Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Патриотический код нации

Русский мир и российские народы

В мае у народов нашей страны два особых праздника, два святых дня. Это День Победы и День славянской письменности и культуры. Равноапостольные Кирилл и Мефодий дали не только письменность, но и положили начало уникальному политико-правовому и культурному феномену на политической карте Земли – Русскому миру. Тому самому, который веками непонятен чужеземных мудрецам, но о котором очень верно высказался Н.А. БЕРДЯЕВ в работе "О назначении человека", подчеркивая, что на всем протяжении своего существования Российское государство осуществляло свою внутреннюю и внешнюю политику, исходя из общего принципа соборности, выражающегося в собирательстве народов и земель, что называется, на равных условиях, с основным государствообразующим русским народом, проявлявшим соучастие и заинтересованность в судьбах других народов.

Эта политика осуществлялась на протяжении всей истории России повсеместно, в том числе и на Кавказе. Она являлась притягательной для сопредельных народов задолго до их официального присоединения к России. Именно на эти качества указывал и генералиссимус И.В. Сталин на знаменитом праздновании Победы нашего народа в Великой Отечественный войне. К подножию мавзолея упали знамена "непобедимого" рейха, включая и штандарт самого фюрера, а над всей планетой разнеслись слова руководителя СССР=России о великом русском народе.

Вслед за президентом нашего государства В.В. Путиным мы повторяем слова о том, что, совершая героические поступки в труде или бою, каждый житель Российской Федерации отождествляет себя с представителями многонационального российского народа, говоря – я …и далее называя многие другие народы страны, в том числе и осетин.

Геополитическим противникам нашего государства нет числа: сказались годы эйфории перестроечных времен, распада не только Союза стран социалистического содружества, но и СССР; годы соросовского вторжения в наш духовно-нравственный мир и образовательную систему, осуществляемого под лозунгом "Патриотизм – прибежище негодяев".

Порой кажется, что мир сошел с ума, и люди, как те тролли из сказки Ганса Андерсена "Снежная королева", создавшие зеркало, искажавшее и отображавшее все и вся в уродливом виде. Но и этого им показалось мало, и они вознамерились достичь Божьего престола. Удел их был плачевным, но осколки того зеркала разлетелись по всему миру.

Не потому ли сегодня во многих государствах "просвещенной Европы" на законодательном уровне разрешают глумиться над искренними чувствами верующих, сжигать их священные книги, в непотребном виде вторгаться в церкви и мечети… Оскверняются семейные ценности, и даже сами слова "отец и мать" не находят своего места в лексиконе нумерованных родителей, а то и лиц "третьего" пола.

Сегодня, когда на независимость нашего государства посягают недобитые фашистские приспешники, объединились гитлеры и лжедмитрии, мазепы и карлы шведские, наполеоны, становится особо значимым патриотический код нации, та самая духовная скрепа, сплачивающая народы страны. Ее смысл был озвучен на полях Полтавской битвы устами царя-реформатора Петра Великого: "Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу церковь... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Именно государство Российское, многонациональное и многоконфессиональное, явилось результатом Русского мира, начало которого было заложено в умах и сердцах восточных славян, составивших Киевскую Русь, а затем и Московское государство, когда мать городов и селений русских попала под власть иноземных захватчиков, из гнета которых удалось выйти лишь после Переяславской Рады 1654 года.

Тогда казалось, что идея панславянского братства победила полностью и окончательно на просторах Европы и Азии. Соседние империи и их сателлиты с удивлением взирали на крепнувшее государство – активного фигуранта мировой политики, о существовании которого, "зажатого между Литвой и татарами", как писал Карл Маркс, они и не подозревали еще совсем недавно, если судить по историческим меркам.

Креп русский дух и вся Русь, еще не разделенная на окраинные земли и не желавшая играть второстепенные роли в мировой политике, чем вызывала открытое неприятие при дворах всех западных и восточных империй. Но им суждено было потесниться, ибо царь-реформатор Петр вознамерился с учетом всех позитивных западных и восточных государственно-правовых традиций основать качественно новое для тех лет государство, империю, основанную не столько на силе оружия, сколько на силе духа.

Качественно новые характеристики Петровского государства, будь то в церковной, экономической, политической и правовых сферах, до сих пор все еще нуждаются в аналитических исследованиях, но результат реформ Петра, что называется, виден невооруженным взглядом – это была Российская империя.

Все время ее существования, равно как и во время существования ее правопреемника СССР, при дворах правящих монархов, да и в республиканских правительствах в Лондоне и Париже, Берлине, Риме, Вене, Токио и Стамбуле культивировалась идея сокрушения нашего государства как силой оружия, так и "мягкой силой". Потому появляются тенденции противопоставления народов и религий на политическом поле России. Чисто географические особенности, не говоря уже об определенных национальных противоречиях, возводятся в ранг проблем, которые "не объехать и не обойти, единственный выход – взорвать".

Это и произошло в 1917 году, и вина за это лежит не только на внешних противниках величия России, но и на внутренних силах, которые, кто по святой простоте своей и в силу семейных неурядиц, как император Николай II, а кто и по скудоумию внял вражескому наущению и совершил так называемую февральскую революцию, причины которой кроются не только в крестьянских войнах и дворянских восстаниях, "диссидентских" движениях Герцена и Огарева, шестидесятников и социал-демократов, но и отречении императора. Оно, по справедливой мысли видного историка права И.А. Исаева, является ни чем иным, как самоубийством государственности.

Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу церковь... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Октябрьская революция 1917 года, казалось, стала концом этому ужасу.

Но истина, на наш взгляд, заключается в том, что эта история имела продолжение и повторилась, спустя почти 70 лет. Бездарный правитель уже именовался не императором, а генсеком, который во искупление своих грехов против страны не пожертвовал ничем. М.С. Горбачев, не желавший взять на себя ответственность за судьбу страны, увидеть реальные проблемы, стоящие перед народом, и ориентирующийся на мнения горлопанов внутри страны и так называемое "мировое сообщество", вполне возможно, что и не "за просто так" развалил наше государство и надругался над нашей историей.

Идеология имеет большое значение в жизни общества, но классовая идеология в разумном обществе всегда уступала место идеологии здравого смысла, к которой относится патриотизм. Главным и в белом, и красном противоборстве был не вопрос отношения к частной собственности, а именно патриотизм.

Много было честных и порядочных людей и на той, и на другой стороне, но в отличие от "белых" "красные" в основном опирались лишь на собственные силы, на традиционный русский патриотизм. А те из них, кто уповал лишь на чувства пролетарского интернационализма, глумился над понятием "святая Русь", показали свою несостоятельность перед фашистской угрозой.

Именно российский патриотизм соединил в борьбе с ненавистным врагом и царского генерала, белоэмигранта А.И. Деникина, и лидера страны и партии большевиков И.В. Сталина на историческом параде 7 ноября 1941 года, призвавшего народы страны встать под знамена наших великих предков – среди которых почти все были исторические деятели, к тому времени причисленные к лику святых в Русской Православной Церкви.

Именно в начальные годы Великой Отечественной по инициативе Сталина были воссозданы и Московская патриархия, и Академия педагогических наук СССР. Стране было не до философских изысков. И религия, и атеизм должны были обеспечить главное – развитие духовно-нравственной культуры многонационального народа нашей страны, государства, в котором государствообразующим являлись русский народ и православие. Однако Русский мир органически включал в себя и традиционные религии народов страны, в том числе и ислам. Сегодня, в борьбе с фашизмом на территориях, которые наши геополитические противники превращали в анти-Россию, победно звучат слова и российских мусульман о величии единого Бога. Не ради славы идет сегодня специальная военная операция, а во имя избавления от фашизма всех народов бывшей Российской империи и СССР.

Патриотизм вне классовых предпочтений, как и истинная культура. Они неразрывны. Ярким примером этого являются прошедшие в нашей республике мероприятия посвященные, открытию Дома Евгения Багратионовича Вахтангова, приуроченное к 140-летию со дня его рождения. Его творческий путь да и все сценическое искусство его учеников – яркий пример патриотизма в различные периоды истории нашего Отечества. Он один из апостолов Русского мира, как и его двоюродный брат Рубен Николаевич Симонов. Они – представители владикавказских армян, так называемых армян грузинских, ибо их предки, спасаясь от непрекращающихся персидских и турецких вторжений, бежали в сторону единоверной России. Своеобразными перевалочными пунктами стали города Телави и Тифлис, многонациональные по своей сути.

Их жизнь и творческая деятельность во Владикавказе – отдельная и почти неисследованная тема локальной истории Русского мира и российских народов. Вообще, воспитательная роль Вахтанговского театра в Осетии–Алании явственно звучит вот уже 40 лет.

Хорошо помню первый приезд этого театра в тогда еще г. Орджоникидзе, какую большую роль сыграли в этом и наши тогдашние обкомовские идеологи, мудрые старшие, некоторых из них уже нет в живых – А.А. Галазов, А.Г. Кучиев. Ю.И. Кониев. Э.К. Каргиев, А.М. Цаллагова…

Помню, как нас, студентов вечернего отделения истфака СОГУ, вместо занятий "повели" на спектакль, который привезли вахтанговцы – "Дом Бернарды Альбы", поставленный по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. И пускай мне возразят, что этим нарушался учебный план, но мне кажется, что в этом была и мудрость нашего тогдашнего ректора и декана, человека-легенды С.А. Кокаева, его друга и зама Б.Х. Ортабаева. Это был урок настоящей социальной педагогики и не только искусством артистов, но и поведением Батырбека Хаджумаровича, помогавшего снять верхнюю одежду не только нашему методисту Д.И. Кайшаури, но и, в пример нам – молодым мужчинам, – нашим девушкам. Университетская библиотека и ее сотрудники, которых по праву можно назвать университетом в университете, подготовили интереснейшие выставки книг и прослушивание тематической музыки.

Мудрость нашего нынешнего главы Сергея Ивановича Меняйло и генерального директора Государственного академического театра им. Вахтангова Кирилла Игоревича Крока трудно переоценить, ибо они явили всем нам один из образцов пропаганды Русского мира во имя интересов всех народов необъятной Родины во время грандиозного концерта "Вахтангов. Путь домой". На центральной площади Владикавказа даже плохие погодные условия не смогли затмить выступления Марии Ароновой, Марины Есипенко, Андрея Ильина, Евгения Князева, Ирины Купченко, Сергея Маковецкого, Владимира Вдовиченкова, Лидии Вележевой, Нонны Гришаевой, Виктора Добронравова и друзей театра и Осетии – Алании, среди которых Николай Басков, Лариса Долина, Таисия Повалий, Мариам Мерабова совместно с творческими коллективами нашей республики силой своего таланта пропагандировали идеи духовности и патриотизма, всего того, что составляет основу культурного пласта Русского мира, гаранта того, что именно мир и культура спасут мир и человечество от нравственного вырождения. Русский мир – это достояние не только русских, а всех россиян.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика