Законность и эффективность расходования государственных средств контролирует Контрольно-счетная палата (КСП) РСО–А
Важно эффективно использовать каждый бюджетный рубль, добиваясь от него максимальной отдачи. За прошлый год КСП РСО–А были проведены 22 контрольных мероприятия, в ходе которых проверили 198 объектов.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес проверенных министерств и ведомств внесли 66 представлений. Наибольший суммарный объем нарушений из 1 миллиарда 417 миллионов рублей – в сфере закупок – 552 миллиона, удельный вес которых составляет 39 процентов. Вот это та сфера, которая требует наиболее пристального внимания.
Рассказать о результатах работы Контрольно-счетной палаты РСО–А мы попросили заместителя председателя Казбека БЕКОЕВА.
– Давайте начнем с республиканского бюджета. Каковы ваши оценки по его исполнению?
– Нам еще предстоит тщательный анализ исполнения республиканского бюджета за 2023 год, но предварительный мониторинг показал следующее. Начиная с 2021 года по заключенным с Министерством финансов РФ соглашениям о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов республики рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета не предусматривался.
Но по факту мы ежегодно добиваемся прироста налоговых и неналоговых доходов, не стал исключением и 2023 год, в котором прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составил 6,7 процента, что не может не радовать.
Удельный вес дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в собственных доходах бюджета республики увеличился относительно 2022 года на 4 пункта и составил 23,3 процента.
Фактически объем государственного долга РСО–А на 1 января 2024 года составил 11 миллиардов 11,4 миллиона рублей. А его соотношение к общему годовому объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений – 62,8 процента.
– С ростом господдержки должна расти и ответственность за расходование этих средств. Как с этим обстоят дела?
– В выводах и предложениях по итогам проверочной деятельности мы начали акцентировать внимание на долгосрочном развитии отраслей экономики, а не формальной отчетности по показателям проектов за год.
Так, по результатам проверки министерством экономического развития установлено ранее отсутствовавшее у субъекта, получившего грант, обязательство по осуществлению предпринимательской деятельности в течение трех лет.
Данный подход особо актуален в связи с тем, что 2024 год является рубежным по реализации национальных проектов, и согласно целевым ориентирам парламента республики палата начинает перестраивать подходы к мероприятиям для отражения целостной картины от использования средств и получения социального эффекта за все годы реализации нацпроектов.
В отчетном периоде одной из целей палаты были вопросы рационального и эффективного использования средств в сфере здравоохранения на закупки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Основными объектами контрольных мероприятий стали министерство здравоохранения республики, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РСО–А, государственное автономное учреждение "Фармация и медицинская техника Осетии" и собственно лечебные учреждения.
– Каковы ключевые результаты мероприятий и наиболее значимые выводы?
– Во-первых, недостаточно эффективное управление лечебными учреждениями своими финансами явилось причиной роста дебиторской задолженности государственного автономного учреждения "Фармация и медицинская техника Осетии".
Во-вторых, в настоящее время с целью рационального использования бюджетных средств назрела необходимость строительства единого медицинского склада лекарственных препаратов.
В-третьих, при действующем учреждении "Фармация и медицинская техника Осетии", обеспечивающем проведение централизованных закупок лекарственных препаратов, некоторые медицинские учреждения самостоятельно приобретают лекарственные препараты с нарушением законодательства. Так, только тремя медицинскими организациями в 2022 году произведены закупки с нарушением предельно допустимого объема закупки по прямым договорам на общую сумму 84 миллиона рублей.
Далее, за 2022 год и 9 месяцев 2023 года закупки медицинскими учреждениями у ГАУ "Фармация и медицинская техника Осетии" составили 56%, у других поставщиков (то есть собственные закупки) составили 44% от общего объема закупок.
Еще один ключевой вывод. Экономия по результатам конкурентных процедур, проведенных ГАУ "Фармация и медицинская техника Осетии", в 2022 году составила 12% (118 227,87 тыс. рублей) от начальных максимальных цен контрактов.
И здесь следует привести итоги аудита закупок, проведенного палатой в социальной сфере. Общая сумма экономии конкурентных процедур, проведенных Министерством здравоохранения РСО–А и лечебными учреждениями в 2022 году, составила 4,7% (64 520 тыс. рублей) от общих начальных максимальных цен контрактов.
Таким образом, процент экономии по проведенным ГАУ "Фармация и медицинская техника Осетии" закупкам выше, чем по торгам, проведенным министерством здравоохранения республики и лечебными учреждениями.
– Глава РСО–А Сергей Меняйло поручил органам государственной власти принять необходимые меры по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью по неналоговым доходам местных бюджетов. Как выполняется это поручение?
– Мы в пределах нашей компетенции при проверке районов исследовали эти вопросы. По результатам анализа причин возникновения задолженности по арендным платежам, ее состава, полноты и качества отражения в отчете и отчетности палатой сделан вывод о ненадлежащей претензионной и исковой работе в части взыскания арендной платы в районах.
