Как противостоять манипуляторам
Многие еще помнят лозунги советских времен – "Мойте руки перед едой!", "Соблюдайте чистоту!" и подобные им. Сегодня мы все реже берем в руки засаленные бумажные рубли и все чаще достаем свои сбережения из "электронных кошельков". Но проблема в том, что как раньше воры срезали мошну с поясов зевак, так и сегодня они выуживают виртуальные средства доверчивых граждан из электронных банков…
Борьбе с этой проблемой была посвящена встреча журналистов и представителей МВД республики и Нацбанка. В ней приняли участие начальник профильного отдела полковник Алан Гасиев, председатель республиканского отделения Банка России Ирина Дзиова, специалист МВД республики Давид Онанян.
Открыла и вела встречу сотрудник пресс-службы министерства Алина Бекузарова. Она сообщила, что в прошлом году жертвами финансовых киберпреступлений стали 1646 жителей республики. Набор уловок преступников весьма широк, но их суть – это игра на чувствах граждан: страхах, корысти, доверчивости – и их эксплуатация.
О конкретных схемах рассказал Алан Гасиев. Одна из самых распространенных – звонки от имени сотрудников банков с сообщением о том, что вашему счету что-то угрожает, или идет следствие по вашему делу, или вы в нем как-то участвуете…
Если вы заглотили эту "наживку", вами начинают манипулировать – давать инструкцию. Могут настаивать на необходимости прямо тут же по телефону, не прерывая разговора, поменять счет "на более надежный". Или снять наличные и положить на "надежный" счет, который вам продиктуют…
Так вы своими руками отдаете свои кровные мошенникам. В прошлом году это сделали 335 жителей республики.
Еще одним видом мошенничества является взлом ваших "личных кабинетов" на портале госуслуг, страниц в соцсетях и на телеграмм-каналах. Это дает преступникам возможность брать от вашего имени кредиты, вымогать у вас выкуп за прекращение своих действий и так далее.
Как преступникам удается взламывать ваши цифровые ресурсы? С вашей же помощью! Делая всякие заманчивые предложения – быстро разбогатеть, получить "непыльную", хорошо оплачиваемую работу, купить какую-нибудь ерунду в Интернете, получить услугу, – преступники обманом вымогают у вас коды доступа к вашим ресурсам.
В прошлом году на "покупке" товаров в нашей республике обожглись 348 человек.
Запомните, предупреждает Алан Гасиев: сотрудники банков, правоохранительных органов и операторов сотовой связи никогда не звонят по телефону, не шлют СМС-сообщения и не пишут в соцсети и телеграмм-каналы!
Самый простой способ не стать жертвой мошенников – бросить трубку, даже не вступая в разговор, и заблокировать этот номер!
Также полезно включить на телефоне и компьютере, особенно детей, фильтры незнакомых звонков и фишинговых сайтов – от английского слова "фиш" – рыба. Тогда вас точно не поймают на крючок лжи.
Представители МВД рассказали и о мерах борьбы с мошенниками, включающими оперативную работу, профилактику преступлений и законотворчество.
В этой работе активно участвуют и банки страны под руководством Банка России, о чем рассказала руководитель его республиканского отделения Ирина Дзиова. Она начала с печальной статистики.
В 2022 г. в стране было совершено 1,2 млн мошеннических банковских операций на сумму 15,8 млрд. руб. Это на 11% больше, чем годом ранее. При этом банки сорвали 35 млн сомнительных операций, и можно только догадываться, какой ущерб населению при этом был предотвращен.
В связи с этим Нацбанк РФ ужесточил требования безопасности к банковским операциям, в частности, рекомендовал банкам ввести "период эмоционального охлаждения" для перевода и снятия гражданами своих средств.
Это сделано как раз для того, чтобы люди, находящиеся под эмоциональным воздействием со стороны мошенников, не могли перечислить им свои средства. С 1 июля "период охлаждения" станет уже обязательным для банковских операций.
Кроме того, НБ РФ вместе с коммерческими банками ведет реестр подозрительных счетов, которые могут использовать мошенники. Соответственно, операции по ним подвергаются особо тщательной проверке и "заморозке" на 2 банковских дня.
Также Ирина Дзиова рассказала о новых видах мошенничества. Это ложные предложения "от приложения "Банкноты Банка России" и сообщений в телеграмм-каналах "от руководства" банков "о необходимости обновления ваших персональных данных". В итоге мошенники их и получают от самих доверчивых владельцев счетов и карт.
Кража ваших данных может происходить и во время использования приложений, предлагающих вам разработанные ими шаблоны документов – исковых заявлений, форм для госорганов и так далее.
На хищение ваших средств направлен и метод с использованием QR-кода, когда мошенники предлагают вам "для повышения защиты ваших средств" самому сгенерировать код и прислать его "банку", то есть им. А дальше им остается только войти с его помощью на ваш расчетный счет и выполнить от вашего имени операцию по снятию или переводу ваших средств.
Любопытно, что вопреки расхожему мнению жертвами мошенников в основном являются не компьютерно безграмотные старики, а молодые работающие мужчины и женщины. За год каждый десятый взрослый житель страны "подарил" мошенникам около 20 тыс. руб.
К чести банкиров, в прошлом году они вернули обманутым вкладчикам почти 1,4 млрд украденных у них кибермошенниками рублей. Правда, это меньше 9% от всего украденного, но за год эта сумма выросла почти вдвое.
Говорилось на встрече и о широких профилактических мерах киберпреступности, которые принимают МВД и банки, а также о том, что сами граждане могут противопоставить мошенникам.
Главная мера самозащиты – вообще не вступать в разговор с теми, кто представляется сотрудниками правоохранительных органов, работниками банков, сотовых операторов и других "организаций". Это все – мошенники, так как должностным лицам запрещено осуществлять любые профессиональные действия в отношении граждан по телефону.
Вступление в разговор обязательно закончится для вас "разводом" на деньги, так как не внушаемых людей не существует, это только вопрос времени, – утверждает специалист-психолог МВД республики Давид Онанян.
И если вы не бросили трубку на незнакомца сразу, то, получив от него некое предложение, хотя бы прервите разговор под предлогом "мне надо подумать!". Позвоните друзьям, знакомым и спросите, как вам быть в этой ситуации. Однако, скорее всего, мошенники вам не перезвонят, потому что их тактика – это стремительный натиск на человека с целью ошеломить его страхом, угрозой или заманчивым предложением и не давать при этом раздумывать.
А в целом все эти меры самообороны называются новым словом – кибергигиена. Так что вместе с мытьем рук соблюдайте и ее тоже!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30