Практикум для молодого учителя
Хочу сказать огромное спасибо редакции газеты "СО" за многочисленные публикации на темы образования в Год педагога и наставника. Я их не только читаю, но и откладываю в отдельную папку. Набралось уже 37 интересных, содержательных публикаций, которые после отбора будут рекомендованы для публикации в сборнике "Практикум по педагогике", который я надеюсь издать. Составители будущей книги обращаются вновь к педагогам республики, предлагая поделиться мыслями и наработками из своего опыта работы с детьми в школах или иных образовательных учреждениях.
Читая, к примеру, удивительно душевную статью Таисии Печенкиной от 18-го мая 2023 года "Только вместе мы преодолеем все", подумала: хороший пример заразителен, он всегда нужен, особенно для начинающих педагогов. Я позавидовала белой завистью Таисии Ивановне, Алле Александровне Салбиевой, Заре Харитоновне Бадзиевой, Тамаре Каурбековне Бурдзиевой, что они оставили добрый след в памяти многих ребят, чья сложная судьба привела их в Республиканский центр реабилитации несовершеннолетних "Доброе сердце".
Хочу выразить благодарность Зарине Кабисовой, автору публикации о Лилии Степановне Соложенко на страницах "СО" от 29-го июля 2023 года. Советы Лилии Степановны бесценны для начинающих педагогов, они заслуживают того, чтобы пополнить страницы будущей книги "Практикум по педагогике". Думается, что Лидии Степановне еще есть о чем поучительном рассказать из своей практики для начинающих путь в педагогике.
Статья вызвала у меня мысли о том, как важно, чтобы учитель умел любить – детей, школу, свою профессию. Представила, что было бы хорошо, если бы существовал маркер, который, подобно лакмусовой бумаге, сразу показывал бы уровень способности абитуриента к проявлению любви, чтобы так определялась его профпригодность для будущей профессии педагога. Вспомнила несколько случаев, с которыми столкнулась в своей педагогической практике. Думаю, эта история тоже будет по-своему поучительной.
…Она переступила порог учительской возбужденная, гневно произнесла: "У меня было желание взять палку и дать им по головам". Она – учительница третьего класса, начала жаловаться на своих учеников, не выбирая выражений. В это время прозвенел звонок, и я, не дослушав, поспешила на урок в свой класс. А на следующей перемене в учительскую зашла преподаватель русского языка и литературы, тоже возбужденная, и с восхищением сказала: "Вы только послушайте!" И стала читать сочинение своего ученика – с выражением, и перед нами открылась необыкновенной красоты природа, описанная языком художника, человека широкой, доброй души. Мы были поражены богатством внутреннего мира мальчика – автора сочинения. Он описал свои чувства, которые испытывает при наблюдении за природой. Мы онемели, когда узнали имя автора. Это – Феликс, десятиклас-сник – сын той самой учительницы, которая часом раньше ругала своих третьеклассников.
Прошло какое-то время, и получилось так, что мы с коллегой пришли к ней домой по какому-то делу. Зайдя в прихожую, я увидела Феликса, моющего пол в большой комнате. Мать встретила нас и провела в эту комнату. Вдруг она закричала на сына, указывая пальцем под стол: "Вот это что такое?! Свинья!" От неожиданности я вздрогнула, посмотрела на Феликса. Можете представить, что было в глазах юноши: одновременно и ненависть, и стыд, и какая-то безысходность. Я схватила мать за руку, вывела ее в коридор и говорю: "Ты что творишь, у тебя сердца нет?! Ты понимаешь, что унизила при нас своего ребенка, который уже почти мужчина, какой урок морали, сочувствия, любви ты ему сейчас преподала?" К сожалению, быть другом, добрым наставником удается не каждому родителю, даже если он педагог. Поэтому неудивительно, что, взрослея, парень резко изменился, стал дружить с подозрительными ребятами. Окончив школу, поступил на юридический факультет. Проучился один семестр, а во время каникул погиб от передозировки наркотиков.
Чрезмерная строгость, постоянные одергивания, а то и унижения ребенка, как и излишняя опека, ни к чему хорошему в воспитании привести не могут.
Вспоминаю и другой случай, связанный с той же коллегой-учительницей.
До замужества она жила с матерью. Мы были знакомы, иногда общались. Однажды во время летних каникул она пригласила меня к себе домой и сразу начала показывать свои обновки, которые накупила на все свои отпускные. Я порадовалась за нее, а уходя, заглянула в другую комнату поздороваться с ее больной матерью, которая лежала на кровати. Комната была мрачная, пол весь прогнил. Подушка, на которой она лежала, без второй наволочки, и перья вылезли наружу. Я была потрясена. Подумала: если бы вместо восьми платьев купила четыре, то могла на остальные деньги приобрести матери постельное белье и поменять в комнате пол. Очень сильно разочаровалась я тогда в своей коллеге. Она никого не любила: ни мать, ни сына, ни учеников! Родителей не выбирают, выбирает судьба. А учителя можно выбрать?
У моей первой учительницы была такая широкая душа, что в ней вмещались все беды и радости учеников нашего первого класса. Мы "купались" в ее любви, были счастливы, испытывая радость познания, которую она нам дарила! Мы плакали, когда она вышла замуж и уехала в соседнее село. А у пришедшей ей на смену учительницы души вообще не почувствовали. После уроков домой мы уходили утомленными, как будто тяжелую смену отработали. Вот вопрос: можно ли определить профнепригодность будущего педагога, чтобы избавить детей от горькой судьбы в детстве? Наверное, можно. Сейчас в школах появились профильные классы по разным специальностям. Есть среди них и педагогические. И все же самые первые знания и представления о профессии педагога наши дети получают от нас, своих первых учителей и наставников.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30