Государственность и ее социальная значимость
Каждый народ в своем историческом развитии добивается соответствующих результатов в политической, государственно-правовой, экономической, культурно-образовательной, духовно-нравственной и иных сферах общества и государства. Они, как показывает история и современность, становятся основой государственности, с одной стороны, ее суверенитета – самостоятельности и независимости народа в управлении своими внутренними и внешними делами, с другой, соответствующей ответственности публичных органов власти за результаты их деятельности. В обоих случаях, объективным условием их эффективного обеспечения становится образованная народом и его национально-политической элитой – государственность.
Государственность в узком и доступном значении означает государственную организацию, создаваемую людьми для управления делами общества. Государство и соответствующее понятие о нем появились значительно позже, чем государственность и понятие о ней. Она появилась еще в V–VI вв. до н.э., в то же время следует иметь в виду, что в последние десятилетия государственность – понятие, значительно реже употребляемое как в науке, так и на практике, а также в быту, чем государство, которое в системе государственности является высшей формой проявления воли общества и выступает в качестве центрального звена политической системы. Но и государственность имеет решающее значение в управлении делами общества. Именно поэтому каждый народ на первоначальном этапе своего государственного строительства пытается заиметь свою государственность, поскольку она выполняет важные разнообразные функции (организационная, стабилизирующая и охранительная), направленные на разумную и справедливую организацию жизни общества.
Имея в виду сказанное, ныне в литературе, в различных правовых документах все чаще появляется упоминание о государственности и ее социальной значимости. Так, в преамбуле Конституции РФ предусматривается: "…возрождая суверенную государственность и утверждая независимость ее демократической основой". Издан Указ Президента РФ от 3 марта 2011 г. № 267 "О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности".
После данной необходимой вводной части статьи для лучшего понимания рассматриваемых в ней вопросов перейдем к их раскрытию. В первую очередь отметим, что многие народы получили свою государственность при советской власти. К их числу относится и осетинской народ, национально-политическая элита которого инициировала перед федеральной властью вопрос о повышении государственно-правового статуса Северной Осетии. Декретом ВЦИК от 7 июля 1924 г. она получила свою государственность в виде автономной области – национально-государственного образования в составе РСФСР.
Республика Северная Осетия-Алания по этому знаменательному поводу 7 июля с.г. празднует 100-летний юбилей своей государственности. В связи с этим важнейшим социально-политическим и государственно-правовым событием еще 20 мая 2019 г. был издан Указ Президента Российской Федерации В. Путина "О праздновании 100-летия образования Республики Северная Осетия – Алания", где было рекомендовано "органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении празднования 100-летия образования Республики Северная Осетия – Алания".
Таким образом, праздник приобретает не только региональное, но и федеральное значение, отмечает Глава РСО–А С. Меняйло. По данному поводу им приняты соответствующие решения, согласно которым уже в течение года проводятся различные мероприятия, в том числе, публикуются материалы по истории образования Северо-Осетинской автономной области. Они раскрывают разные аспекты значения государственности в жизнедеятельности многонационального и многоконфессионального народа РСО–А. Отмечу, что рассматриваемая тема носит не только чисто академический, научный характер, но и вполне конкретное политико-практическое значение, поскольку раскрывает тот сложный путь, который прошла Северная Осетия в своем государственно-правовом развитии.
Чествуя данное историческое событие республики, мы не должны забывать те события и процессы, в условиях которых рождалась и проходила становление государственность Северной Осетии. Их важно знать в связи с тем, чтобы: во-первых, осознать, что это был не одномоментный акт, появившийся на пустом месте, а сложный целенаправленный и многоплановый процесс в ее государственно-правовом развитии; во-вторых, оценить вклад наших предков в становление государственности своего Отечества в сложнейших социально-политических и социально-экономических условиях; в-третьих, извлечь уроки из прошлого для современности, тем более, что в зарубежных СМИ, в том числе, в научной литературе, все чаще происходит фальсификация известных исторических событий и процессов в угоду определенным конъюнктурным политическим интересам. Это нередко приводит к национальным конфликтам, вплоть до военных столкновений, чему есть многочисленные примеры, в том числе, на всем Кавказе.
