Вместо звуков современного города – дыхание времени
15 июля во Владикавказе стартовал аудиоспектакль-променад "Вахтангов. Дорогами юности". Его создание приурочено к первому Всероссийскому театральному фестивалю "Вахтангов. Путь домой", который завершился неделю назад и стал, без преувеличения, заметным культурным событием России. Так вот, грандиозный форум остался в истории, а спектакль-променад успешно шагает по улицам города. В этом убедился и корреспондент "СО"
В прошлую субботу я воспользовалась приглашением и пришла на спектакль. Сразу оговорюсь, это новый для Северной Осетии формат, который, впрочем, уже успешно работает в Москве. "Идея коллективная, и родилась она к 100-летию Московского театра Вахтангова, – поясняет заместитель директора Государственного академического театра Антон Прохоров, который наряду с доктором искусствоведения, профессором Дмитрием Трубочкиным, выступившим в роли лектора в образовательной программе фестиваля, является редактором спектакля. – В нем мы рассказали о годах жизни Евгения Багратионовича в столице, начиная с его приезда и заканчивая постановкой знаменитой "Принцессы Турандот". Так вот, мы и подумали, а почему бы не попробовать данный формат здесь? Как, в какой среде, среди каких людей формировался характер этого человека? Что повлияло на то, что он стал гением театрального искусства 20 века? Где жил, где учился, где гулял – полное погружение в ту атмосферу помогает ответить на эти вопросы".
Кстати, как сказал Антон, даже время начала спектакля выбрано не случайно. 12 часов 30 минут – тот самый час, когда на территории, прилегающие к объектам внимания, падает тень. Вот такая забота о зрителях. Я сознательно избегаю слова "экскурсия", хотя ее элементы в той пешей прогулке, которую мы с вами вскоре совершим, все-таки есть. Но, скорее, тут действует стереотип: если ходит организованная группа людей и останавливается у достопримечательностей, то это экскурсия.
Итак, сбор в назначенное время в Доме Вахтангова. Собирается группа, ей вручают билет – программу-карту, дождевики с символикой (как нам повезло – это был первый прохладный день после жары и духоты всей недели), и мы отправляемся в путешествие. Забыла самое главное: нам выдают наушники, обеспечивающие полное отстранение от внешних звуков и погружение в мир голосов того времени. Привычного гида нет – мы следуем под молчаливым руководством студентов театрального отделения факультета искусств СОГУ им. К. Хетагурова, облаченных в гимназическую форму той эпохи. Проходим по маршруту, специально не буду говорить, по какому – пусть это будет сюрпризом – неспешно, без суеты и вслушиваемся в повествование, вернее, проживаем этот отрезок жизни, а он немалый – 20 лет, вместе с Евгением Багратионовичем, на тот момент озорным и смелым гимназистом Женей, сыном своего отца Баграта, который на склоне жизни, после тяжелого разлада с отпрыском, все-таки простил его и признал его предназначение.
Мы слышим, видим, ощущаем, как Женя смиренно молчит под тяжелым взглядом отца– фабриканта, как он шалит вместе с друзьями в гимназии, как зарождается в нем любовь к будущей супруге Надежде Байцуровой… Никаких вопросов, никаких ответов – просто существование каждого в определенном моменте, который звучит в наушниках. Два десятка лет жизни великого гения уместились в 1 час 20 минут аудиоспектакля. Но это произошло настолько емко, правдиво, что, когда в завершение променада я услышала звук приближающегося поезда, а потом перезвон колоколов в самом центре проспекта Мира, невольно обернулась – где? Откуда доносятся эти звуки? И вспомнила из рассказа: Евгений Вахтангов, уже больной, хотел поставить Книгу Книг – Библию. Не отсюда ли этот перезвон?
Над спектаклем трудилась большая группа творческих людей. Авторы сценария – Денис Сутыка и Дария Хаустова. Режиссер – Ася Князева. О редакторах я уже сказала. Научные консультанты – Маргарита Литвин (старейший работник музея Театра им. Е. Вахтангова), Майя Одина, Мария Чернова. Звукорежиссер – Руслан Кнушевицкий.
И вот тут начинается самое интересное. Голоса знаменитых актеров театра мы узнаем и без титров. Но разве можно не услышать характерный тембр Сергея Маковецкого в роли рассказчика. Его соведущий – Владимир Симонов, представитель фамилии, очень знаковой для театра. В роли Рубена Симонова, ученика Вахтангова, впоследствии главного режиссера Театра им. Е. Вахтангова – Рубен Симонов-младший.
Как можно не узнать Евгения Князева, который бушует, негодует в роли отца Баграта Сергеевича – сын-то своевольничает, не подчиняется. Или Марию Аронову в роли матери Ольги Васильевны. Тяжелый нрав мужа, забота о детях, хозяйство, и так каждый день. Архивариус – выдающийся мастер озвучания Олег Форостенко.
Гимназиста Женю представил Юрий Цокуров, его любовь Надю Байцурову – Екатерина Крамзина. Леонид Бичевин, недавно блиставший на телеэкране в роли Сергея Муравьева– Апостола в фильме "Союз спасения", озвучил Коста Хетагурова. Да, наш великий поэт – тоже участник спектакля, а дом его музы Анны Поповой соседствует с Домом Евгения Вахтангова.
"За неполную неделю мы провели порядка 10 променадов, – рассказывает Антон Прохоров. – Что говорят люди? Нам приятно, что спектакль приняли, поняли, почувствовали, что мы хотим сказать. На променады приходили как гости Осетии, и у них была одна из первых возможностей познакомиться с городом, так и местные жители. Они тоже узнавали что-то новое. Кому-то очень понравилось, что мы включили в повествование Коста Хетагурова, его поэзию. Они не пересекались в работе, но Евгений Багратионович не мог не пройти мимо дома Поповых. Главное же, что это тот культурный слой, который оказывал влияние на становление мастера. Поэтому звучат Коста Хетагуров, Чехов, Горький. И Шиллер с его пьесой "Разбойники". Кому-то понравился отрывок, связанный с гимназией, живой, непосредственный. Кто-то выделил романтическую прогулку по аллеям парка, где зарождалась любовь Жени Вахтангова и Нади Байцуровой. Конечно, финал – примирение отца и сына, которое все же состоялось".
Мне тоже удалось очень кратко поговорить с представителями нашей группы. Молодые девушки из Москвы Диана и Екатерина прибыли специально на фестиваль. Им понравилось все, в том числе, и променад. Наталья Киселева, преподаватель Республиканского колледжа культуры, руководитель театральной студии в РДДТ им.Б. Кабалоева, тоже в восторге от фестиваля. "Много благодарностей от меня вахтанговцам за любовь, искренность, гражданский подвиг. Много нового узнала, вдохновилась, буду рассказывать студентам колледжа и своим воспитанникам. Аудиоспектакль получился глубоким, многослойным, полноценным художественным высказыванием".
Ну что ж, остается только напомнить: спектакль-променад "дают" по выходным дням. Начало в 12 часов 30 минут в Доме Вахтангова.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30