Так, задолженность по 167 арендаторам перед АМС МО только одного из проверенных районов за 2021–2022 годы составила 8 миллионов 459 тыс. рублей. Это те арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые в течение 2-х и более лет ни разу не внесли арендную плату.
При этом в соответствии с условием договоров аренды земельных участков при невнесении арендной платы более чем за 6 месяцев АМС муниципального района вправе требовать досрочного расторжения договора.
Таким образом, именно просроченная задолженность требует к себе постоянного внимания для своевременного взыскания и недопущения перехода в разряд сомнительной и безнадежной.
В ходе проверки вопросов управления дебиторской задолженностью по доходам установлено искажение бухгалтерской отчетности на 31.12.2022 г., выразившееся в неотражении в отчете просроченной задолженности по арендным платежам по договорам аренды земельных участков на сумму 26 миллионов рублей.
Еще один вывод, который сделала палата, – совершенно не применяется такая мера, как начисление пени за каждый день просрочки арендных платежей. Палата считает, что неиспользование данной меры ведет еще к более халатному отношению со стороны арендатора, да и бюджеты районов теряют источник дохода, предусмотренный законодательством. И не будем также забывать, что неналоговые платежи и пени по ним, как и налоги, являются неотъемлемой частью доходов бюджета, и главные администраторы за неуплату обязаны применять санкции, предусмотренные законодательством. Это действенный механизм.
В ходе проверок использования сельскохозяйственных угодий в двух районах установлены факты нецелевого использования арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения по 19 договорам аренды общей площадью 268 гектаров, то есть по условиям договора целевое назначение земель – пастбище, сенокосы, а фактически они используются под пашню и возделывание сельскохозяйственных культур. Установлены 2 факта самозахвата: без правоустанавливающих документов обрабатывается 320 га.
Примечательно, что по результатам предыдущей проверки по установлению фактов нецелевого использования земельных участков АМС МО Моздокский район впервые провела работу по доначислению сумм, связанных с безосновательным обогащением. В результате в бюджет Моздокского района поступило за нецелевое использование земельных участков 693,3 тыс. рублей.
С начала 2023 года на территории республики вступили в действие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе категории земель сельскохозяйственного назначения. В этой связи палата предлагает органам местного самоуправления принять меры по недопущению вновь развития в районах массовой тенденции к снижению арендаторами через суд кадастровой стоимости предоставляемых в аренду сельскохозяйственных угодий, в целях недопущения снижения арендных платежей.
– Какие еще резервы пополнения доходной части бюджетов районов не используются?
– Например, в нарушение законодательства физические лица, состоящие в договорных отношениях с АМС районов на предмет аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения (пашен) площадью свыше 1 гектара, не зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей или крестьянских (фермерских) хозяйств, в результате чего в бюджеты соответствующего уровня не поступали отчисления по единому сельскохозяйственному налогу.
Учитывая общую площадь арендуемых земельных участков гражданами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей в налоговом органе, примерная сумма не поступившего в бюджет единого сельскохозяйственного налога за 2021 и 2022 годы только в двух районах республики составила 14 млн 131,5 тыс. рублей.
В этой связи органам местного самоуправления районов палатой предложено провести с арендаторами – физическими лицами работу по государственной регистрации указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
– То есть своевременно это сделано не было, и местные бюджеты не получили части дохода?
– В ходе контрольных мероприятий удалось нам сработать и на упреждение нарушения по предотвращению ущерба бюджету.
Так, по одному из объектов по реконструкции сетей водоснабжения в нарушение требований, установленных законодательством в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, включены в смету контракта необоснованные расходы на общую сумму 138 млн 241,3 тыс. рублей.
Так как объект еще не завершен и не сдан, мы направили представление о необходимости исключения из сметы контракта указанных работ и корректировки взаиморасчетов с подрядной организацией.
По результатам проверок палата в представлениях, направленных руководителям объектов контроля, предъявила к возмещению, восстановлению 139 миллионов рублей. На сегодня устранено нарушений на сумму 41 миллион рублей. Это результат и проверок прошлого отчетного периода.
По всем установленным во время контрольных мероприятий фактам нарушений, имеющим признаки уголовно наказуемых деяний, в том числе, коррупционной направленности, и свидетельствующих о необходимости вмешательства правоохранительных органов палата направляла материалы в их адрес.
Так, для правовой оценки и принятия мер реагирования в правоохранительные органы направлено 5 таких материалов. На сегодня возбуждено 2 уголовных дела.
В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении должностных лиц инспекторы палаты составили 8 протоколов об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения представлений применены меры дисциплинарного воздействия к 47 должностным лицам проверенных организаций, допустившим нарушения законодательства.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30