Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
…Над пестрой ширмой кукла роль свою играет

ТВОРЧЕСТВО Художники Ирина Кулкина и Светлана Ситохова работают в ТЮЗе "Саби" более 20 лет

Все-таки есть в кукле что-то мистическое. Особенно, если она не штамповка, а сработана вручную хорошим мастером. И тогда…в полночь ресницы взмахнут над стеклянными глазами, пластиковые руки и ноги задвигаются, а в тельце из папье-маше застучит моторчик-сердце. Бывает ли так? Кто знает, кто знает…

– Светлана, Ирина, а у вас, в вашей мастерской так было? Вы верите, что куклы по ночам оживают? – спрашиваю я у художников ТЮЗа "Саби", заслуженных работников культуры РСО–А Светланы Ситоховой и Ирины Кулкиной. Вместе они работают уже более 23 лет. И хотя первая – художник-постановщик, вторая – художник-скульптор, по их выражению, они – мастера на все руки: декораторы, бутафоры, постижеры и много кто еще. Дело свое знают крепко, а опыта им не занимать.

– Раньше наш цех был наверху, небольшая комната под крышей. Были случаи: мы вечером уходили домой, а утром заставали кукол в другом положении, на других местах. Наверное, это шутил кто-то из коллег, но мы верили: наши куклы живые. Мы их всех-всех очень любим. Как детей. Вы сейчас спросили, и как будто время пробежало перед глазами. Пока работаешь над куклой, оживляешь ее, она становится родной.

Сейчас Ирина и Светлана вместе с их "подопечными" и всем хозяйством переехали в новое помещение. К ним совсем недавно присоединилась молодая художница Анастасия Дзарагасова, выпускница Владикавказского художественного училища имени Азанбека Джанаева по специальности "Дизайн". Девушке уже доверили оформить новый спектакль под рабочим названием "Аленький цветок", премьера которого состоится в феврале этого года.

Светлана и Ирина новым кадрам рады. Когда-то много лет назад и они также пришли из ВХУ: Ирина до театра поработала в детском саду: именно там ее и "подсмотрели" сотрудники ТЮЗа, параллельно вела предмет "Технология куклы" на театральном отделении в школе №18 – был такой эксперимент в образовательном процессе республики. Светлана заглянула в театр в поисках работы. "Меня взяли в качестве художника- декоратора. Я окончила училище, оформительское отделение, теперь оно называется "дизайн". Иру знала по училищу. Она училась "на живописи". Конечно, поступив в театр, я зашла к ней в цех – она уже работала. Мне понравилось. И первым спектаклем, который мне поручили как художнику-постановщику был "Колобок", – рассказывает Светлана.

Ой, а мой "Доктор Чики", – улыбается Ирина, а руки продолжают что-то лепить и при разговоре. – Режиссером был Михаил Евдокимович Гаев. Сегодня эти куклы уже старенькие, приходят в негодность. Столько лет прошло".

Да уж, за 20 с лишним лет каждая из них выпустила несколько десятков спектаклей. А это и декорации, и куклы, и костюмы… Режиссер, получив "добро" по выбору пьесы, ставит задачи перед художником. Тот в свою очередь, все осмыслив, берется за карандаш и рисует эскизы, создает образы всех героев, потом мастерит макет. И вот когда все одобрят, тогда начинается материальная часть, прежде всего, закуп тканей и фурнитуры. Ситохова и Кулкина предпочитают это делать сами, и правильно – им же с ними работать.

– Какие бывают куклы? Они ведь тоже разные.

– Конечно, – поясняют мастерицы. – Планшетные, ростовые, тростевые, петрушечные, гапитные… В других театрах есть еще марионетки. У нас пока таких нет. В последнее время преобладает планшетная кукла. На сцене зритель видит и актера, и куклу. Гапитная кукла имеет специальный механизм. И она, и петрушечная работают за ширмой. Сколько времени уходит на изготовку? По-разному, но не менее двух недель. Деревянную основу делает столяр, костюм шьют в пошивочном цехе, но все под нашим приглядом. Иначе и быть не может: в каждой кукле остается частичка нашей души. И еще, кукла принадлежит только одному спектаклю. Если его снимают с репертуара, то она больше нигде не играет. Таковы правила.

В последние годы в театре так повелось, что спектакль оформляет один художник. Другой поможет, но солирует один, и его взгляд решающий. Оно, наверное, и разумно – каждый творческий человек видит по-своему. Но секрет "мира и лада" между Ириной и Светланой все же не в этом. "Мы уважаем друг друга, и как человека, и как профессионала", – говорят обе. Безусловно, иначе 23 года вместе, на единой волне трудно удержаться.

Конечно, кукольный мир не стоит на месте. Новые технологии внедрились и в это царство. Художники, и это отлично, благодаря руководителю ТЮЗа Асланбеку Галаову, имеют возможность вместе с актерами выезжать на гастроли, изучать опыт коллег. Но иногда старые способы более надежны и быстры в исполнении.

– Конечно, устаем. Конечно, авралы бывают часто. В сердцах говоришь себе – все, не могу. А потом начинается новый рабочий день. И ты понимаешь, что это твоя любимая работа.

Вот на этой высокой ноте и хотелось бы закончить разговор с этими замечательными мастерицами. У обеих семьи: у Светланы трое детей, у Ирины уже четверо внуков. Это тот самый случай, когда " с одной работы на другую". Но все в радость: и семейные хлопоты, и самое лучшее занятие на свете. В нем – волшебство, красота, тепло, уникальное мастерство. Все вместе складываются в сказку, которую они дарят нам, зрителям.

Фото автора

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика