Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ…

Он нашел последний приют в Болгарии

В отечественной историографии советского периода Первой мировой войне не уделялось достаточного внимания, как бы хотелось. Она считалась империалистической, чуждой народу и новому строю и освещалась не всегда объективно. Однако нельзя забывать о военачальниках и рядовых солдатах, проявивших полководческий талант и личную храбрость, воюя за Отечество. Не зря эту войну до революции называли второй отечественной. Среди героев были и наши земляки, подвиги некоторых до сих пор остаются неизвестными, и данный материал посвящен одному из них.

Семья Зангиевых: Нина (жена), Валентин (сын), Хуре (мать), Нина (дочь), Мурзабек. Ардон, 1910-е годы.

Родился будущий герой Первой мировой войны Мурзабек Зангиев 20 апреля 1879 году в крестьянской семье Тотраза Зангиева и Хуре Акеевой, где зрелого возраста достигли 10 детей (6 сыновей и 4 дочери). Данная ветка Зангиевых относилась к колену Кардановых, проживавших еще в 1860-е годы в Урсдоне. На почве конфликта с Кубатиевыми семья вынуждена была переселиться в Ардон, где глава большого семейства Тотраз был наречен христианским именем Василий, а сыновья его Магомет – Михаилом, Хаджимет – Харитоном, Хаджимусса – Александром, Хаджиумар – Харитоном, Мурзабек – Николаем, Елджарико – Владимиром. По данным посемейных списков на 1886 год, семья Зангиевых состояла из 14 душ обоего пола, имела в имуществе деревянный дом со службами и усадьбой, земли из общественного надела 4 десятин, рогатый скот 18 голов, лошадей 2, а также сенокос в горах в родовом селе Верхний Мизур (Алагирское ущелье). О детстве и довоенной биографии Мурзабека пока мало что удалось выяснить. Известно только, что 10 июня 1894 года он окончил курс школы Общества возрождения православного христианства на Кавказе.

После начала Первой мировой войны Мурзабек Зангиев, имевший уже семью и неплохой заработок, работая буровым мастером по добыванию нефти, 10 мая 1915 года добровольцем ушел в Русскую императорскую армию, чтобы воевать за Отечество. В составе 20-го пулеметно-автомобильного взвода воевал на Западном фронте против германских и австро-венгерских войск. За подвиги удостоился нескольких боевых наград. Приказом по 21-му армейскому корпусу от 27 июля 1915 года №118 доброволец 20-го автомобильно-пулеметного взвода Мурзабек Зангиев награжден Георгиевским крестом 4-й степени (№335.406) за то, что в ночь с 18 на 19 мая 1915 года, будучи разведчиком, опасностью для жизни доставил важные сведения о противнике…

Приказом 8-го гвардейского корпуса от 23 ноября 1915 года №349 доброволец 20-го пулеметно-автомобильного взвода Мурзабек Зангиев награжден Георгиевским крестом 3-й степени (№13.771) за то, что 11 июня 1915 года, состоя разведчиком при взводе, ночью, с явной личной опасностью, под сильным артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем противника доставил сведения о состоянии дороги для движения автомобиля к противнику. Определив направление, подвел автомобиль во фланг и тыл к окопам противника и далее продолжая наблюдать за появлением засады, способствуя полному успеху…

Приказом по 102-й пехотной дивизии от 22 декабря 1915 года №121 доброволец 20-го автомобильно-пулеметного взвода Мурзабек Зангиев награжден Георгиевским крестом 2-й степени (№22.197) за то, что в бою с 9 на 10 сентября 1915 года, будучи разведчиком при взводе, с явной личной опасностью под сильным артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем доставил точные сведения о расположении окопов противника, затем при преследовании, сидя на крыле автомобиля, уничтожал встречающиеся препятствия для движения автомобилей, а по прибытию в город Луцк им, вместе с другими разведчиками взвода, была взята в плен рота австрийцев из 2 офицеров и 149 нижних чинов…

В бою у деревни Копочовни 28 мая 1916 года Мурзабек Зангиев, произведенный приказом по 102-й пехотной дивизии от 9 января 1916 года №93 в младшие урядники, вызвавшись добровольцем для определения состояния шоссе и расположения окопов противника, с опасностью для жизни, под огнем артиллерии выполнил задание, но был тяжело контужен и эвакуирован в тыловую губернию. После выздоровления снова вернулся в действующую армию.

Приказом по 32-му армейскому корпусу от 20 сентября 1916 года №145 младший урядник 20-го пулеметно-автомобильного взвода Мурзабек Зангиев награжден Георгиевским крестом 1-й степени (№4.039) за то, что 20 июня 1916 года, под сильным и действительным огнем противника, определил состояние мостов и шоссе, а также расположение окопов противника, о чем своевременно донес командующему взводом, чем способствовал выполнению возложенной на взвод задачи...

Так младший урядник 20-го пулеметно-автомобильного взвода Мурзабек Тотразович Зангиев, добровольно ушедший в Первую мировую войну воевать за Отечество, в период с 27 июля 1915 года по 20 сентября 1916 года за проявленные мужество и храбрость удостоился всех 4-х Георгиевских крестов, став полным кавалером Георгиевского креста, что являлось высшей степенью отличия для рядового состава Русской императорской армии.

После отречения царской династии Романовых Мурзабек Зангиев, имевший уже офицерский чин, продолжил службу в Русской армии. Во время корниловского контрреволюционного выступления в 1917 году принял сторону мятежников, так как видел происходящее, когда Временное правительство сместило с постов или уволило в отставку бóльшую часть высшего командного состава армии, что сильно сказалось на ее общем состоянии: отмечалось массовое неповиновение приказам, бывали случаи избиения и даже убийства офицеров солдатами. У участника тех событий Хаджи-Мурата Дзарахохова, имевшего за Первую мировую войну два Георгиевских креста, а затем за Гражданскую войну орден Боевого Красного Знамени, во время корниловского мятежа служившего в составе Кавказской туземной конной дивизии ("Дикая дивизия") и перешедшего на сторону революционных сил, в воспоминаниях есть такая запись: "Офицер-осетин, Зангиев Мурзабек, говорил, что Хаджи-Мурат запачкал весь осетинский народ, что он является единственным большевиком среди осетин". Эти слова говорят о том, что, как офицер, Зангиев поддерживал военную диктатуру, чтобы страна не скатилась к новой революции и Гражданской войне, что в итоге и случилось.

После Октябрьской революции 1917 года Мурзабек Зангиев не поддержал пришедших в Петрограде к власти большевиков, а, наоборот, вступил в ряды созданной в ходе антибольшевистского восстания донского казачества весной 1918 года Донской армии. Затем был в рядах Вооруженных сил Юга России, которыми командовал генерал Антон Деникин.

Когда белогвардейцы в 1919 году заняли Северную Осетию, то Мурзабек Зангиев был назначен комендантом Ардона, где общество более чем сильно было разделено на сторонников белого движения и керменистов – т.е. большевиков. Об этом периоде биографии Зангиева в советское время писали только с негативной стороны. Однако мало кто знает, что когда белогвардейцами после занятия Ардона были арестованы местные керменисты, то их не казнили, а, наказав только розгами, отпустили. А когда в конце апреля 1919 года были выселены жители революционного Христиановского (ныне – город Дигора), а их имущество разграблено, именно Ардон впустил оставшихся без крыши над головой людей. В том, что ардонских керменистов не казнили, а тысячи христиановцев приютили именно в Ардоне, есть заслуга, как коменданта, Мурзабека Зангиева, смотревшего вперед и понимавшего, что Гражданская война рано или поздно окончится, а людям, которые оказались по разные стороны, нужно будет и дальше жить вместе.

После освобождения весной 1920 года Северной Осетии от белогвардейцев штабс-ротмистр Мурзабек Зангиев – в армии барона Петра Врангеля. Затем, когда белое движение потерпело поражение, он эвакуировался из Крыма в Грецию на остров Лемнос (Эгейское море), а осенью 1925 года в составе Терско-астраханского казачьего войска перебрался в Болгарию. На чужбине Мурзабек, конечно, тосковал по Родине, где остались его престарелая мать, жена, дети, но, понимая, к чему приведет возвращение, так и не вернулся, ни разу больше не увидев свою семью.

Скончался Зангиев 14 мая 1933 года в городе Бургас (Болгария), где и был похоронен.

В данной публикации не стараюсь никого оправдывать, в Гражданскую войну, черные страницы были у всех сторон. Среди них и сложная судьба героя Первой мировой войны Мурзабека Зангиева, чье имя, имя полного кавалера Георгиевского креста, осталось неизвестным в военной истории Осетии...

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика