Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Рыцарь духа

К 100-летию народного писателя Осетии Азамата КАЙТУКОВА

Душа и память в едином строю показывают удивительную гармонию чувств и трепета сердечного биения. Пока в своей груди мы храним истоки своих корней, пока в нас живет тяга к вечным ценностям, пока мы тянемся к мудрым заветам предков, понятия долга, чести, доблести и славы никогда не покинут нас. Ощущение будущности родного народа красной нитью проходит через все наши устремления. И не даст нам успокоения, пока мы не выполним свой сыновний долг перед Создателем, родиной-матерью и родным очагом, где увидели свой первый день земной...

В ходе этого святого действия в сердце не должно быть места для рисовки и бравирования своими заслугами. Если ты чего-то стоишь, то об этом красноречиво скажет твой народ и воздаст тебе по заслугам. Не об этом ли нам повествуют легенды и предания старины далекой, которые полны чудес и невероятных историй, опасных приключений и веселых небылиц? В седой старине сокрыта мудрость поколений, чей духовный мир оживает в хитросплетениях художественной словесности. Одним из тех творцов, кто в течение всей жизни постигал неисчерпаемые сокровища наших предков, был народный писатель РСО–А Азамат Кайтуков, вековой юбилей которого мы отметили недавно.

Азамат Бесланович Кайтуков родился 6 августа 1923 года в высокогорном ауле Ход Алагирского района Северной Осетии, в многодетной семье горца-осетина, где насчитывалось 16 детей. К большому сожалению, из них выжили только четверо, старшим из которых был Азамат. Этот фактор воспитал в нем ответственность за младших и сыграл важную роль в формировании его личности.

Несмотря на все бытовые и материальные трудности того довоенного времени, дети Кайтуковых находили время и на помощь родителям, и на учебу в школе. Главным их развлечением были осетинские сказки и легенды, которые любили рассказывать горские старейшины. По его собственному признанию, первую легенду он написал еще в четвертом классе. Окончив 7 классов, Азамат собирался продолжить образование и стать геологом. Для начала он поступил на работу в Садонское рудоуправление в качестве проходчика. Однако в планы юноши вмешалось тревожное ожидание войны (бои на Дальнем Востоке с Японией, финская кампания). Учитывая все это, не по годам мудрый 16-летний Азамат решил отправиться служить в Красную армию раньше срока, чтобы выучиться по-настоящему военному делу. Для этого он без ведома родителей обратился к родственнику, работавшему в местном сельсовете, с просьбой изменить дату рождения на два года. Несмотря на протесты родителей, в апреле 1941 года юноша отправился служить в ряды РККА.

Весенние месяцы для Азамата пролетели быстро. Война для молодого бойца началась в городе Павлограде Днепропетровской области, в артиллерийском полку. Вместе с однополчанами он отправился маршем в областной центр. Удручало то, что не хватало боеприпасов, но никто не падал духом, рассчитывая добыть у врага. Из Днепропетровска артиллеристы добрались до Винницы, в лесах которой состоялось боевое крещение бойца из Осетии. Боестолкновение было недолгим – численность наших воинов значительно превосходила число вражеских десантников, обнаруженных в лесу. В то время в армии многие не знали, что такое автомат. У убитых немцев солдаты к своему удивлению обнаружили это оружие. Один из трофеев достался молодому сержанту Кайтукову. Однако, когда информация о необычной находке дошла до командиров, они решили изъять их для охраны штаба. Так сержант Кайтуков, не захотев расстаться с трофейным автоматом, попал в состав охраны штаба.

"Первые стихи, рассказы и легенды Кайтукова появились в периодической печати в 1946 году. С тех пор на страницах средств массовой информации регулярно стали появляться многожанровые произведения. Его имя стало известным широкому кругу читателей первой книги "Драгоценный камень" в 1984 году. В своих рассказах и легендах писатель с большим мастерством изображал жизнь осетин. Во все времена добро и зло ходили параллельно, подчеркивая пространство между честью и подлостью, героизмом и предательством. Плодом размышлений вокруг этих ценностей стал выход второй книги Азамата Кайтукова в 1989 году под названием "Пастуший посох". В ней автор продолжил тему духовного совершенствования человека. Впоследствии к ним добавились "Легенды гор" и "Ход. Предания и жизнь". Герои этих книг – рыцари духа. Писателю, чтобы найти своих персонажей, не было нужды отправляться в дальние странствия. Они жили и творили в горных ущельях Осетии – Алании, о них слагали исторические песни и легенды. Пастухи, пахари, охотники и сказители всегда были рядом, и воздать им должное Азамат Кайтуков считал своим долгом и призванием". 

Первые месяцы войны на Украине были наполнены горечью от постоянного отступления. Тем не менее советские солдаты были полны решимости дать бой врагу. Такая возможность артиллеристам предоставилась в августе 1941 года недалеко от Черкасс. Много солдат тогда полегло в неравном бою, который из-за недостатка боеприпасов перешел в рукопашный. Потеряв сознание от удара прикладом, Кайтуков пришел в себя уже в колонне пленных, которых гнали в немецкий тыл. Тогда он впервые стал свидетелем нечеловеческой жестокости немцев. Возле одной из деревень женщины из местных жителей выстроились в ряд с небогатыми угощениями для шедших пленных. Немцы не позволяли кормить голодных и обессиленных солдат. Нескольких самых упорных женщин с протянутыми руками они даже застрелили в упор.

Несмотря на тяжелые условия содержания в немецких лагерях, захватчикам не удалось сломить дух пленных солдат. С характером бойца Азамат долго в плену не задержался. Когда его в очередной раз забрали разгружать эшелоны, он, воспользовавшись потерей бдительности немцев, сбежал в лес и благодаря помощи добрых людей продержался на свободе десять дней, двигаясь в сторону фронта. Добравшись до Кировограда, солдат снова попал в плен. В тот момент в местном лагере находились до 40 тысяч военнопленных, надсмотрщиками которых уже были не немцы, а предатели из числа украинцев и русских. Но, к счастью, везение оказалось на стороне отважного воина: однажды его повели одного в неизвестном направлении. Как оказалось, для того чтобы скормить овчарке. Собака обитала в просторной, темной конуре, в которую завели военнопленного. Азамат уже приготовился к смерти, но овчарка оказалась "человечнее" фрицев. Заглянувший позже нацист обнаружил грозную собаку, мирно опустившую голову на колени своей потенциальной жертвы. Озверевший фашист застрелил животное и захлопнул дверь.

Еще несколько томительных часов чудом спасшийся солдат просидел рядом с телом собаки, после чего, взвесив все "за" и "против", решился на очередной побег, который на сей раз удался. Перемещаясь ночами, днем прячась у добрых людей, свободолюбивый горец прошел пешком с Украины до Северной Осетии. Напомним, что вся эта территория страны находилась под оккупацией захватчиков. Неудивительно, что за бывшего военнопленного взялись сотрудники НКВД. Так отважный воин оказался в спецлагере № 249 в городе Кировабаде Азербайджанской ССР. После долгих расследований в фильтрационном лагере ему удалось доказать свою невиновность. Восстановившись в правах и получив новые документы, он вернулся на фронт.

Появился шанс доказать свою невиновность в одном из тяжелейших сражений – в Сталинградской битве. Прибыл он туда в самый разгар боев, получив назначение в стрелковое подразделение командиром отделения автоматчиков. Особенно ему там заполнился высокий боевой дух воинов, шедших на смертный бой. Накануне наступления, вечером, в отделение Кайтукова пришел командир роты и обратился к нему: "На рассвете начнется наша атака". И добавил: "С музыкой пойдем, товарищ сержант!" На рассвете рота автоматчиков заняла исходные позиции для атаки. Сюда же подтянулись полковые музыканты во главе с капельмейстером В. Филатовым. В небе вспыхнула ракета. И тут же грянул "Интернационал". Ударила артиллерия. Над окопами раздалось: "Ура! Ура!" – и гвардейская дивизия устремилась вперед. Многие полегли тогда на поле боя, половина той "музыкальной" роты также навсегда осталась лежать под Сталинградом... На берегу Волги Азамат Кайтуков получил тяжелое пулевое ранение и попал в госпиталь.

После выздоровления он вернулся в строй. На этот раз воин стал участником других исторических сражений – Битвы на Курской дуге, затем – операции "Багратион". В самом ее начале Азамат Кайтуков совершил подвиг, за который позже получил заслуженную награду. В Витебской области, в направлении одного из сельских поселений, наступление нашей пехоты захлебнулось из-за вражеского дзота, пулеметные очереди косили одного солдата за другим. Попытки еще нескольких добраться до выжженной земли закончились их гибелью. Когда на это задание отправили Азамата, он проявил свою обычную смекалку и пополз не по маршруту предшественников, а по торфяной жиже. Весь в болотистой грязи, он дополз до дзота и тут же "получил" две пули. Теряя сознание, смелый боец все-таки забросил гранату в амбразуру.

А потом был полевой госпиталь, где, залечивая раны, он находился на грани жизни и смерти. Но, слава богу, пронесло и на этот раз: "выкарабкался" инвалидом войны 2-й группы. За совершенный подвиг ему должны были присвоить звание Героя Советского Союза, однако то, что он был в плену, стало преградой этому представлению. Встав на ноги после тяжелейшего ранения, в 1944 году Азамат Кайтуков вернулся домой и узнал о горестной вести: ушла из жизни его мать, чуть позже скончался и отец. Так он стал опекуном своих младших братьев и сестер. В первое время семья жила на его пенсию, а когда позволило здоровье, пошел на Садонский свинцово-цинковый комбинат, где, в общей сложности проработал более полувека.

После войны вернулся к любимому делу – собиранию образцов народного творчества. Ранее аккуратно записывал осетинские легенды и сказания в общие тетради. Однако, вернувшись с войны, их не обнаружил: семье пришлось сжечь эти рукописи, так как нечем было топить горскую печь. Но Азамат, как и на войне, не пал духом, а стал восстанавливать свои архивы.

Первые стихи, рассказы и легенды Кайтукова появились в периодической печати в 1946 году. С тех пор на страницах средств массовой информации регулярно стали появляться многожанровые произведения. Его имя стало известным широкому кругу читателей первой книги "Драгоценный камень" в 1984 году. В своих рассказах и легендах писатель с большим мастерством изображал жизнь осетин. Во все времена добро и зло ходили параллельно, подчеркивая пространство между честью и подлостью, героизмом и предательством. Плодом размышлений вокруг этих ценностей стал выход второй книги Азамата Кайтукова в 1989 году под названием "Пастуший посох". В ней автор продолжил тему духовного совершенствования человека. Впоследствии к ним добавились "Легенды гор" и "Ход. Предания и жизнь". Герои этих книг – рыцари духа. Писателю, чтобы найти своих персонажей, не было нужды отправляться в дальние странствия. Они жили и творили в горных ущельях Осетии – Алании, о них слагали исторические песни и легенды. Пастухи, пахари, охотники и сказители всегда были рядом, и воздать им должное Азамат Кайтуков считал своим долгом и призванием.

Несмотря на физические трудности, он до последних дней своих сохранял светлый ум. Проводил большую общественную работу, возглавлял совет ветеранов войны и труда родного для него Садонского комбината, участвовал во встречах поколений, мероприятиях военно-исторического воспитания. Уже будучи в солидном возрасте, Азамат Бесланович совершил еще один поступок. После безвременной кончины сына он стал опекуном своих внуков, как когда-то – для брата и сестер. Но при этом не забывал и о творчестве. В 2013 году к своему девяностолетию сделал себе прекрасный подарок – выпустил книгу "Ход. Предания и жизнь". В ней автор поведал о венных буднях простого солдата, прошедшего войну, а также об участниках – представителях фамилии Кайтуковых.

Критики удостоили писателя эпитетом "осетинский Бажов". У Азамата не было ни литературного, ни филологического образования, но он сумел создать цельные художественные произведения с четкой композиционной завершенностью. Солдат – победитель и созидатель – в мирной жизни дожил до 70-летия великой Победы, но 4 мая 2016 года настал его последний земной день.

Творения мастера стали настольными книгами многих поколений Осетии. Я знал его более четверти века и не раз беседовал. Талантливый писатель-творец, добрейшей души человек радует читателей своим творчеством, мудростью и высоким даром художественного слова. Его жизненный и творческий путь – это восхождение к высочайшей точке земной цивилизации – к сердцам людей.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика