Страницы из боевой биографии Беберта Дзарасова
Во время Великой Отечественной войны слова "морская пехота" символизировали храбрость, верность и стойкость, презрение к опасности. Казалось, для людей в тельняшках и в черных бушлатах не было преград при наступлении, а в обороне они стояли насмерть.
Немало ярких страниц, свидетельствующих об их беззаветной преданности, героизме, вписано в летопись Великой Отечественной войны. Среди них был и Беберт Адулгериевич Дзарасов. Но до 80-х годов ХХ столетия о нем почти ничего не было известно. У его близких бережно хранился лишь маленький треугольник – стертое от времени письмо, написанное в январе 1943 года. В нем Беберт писал "…у меня сегодня праздник, потому что героическая Красная Армия освободила наше село Чикола. Они мои братья, которые там героически сражаются за мою родину. Я тоже освобождаю такие же села, но в другом районе великой Родины…" В заключение письма он скромно приписал: "дважды награжден".
Это письмо было последним. И лишь спустя много лет, благодаря клубу "Поиск" Московского торгово-экономического техникума и родному старшему брату Беберта – тоже фронтовику, Агубе Адулгериевичу, а также материалам периодической печати, архиву Министерства обороны и воспоминаниям тогдашнего командира 4-го отдельного батальона морской пехоты Пантелея Константиновича Цаллагова удалось восстановить страницы из боевой биографии Беберта Дзарасова.
В ряды Красной Армии Беберт был призван в 1939 году. В составе отряда лыжников-добровольцев из Ленинграда участвовал в советско-финской войне. Отряд совершил ряд дерзких вылазок в тыл противника, уничтожив склад с вооружением, объекты военной инфраструктуры, участвовал в боях за станцию Хейниони Дзарасов героически сражался, за что был награжден медалью "За отвагу".
А первый его бой произошел на полуострове Ханко, где оборонялись морские пехотинцы. Для расширения зоны обороны было решено путем высадки десанта овладеть наиболее важными островами. Для этой операции был выбран батальон под командованием капитана Б. Гранина. Десант высаживался обычно силами одной роты с использованием катеров, реже – шлюпок, затем переправлялись основные силы. Таким образом было захвачено 18 островов. В этих операциях Беберт Дзарасов вновь отличился и был представлен к награде. После лечения в госпитале воевал в составе отдельного батальона морской пехоты Балтфлота.
Летом 1942 года обстановка на юге нашей страны резко обострилась, и противник начал угрожать Кавказу. Ставка Верховного главнокомандования с целью усиления обороны кавказского направления перебросила воинские части и подразделения из других регионов страны, в том числе и отдельный батальон морской пехоты, 62-ю отдельную морскую стрелковую бригаду, где было больше угрозы для прорыва противника. На моздокском направлении морские пехотинцы стояли насмерть. "Нас там сильно потрепали, но мы в жестоких боях под Моздоком выстояли, победили, не пропустили врага к нефти Грозного и Баку. Бригада нанесла врагу огромный урон. Одних танков было уничтожено 125 штук…" (из воспоминаний П. К. Цаллагова).
А вот что писала газета "Известия" от 1 ноября 1942 года: "Немецкие орудия били усиленно. Начиналась подготовка к атаке. В разгар обстрела к бойцам морской пехоты подошел командир подразделения лейтенант Милан.
– В лощине скопились немецкие танки, – сказал он. – По данным разведки их свыше десяти. По-видимому, двинутся сюда через кукурузное поле. Выходи, кто возьмется за уничтожение танков!
Несколько бойцов почти одновременно сделали шаг вперед, а через мгновение все подразделение придвинулось к лейтенанту.
– Так много не нужно, – заметил командир. – Будем уничтожать врага не числом, а умением. Пускай пойдет старшина 2-й статьи Дзарасов и…
Лейтенант указал еще на четырех краснофлотцев.
Беберт Дзарасов, уроженец этих мест, уже успел пройти школу войны, дрался в снегах Финляндии, и грудь его украшал орден Красной Звезды.
"Танков одиннадцать,– подумал Дзарасов. – Можно считать, по два на брата. Только бы не оплошать!"
Позицию для нападения он избрал у обочины дороги. Из машины засаду можно было распознать, только подойдя вплотную. Но тогда коктейль Молотова уже сделает свое дело. Б. Дзарасов расставил ребят по позициям: Сергей Колотушкин залег в неглубокой выемке, рядом приготовился Александр Жилкин. Справа в заброшенном окопчике приткнулись Михаил Адамов и Михаил Быков.
Танки приближались Они двигались несколькими группами, обстреливая поле из пулеметов. Сквозь ветки куста Дзарасов увидел, что три машины свернули в сторону Колотушкина. Прошло некоторое время, но взрыва пока не было. Слышался только металлический скрежет гусениц.
– Неужели Колотушкин оплошал? – подумал Дзарасов. – Самому, что ли, пойти наперерез машинам?
Но тут новая группа танков отвлекла внимание Дзарасова. Они шли прямо на скрывавший его куст. Он привстал на колено, откинул назад руку с бутылкой и, выждав, пока первая машина подошла ближе, бросил бутылку в смотровую щель. Окутанный дымом и пламенем танк резко рванул влево, стараясь сбить огонь. Дзарасов "угостил" противника еще одной бутылкой с горючей смесью.
Возле выемки, где залегли Колотушкин и Жилкин, тоже запылал танк. Огненные языки жадно лизали моторную часть. По земле катался в горящей одежде один из немецких танкистов. Вскоре по соседству появился еще один очаг огня. Жилкин, вскинув к плечу автомат, давал короткие очереди по гитлеровцам, вылезавшим из танка.
Потеряв три танка, фашисты стали действовать осторожнее. Теперь они шли широко развернутым строем. Адамов и Быков подпустили танки ближе, поднялись во весь рост и бросили свои бутылки с горючим одновременно в два танка. Жидкость разлилась по броне, проникла сквозь щели, и тяжелые, бронированные машины стали гореть. Остальные танки повернули вспять. Четверо краснофлотцев вернулись на свои позиции с убитым в бою Жилкиным.
Лейтенант Милан крепко пожал руки Дзарасову и его друзьям, вернувшимся с победой. Среди кукурузного поля догорали пять фашистских танков".
По поводу этого подвига дважды сообщалось в директивах политотделов 9-й и 37-й армий.
Он не получил свой орден "Красного Знамени", которым был награжден приказом № 1 от 1 января 1942 года, объявленном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1942 года, не получил и награду за свой подвиг в боях под Моздоком. В апреле 1943 года в боях за освобождение Краснодарского края Беберт Адулгериевич Дзарасов погиб.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30