В связи со сказанным вполне очевидно, что без знания истории, ее объективного анализа и оценки, не будет достойного будущего, которое должно опираться на опыт прошлого. Конкретно-исторический подход при исследовании различных явлений и событий, по мнению известного ученого-исследователя осетинского обычного права М.М. Ковалевского, является необходимым приемом в истории изучения прогрессивного развития человеческого общества, благодаря которому исследователь открывает путь к научному объяснению причин возникновения того или иного учреждения, организации.
История образования и становления Северо-Осетинской автономной области свидетельствует о том, что она началась с формирования органов государственной и местной власти. Они были образованы на I съезде Советов, состоявшемся во Владикавказе 25-29 января 1925 г. Данный съезд стал первым представительным органом государственной власти Северо-Осетинской автономной области. На съезде был избран Северо-Осетинский областной исполнительный комитет, председателем которого стал К. Борукаев.
Областные съезды обсуждали отчеты ревкома, рассматривали и решали вопросы землеустройства, народного образования, бюджета и др. Подводили итоги и определяли меры дальнейшего развития хозяйства, совершенствования организации и функционирования культуры и образования Северо-Осетинской автономной области. Здесь также был учрежден областной революционный Комитет как временный орган власти. На него возлагался как созыв областных съездов Советов, так и определение границ между новыми автономными областями, ликвидация органов власти и управления бывшей Горской АССР.
Согласно новому административному делению, в составе Северо-Осетинской автономной области находилось пять округов – Алагирско-Ардонский, Дзауджикауский (бывший Гизельский), Дигорский, Правобережный и Притеречный с населением казачьих станиц – Николаевской, Змейской, Ардонской и Архонской. Проведенное районирование области было не только процессом совершенствования системы административно-территориального устройства и управления, но и имело большое социально-экономическое и политическое значение. Органами государственной власти и государственного управления стали окружные съезды Советов и их исполнительные комитеты.
I областной съезд Советов Северо-Осетинской автономной области высказался за включение области в состав Северо-Кавказского края (конечно, не без давления из центра), что было законодательно закреплено Постановлением ВЦИК от 26 февраля 1925 г. Однако включение автономных областей в состав Северо-Кавказского края в силу ряда объективных и субъективных причин не оправдало себя. Более того, затормозило развитие государственности и государственно-правового строительства области, поскольку сковывало ее инициативу по разным насущным вопросам, а также отдалило от непосредственного общения с федеральными органами государственной власти.
Все это вело к недопониманию, возникновению напряженности между областными, Северо-Кавказскими и федеральными органами власти, нарушению принципа субсидиарности в управленческом процессе, согласно которому вопросы должны рассматриваться на том уровне вертикали власти, на котором возможно их наиболее эффективное, целесообразное и оперативное решение.
Данная проблема возникает и в настоящее время между субъектами Российской Федерации, федеральными округами и федеральной властью. На нее, как и далекие 1930-е годы, обращают внимание политические и государственные деятели, ученые в научной и публицистической литературе, что свидетельствуют о сложности распределения функций, полномочий и ответственности государственных органов по вертикали власти.
Все это следует иметь в виду, когда анализируется и оценивается государственно-правовое развитие Северной Осетии как сегодня, так и в тот сложный период – 1925-1935 гг. становления и укрепления государственности автономной области. Тогда возникали проблемы не только внутреннего характера, но и внешнего, связанные с налаживанием отношений с другими национально-государственными образованиями Северного Кавказа, которые также приобрели статус автономной области. И это вполне естественный процесс, поскольку любое новое явление, процесс рождаются в условиях диалектических противоречий, где наряду с позитивными есть и негативные последствия, преодоление которых зависит от уровня их творческого осмысления и объективной оценки.
С целью более активного вовлечения новых субъектов РСФСР в процесс государственно-правового строительства и наиболее эффективного решения других общих проблем страны автономные области, другие государственно-правовые образования, как и сегодня, наделялись правом непосредственного участия своих представителей в работе федеральных органов государственной власти. Так, Северо-Осетинская автономная область наделялась правом непосредственного представления ее интересов в высших органах государственной власти СССР и РСФСР. Согласно Конституции 1924 г., область посылала одного представителя в Совет национальностей ЦИК Союза ССР. Совет национальностей был уполномочен рассматривать в высшем органе государственной власти СССР специфические вопросы каждой национальности.
После упразднения Наркомата по делам национальностей 6 июля 1923 г. для защиты интересов автономных республик и областей РСФСР при Президиуме ВЦИК был создан институт представителей этих республик и областей, назначавшихся областными Исполнительными комитетами и утверждавшихся Президиумом ВЦИК. Так, 29 сентября 1924 г. Президиум ВЦИК утвердил представителем Северо-Осетинской автономной области известного врача-революционера Е. Рамонова. Еще ранее беспартийный крестьянин-горец З. Калоев в 1923 г. был избран членом ВЦИК РСФСР, а с момента образования СССР до конца своей жизни (1936 г.) бессменно являлся членом ЦИК СССР всех созывов.
Государственно-правовое строительство в Осетии, как и в других национальных областях Северного Кавказа, затруднялось, во-первых, сложной социально-экономической обстановкой, порожденной, в частности, крайним безземельем. На одного человека в горной Осетии приходилось менее 0,4 десятины земли. Из-за крайнего безземелья "кусок земли под одной коровой стоил столько, сколько сама корова", отмечалось в печати. Во-вторых, наряду с новыми нормами писаного права, т.е. советского законодательства, продолжали действовать нормы неписаного права – осетинские обычаи и традиции, которые часто противоречили друг другу. Это приводило к тому, что горцы подчас оказывались перед сложной социально-психологической ситуацией выбора одной из норм. Но какое бы решение ни было принято, "горец должен понести возмездие: либо со стороны государства и его органов, либо со стороны хранящей обычаи старины и карающей всякого, кто осмелится нарушить установленный в веках и применяющийся до сего времени обычай", указывалось в печати. Обычаи сковывали волю, сознание и каждый шаг горца, а новые нормы законодательства часто противоречили нормам обычного права, поэтому вызывали у него отторжение.
Советское государство использовало специальные методы и органы в борьбе с отрицательными пережитками прошлого. Так, в связи с распространением кровной мести в национальных районах Северного Кавказа 5 ноября 1928 года Совет народных комиссаров издал Постановление "О примирительном производстве по борьбе с обычаем кровной мести", которое подтверждало необходимость учета особенностей судопроизводства по вопросам расследования и рассмотрения некоторых специфических преступлений, совершаемых в национальных окраинах. Речь в первую очередь идет об умышленных убийствах, совершаемых на почве кровной мести. Практика, в том числе, судебная, выработала некоторые устоявшиеся формы примирения кровников, которые во многом нашли свое отражение в указанном выше Постановлении.
Государственно-правовое строительство в Осетии, как и в других национальных областях Северного Кавказа, осложнялось, во-первых, непростой социально-экономической обстановкой, порожденной, в частности, крайним безземельем. На одного человека в горной Осетии приходилось менее 0,4 десятины земли. Из-за крайнего безземелья «кусок земли под одной коровой стоил столько, сколько сама корова»
Наиболее действенными были новые советские органы, в частности, примирительные комиссии, которые были образованы в Северной Осетии, где отмечалась очень сложная криминальная ситуация, связанная с распространением кровной мести. Отметим, что в осетинском пореформенном обществе адатные суды не были поддержаны имперской администрацией и к 1920-м годам в значительной степени утратили свои регулятивные функции. В результате, к этому периоду в Осетии оказалось много фамилий, между которыми годами, а подчас и десятилетиями продолжались кровнические отношения, и адатный процесс не мог ослабить агрессивность между кровниками и изменить криминальную ситуацию в Осетии.
В этих условиях советские примирительные комиссии, чья деятельность полностью контролировалась судебными и правоохранительными органами власти, в Осетии были наиболее продуктивными. В Северной Осетии организовали одну Владикавказскую окружную примирительную комиссию и множество сельских. Комиссии были постоянными органами. Для примирения кровников они использовали адатные нормы – выплата компенсаций, устройство примирительного угощения. Комиссии также использовали советские органы власти, в том числе, и правоохранительные, для поиска убийц. Члены примирительных комиссий (представители от конфликтующих сторон и представителей сельской власти) использовали советские меры принуждения, поскольку кровники часто отказывались рассматривать свои дела в этих комиссиях. В связи с этим органы власти угрожали высылкой всех кровников в сибирские регионы. Они требовали от осетин рассматривать решения примирительных комиссий как закон. Для этого еще до начала разбора дела советская администрация требовала от участников конфликта подписать медиаторские "подписки", где они соглашались подчиниться любому решению примирительной комиссии.
