном настроении ушел домой к своим близким и родным и поделился прекрасными эмоциями.
– Вы – лауреат премии Правительства России, получили медаль "Во Славу Осетии", а теперь – и звание "Заслуженный артист РФ". Что для вас награды, звания – признание заслуг, ступень в карьере или, может, еще что-то другое?
– Если честно, я никогда об этом не задумывался. В молодости мне казалось, что самое важное – вот приду домой, а мама с отцом скажут, что гордятся мной. Другое дело – я люблю здоровую конкуренцию. В любом профессиональном коллективе она должна присутствовать. Без этого нет роста.
Что касается наград, то, конечно, это очень волнительно. Когда мне дали звание заслуженного артиста Южной Осетии, нас предупредили, поздравили. В день концерта я не вышел на "прогон", чтобы немного отдохнуть физически, выйти и зажечь. И вот оделись для танца "Симд", стояли, готовые, за кулисами. Во втором отделении объявили: "На сцену выходит заслуженный артист Республики Южная Осетия Сослан Теблоев!" У меня такое волнение!.. Мне было 28 лет, когда я получил звание "Заслуженный артист Северной Осетии", но и после так же усердно продолжал работать. Кто-то получает звание и расслабляется, а я не давал себе "слабинок", стабильно работал. И сегодня так же продолжаю работать над собой, потому что эти звания надо еще и оправдать...
Потом получил звание "Народный артист РСО–А". При Вячеславе Битарове – медаль "Во Славу Осетии".
– Вы на сцене уже не один десяток лет, может, есть какие-то ритуалы, традиции?
– Профессионализм в чем проявляется? В том, чтобы перед выходом собраться, сконцентрироваться. У меня лично никаких ритуалов нет. Вспоминаю своих родных – маму, отца, брата, представляю, что они на меня смотрят со стороны. Я не имею права подводить своего зрителя, поэтому стараюсь всегда выкладываться полностью…
– Задумывались, чем займетесь после завершения карьеры танцора?
– Сейчас много разных направлений, чему можно посвятить себя и после того как закончится работа на сцене. Я бы хотел открыть свою студию танца именно по осетинской тематике, национальной манере исполнения. Но подумаю об этом позже.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30