Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Картины жизни и духовной культуры

Становление профессионального изобразительного искусства в Северной Осетии в 1920–1930-х гг.

Махарбек Туганов

Революционные события в России начала XX века определили новый период в развитии национальных культур народов СССР. Советская власть учитывала не только просветительский, но и идеологический и воспитательный потенциал культуры, поэтому активно содействовала развитию художественного творчества.

При этом отношение к культуре требовало качественно нового, более высокого уровня компетентности работников, особенно на национальных окраинах страны. В русле этой культурной политики 1920–1930-е годы стали временем становления профессиональных форм искусства малочисленных народов СССР.

Профессиональное изобразительное искусство Осетии как часть национальной культуры имело прочную историческую основу в бытовой культуре и особенностях образа жизни наших предков. Традиционные народные промыслы, художественные ремесла веками отражали мировоззрение народа, формируя в нем образное толкование среды своего существования. При этом зарождению профессиональных форм искусства в немалой степени способствовало наличие в образе жизни населения важных и позитивных свидетельств вполне мирного сосуществования православия и ислама. В результате к моменту установления советской власти на Тереке искусство Осетии уже располагало немногочисленными профессиональными кадрами и налаженными связями в творческих кругах столицы России. В перечне имен, стоявших у истоков современного изобразительного искусства, вслед за Коста Хетагуровым по праву стоит имя Махарбека Туганова – художника-реформатора, соединившего в своем творчестве достижения академической школы русской живописи, выдающиеся образцы европейской художественной традиции и сокровища национальной культуры.

Махарбек Туганов "вошел в революцию" зрелым, состоявшимся художником. Как истинный мятежник духа, отказавшись от сословных привилегий и принадлежавшего ему имущества, он активно поддержал советскую власть. В начале 1920-х годов вместе с другими художниками, в большинстве любителями-энтузиастами, он участвовал в агитационных кампаниях, оформлении различных общественных мероприятий, выставок. В составе Терского отделения Кавказско-Российского телеграфного агентства вместе с П. Блюме, С. Тавасиевым создавал социальные плакаты и политическую карикатуру "на злобу дня".

Вдохновленный энтузиазмом соотечественников, Туганов был "захвачен" темой революции, героикой и драмой Гражданской войны, достижениями социалистического строительства. В 1920–1930-е годы им были созданы многие живописные и графические произведения. Среди них – "Переход Апшеронского полка на сторону красных партизан", "Путь белых по Урухскому ущелью", "Кяба Гоконаева", "Открытие ГизельдонГЭС", "Первый съезд колхозников Северной Осетии" и др. Знание исторического прошлого народа, его обычаев и традиций служило надежным основанием при создании картин об "уходящей Осетии": "Арашенда. Розыск жертв обвала", "Примирение кровников в красных окопах в момент наступления белых в 1919 году" и др. Работы художника "Народный суд", "Посвящение коня покойному", "Чермен", "Расстрел тринадцати коммунаров в Цхинвале" являлись, по сути, историческими документами, которые позволяли художественными средствами воспроизводить картины жизни и духовной культуры осетин. При этом исторические полотна соседствовали с иллюстрациями к художественной и учебной литературе, в частности, к пьесам Е. Бритаева "Амран", "Хазби", У. Шанаева "Сыновья Бата". Одновременно сообразно духу времени шел поиск новых способов интерпретации сюжетов нартовского эпоса. Среди многочисленных иллюстраций к героическим сказаниям в те годы особо выделялись исполненные акварелью графические листы "Пир нартов", "Донбеттыр", "Смерть Ахсара и Ахсартага".

После переезда в 1931 году в Южную Осетию Туганов продолжил активную творческую деятельность. Он организовал студию для горцев-бедняков, пожелавших учиться живописи.

В 1937 году на базе этой студии открылось художественное училище, которое превратилось в альма-матер для многих поколений талантливой осетинской молодежи. Будучи главным художником созданного в Цхинвале Юго-Осетинского государственного театра, он создавал костюмы, рисовал декорации к спектаклям по пьесам "Дуня" Коста Хетагурова, "Две сестры", "Амран" Елбыздыко Бритаева, "Ос-Багатар" Цомака Гадиева, "Нарт Батраз" Мухтара Шавлохова. Творческое новаторство и общественная активность Махарбека служили примером для молодых коллег, активно включавшихся в культурную жизнь Осетии.

В конце 1925 года по примеру Ассоциации художников революционной России в Осетии была создана Владикавказская ассоциация художников (ВАХ). В нее вошли П.М. Блюме, Н.М. Бучумов, Ю.А. Гелло, Н.Ф. Градовский, Н.Е. Кочетов, В.Л. Лакисов, А.А. Полетико. Результатом деятельности была организация в январе 1926 года в помещении городского совета первой выставки художников Владикавказа.

Сохранившийся каталог формирует представление о том, что ее участники не акцентировали внимание на острых социальных проблемах современности. Преобладал пейзаж ("Горы возле Владикавказа", "Казбек утром" П.М. Блюме, "Этюд старой мечети" Ю.А. Гелло, серия пейзажей "По Осетии" А.А. Полетико и т.д.) Ассоциация просуществовала недолго, но она служила примером объединения творческих деятелей. Многие ее участники стали членами созданного в 1939 году Союза советских художников Северо-Осетинской АССР.