Согласно Постановлению ЦИК СССР от 29 октября 1924 года, утвердившему "Основы судопроизводства СССР и союзных республик", Северо-Осетинский областной суд являлся кассационно-ревизионной инстанцией для народных судов, рассматривал дела особой категории по первой инстанции, а по отношению к народным судам являлся органом судебного управления. Кроме данного суда, народных судов, в Северо-Осетинской автономной области действовали сельские суды, которые были образованы Постановлением Президиума ЦИК СССР от 29 сентября 1930 года "Об организации сельских судов". В его преамбуле говорилось, что это "в целях приближения суда к населению, вовлечения в работу суда широких масс и разгрузки народных судов от разбора мелких уголовных и гражданских дел".
В рассматриваемый период продолжали действовать нормы обычного права осетин. Например, при регулировании земельных отношений Земельный кодекс 1922 г. РСФСР позволял использовать данные нормы. Ими же часто руководствовались советские административные учреждения, в том числе, для урегулирования уголовных преступлений. Тогда прибегали к таким нормам адата, как присяга, круговая ответственность за преступления, выселение виновного из родного села с конфискацией или без конфискации имущества, примирение.
В становлении и развитии государственности Северо-Осетинской автономной области, наряду с государственно-правовым строительством, большое значение имела ее деятельность, т.е. работа по восстановлению промышленности, индустриализации страны, развитию сельского хозяйства, поднятию культурно-образовательного уровня населения и т.д. О ней подробно сообщается в исторической литературе, поэтому в подтверждение сказанного вкратце, в тезисной форме приведем лишь некоторые сведения. Поставленная руководством Северо-Осетинской автономной области задача – превратить область из аграрной в индустриально-аграрную успешно решалась в первые годы 1-й и 2-й пятилеток. Так, за первую пятилетку (1928/29–1932/33 гг.) в Северной Осетии было введено в строй 45 предприятий, в 1932 г. общее количество заводов и фабрик составило 73. Восстановление ведущей отрасли промышленности Северной Осетии – цветной металлургии – началось со строительства ширококолейной железнодорожной ветки "Дарг-Кох–Алагир". Правительство Российской Федерации обязало Высший совет народного хозяйства (BCHX) снабжать и обеспечивать ее всеми необходимыми материалами, транспортом и персоналом "в первую очередь".
Дорога имела общегосударственное значение, ибо в течение всего восстановительного периода заводы цветной металлургии Северной Осетии были единственными в стране предприятиями по производству цинка и свинца, что было чрезвычайно важно для военной промышленности. Сооружение дороги имело большое значение и для развития других отраслей народного хозяйства и культуры Осетии. Она связывала отдаленные, глухие районы горной и предгорной частей с железнодорожной магистралью "Ростов–Владикавказ–Баку". ВСНХ в январе 1922 г. принял специальное постановление о создании свинцово-цинкового производственного объединения "Кавцинк" с включением в его состав Садонского и Холстинского рудников, Мизурской обогатительной фабрики, геологической службы и свинцово-цинкового завода во Владикавказе.
В сентябре 1934 г. американский инженер Дж. Гиллис в газете "Пролетарий Осетии" писал: "Работу завода можно сравнивать уже сейчас с работой американских предприятий. Я думаю, что этот завод будет одним из лучших не только в СССР, но и во всем мире". Это и неудивительно, ведь одним из его руководителей был знаменитый Е. Славский, который начал свою трудовую деятельность на заводе и стал его директором, а в последующем – министром среднего машиностроения СССР. Он был депутатом Верховного Совета СССР 5-9-го созывов. Дважды лауреат Государственной премии СССР, трижды Герой Социалистического Труда, награжден дестью орденами Ленина, другими орденами и многочисленными медалями.
В 1932 г. в строй действующих вступил Бесланский маисовый комбинат. По новизне, технологической оснащенности БМК не имел себе равных в Европе, а в мире занял 2-е место. В результате индустриализации Северо-Осетинская автономная область из аграрной превратилась в индустриально-аграрную.
Значительно был перевыполнен пятилетний план социально-экономической реконструкции сельского хозяйства.
Результатом культурного развития осетинского народа стали ликвидация неграмотности и малограмотности. Только за период с 1930-го по 1932-й гг. было обучено 70774 неграмотных и малограмотных. К моменту Всесоюзной переписи 78% населения Северной Осетии стало грамотным.
Значительным явлением в культурной жизни российского народа было развитие высшего специального образования. За короткое время в этой области произошли большие изменения. К 1932 г. в Осетии насчитывалось 5 вузов: Горский сельскохозяйственный, Северо-Кавказский педагогический, Северо-Осетинский педагогический и 2 научно-исследовательских института (Северо-Осетинский научно-исследовательский и Исследовательский институт по цветной металлургии), 3 рабфака и 8 техникумов.
К концу 1920 г. произошли существенные позитивные изменения во всех сферах жизни, в том числе, в общественно-политической. Возросло число участвующих в выборах в Советы. Если в 1924 –1925 гг. на выборах проголосовало всего 20% избирателей, а в 1926 –1927 гг. – 40%, то в 1929 –1930 гг. – 70%. Все заметнее было участие женщин-осетинок в общественно-политической жизни: в 1924–1925 гг. в выборах в местные Советы участвовало лишь 11% женщин, а в 1930 г. – уже 58,3%. Тогда же среди участников пленума облисполкома доля женщин составила 13,8 %. Все это свидетельствовало о развитии демократических процедур в общественно-политической жизни.
Первые успехи советского народа, особенно на пути создания тяжелой индустрии, серьезно встревожили международную буржуазию. В начале 1927 г., когда временная и частичная стабилизация капитализма подходила к концу, в империалистических странах участились агрессивные антисоветские выступления, шла усиленная подготовка экономического бойкота, иного рода интервенции против СССР. И на этот раз антисоветскую кампанию возглавило английское правительство консерваторов, которое в тесном союзе с другими империалистическими странами ввело линию на срыв англо-советских экономических отношений, на экономическую и политическую изоляцию СССР. 12 мая 1927 г. отряд английской полиции совершил налет на советское торгпредство в Лондоне, а 27 мая английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР. Ухудшились отношения и с Францией.
Одновременно иностранные разведки в ряде городов СССР организовали диверсионные и террористические акты. У советских людей не было никакого сомнения в том, что все эти события были звеньями одной цепи и свидетельствовали о намерении международного империализма развязать войну против Страны Советов.
Таким образом, повторялись социально-политическая и международная обстановки 1918–1920 гг., когда те же страны пытались раскачать общественно-политическую ситуацию внутри СССР. Это мы наблюдаем и в настоящее время, только в более агрессивных и иезуитских формах. Как говорится, "Хищник свои повадки не меняет", поскольку они закодированы у него на генетическом уровне, и поэтому социальными мерами и способами его не исправишь.
В завершение отметим, что правильность и обоснованность принятого народом, ее политической элитой политико-правового решения по поводу формы своей государственности определяются и оцениваются жизнью, практикой, что означает применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. Не случайно говорят: практика – мерило всех вещей. Не составляет исключение форма государственности Северной Осетии как автономной области. К моменту ее обретения она была максимально оптимальной, соответствующей историческому, политическому и государственно-правовому развитию такой формы, как автономная область – национально-территориального образования, входящего в состав Российской Федерации и обладающего известной долей политической и экономической самостоятельности в управлении своими делами. Меньшую же форму государственности – округ, во-первых, она уже прошла, во-вторых, могла препятствовать самостоятельности и эффективности принимаемых ею решений и их реализации, поскольку они требовали бы дополнительных согласований, что неминуемо означало потерю драгоценного времени, оперативности соответствующих действий и т.д.
Достигнутые успехи Северо-Осетинской автономной области в разных сферах деятельности свидетельствовали о том, что выбранная форма государственности не только оправдала себя, но и подготовила почву для более высокого политического, государственно-правового, социально-экономического и культурно-образовательного развития Северной Осетии с тем, чтобы она поднялась до статуса республики и заняла достойное место среди республик Российской Федерации.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30