Творческие и организационные "шатания" среди художников привели местные власти к выводу о необходимости "революционного набора" среди национальной молодежи. В 1924 году по решению Горского областного комитета РКП(б) в Ленинград для обучения в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН, бывшая Академия художеств) в составе группы горской молодежи были направлены Сосланбек Тавасиев, Давид Дзантиев, Сократ Кусов, Аслан-Гирей Хохов и Раиса Хасиева. После окончания учебы они продолжили новаторские поиски в сфере живописи, графики и скульптуры, развивая национальное профессиональное искусство в духе требований времени.

Признанным зачинателем осетинской советской графики был А.-Г. Хохов. В 1927 году, после окончания учебы, он вернулся домой и, по словам искусствоведа З. Газдановой, до конца жизни служил своей малой родине, "отдавая родному краю все свои знания, силы, возможности и талант". Его творчество было созвучно будням советской действительности. Дипломная работа "Образование" включала серию офортов "Рабфак", "Рабфаковец", "Горец" и отражала стремление молодежи к знаниям. Тема Родины во всем многообразии ее проявлений – древней и современной истории, культуры, природы Осетии – была главной в творчестве художника. В его работах серии пейзажей, представляющие памятники старинной горской архитектуры (жилые и сторожевые башни, средневековый некрополь и др.), соседствовали с изображением объектов социалистического строительства (Бесланского маисового комбината, завода "Электроцинк" и др.), портретами современников (писателя Барона Боциева, искусствоведа Игоря Урушадзе, студентки Нины Плиевой и др.) В 1932 году, ведя творческий диалог с М. Тугановым, он составил альбом графических работ, представлявший героический эпос нартов. Им был создан и первый альбом осетинского орнамента, изданный в 1929 году.

Национальное своеобразие, изысканность, красота, отличавшие, по мнению искусствоведов, художественную манеру Хохова, привлекали к нему внимание современников. Его офорты с изображением картин природы родного края украшали даже интерьеры квартир знаменитых писателей Максима Горького и Ромена Роллана.

Коренные изменения в общественной жизни, культуре и быте народа запечатлевал в своих работах художник Н.Е. Кочетов. Черты вновь создаваемого мира находили яркое воплощение в его живописных произведениях "Осетинка", "Осетинская свадьба", "Выступление С.М. Кирова на съезде в Пятигорске в 1918 году" и др.

Тему Родины поддержал приехавший в Осетию в конце 1930-х годов пейзажист и портретист П.М. Зарон, обращавшийся, как и другие художники, к героико-патриотической теме.

Настоящими наследниками народных мастеров художественных ремесел, таких как Сосланбек Едзиев, объединившими их опыт со знаниями профессиональной школы ваяния, стали осетинские скульпторы, получившие образование на скульптурном факультете ВХУТЕИНа: Давид Дзантиев и Сосланбек Тавасиев. В становлении осетинского профессионального искусства они сыграли видную роль.

Давид Дзантиев прожил короткую, но яркую жизнь. Опираясь на мировое классическое наследие, художник воплотил в своих скульптурах те ритм, пластику объемов, строгую точность линий, которые были близки характеру его народа ("Новая Осетия", "Мужская натура", "Обнаженная"). В иной стилистике работал Сосланбек Тавасиев, который создавал образы, наделенные фантастической силой и мощью. Скульптурные работы "Сила жизни", "Защита Дигорского ущелья от белогвардейцев", "Вперед, победа за нами!", посвященные событиям революции и Гражданской войны, служили образцами монументальной пропаганды. Они были проникнуты духом революционного романтизма и классовой непримиримости.

В 1920-е годы начался творческий путь талантливых скульпторов-самоучек, "народных самородков", младших братьев Давида Дзантиева Инала и Александра. Их работы запечатлевали революционный порыв и трудовую жизнь обновленной земли. Для них преобразованная революцией жизнь была средой существования, в том числе в творчестве. Выражениями этого факта служили скульптуры И. Дзантиева "Трудящиеся Осетии приветствуют Конституцию", "Молодая республика" и др. В работах А. Дзантиева воспроизводились сцены народной жизни: "Примирение кровников", "Похороны умершего" и др. Источником творческого вдохновения для обоих художников стал образ Коста Хетагурова. А. Дзантиев был автором первого памятника выдающемуся деятелю национальной культуры, установленного в Беслане в 1938 году. Он же к 80-летию со дня рождения Коста создал бюст поэта, ныне украшающий парк культуры и отдыха им. К. Хетагурова во Владикавказе. А в 1940 году в Сталинире (Цхинвале) открыли памятник Коста работы И. Дзантиева.

Достойным преемником творцов нового осетинского изобразительного искусства стал Азанбек Джанаев. Он впервые заявил о себе как об одаренном художнике в 1939 г., представив на Всесоюзной выставке самодеятельных художников картину "Батумская демонстрация 1902 года". Конкурсант заслужил одобрение комиссии и получил одну из первых премий.

Таким образом, 1920–1930-е годы стали начальным этапом становления профессионального изобразительного искусства Осетии. За это время сформировалось сообщество художников республики, выросло новое поколение талантливой молодежи, объединившее опыт традиционного народного искусства с достижениями профессиональной школы. Им предстояли нелегкие, но интересные годы дальнейшего развития осетинского профессионального изобразительного искусства.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика