Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Симфония №70

Валерий Гергиев принимает поздравления по случаю юбилея

В. Гергиев. 1997 г.

Самый знаменитый из современных российских дирижеров 2 мая отмечает 70-летие. Празднование юбилея будет устроено с размахом, соразмерным масштабу личности виновника торжества. Всех гостей ждет гала-концерт в Петербурге. Официально поздравительные акценты смещены: если верить афише, то праздничный вечер посвящен другой дате – 10-летию Новой сцены Мариинского театра. В такой изящной "подмене" круглых дат есть и легкое лукавство, дарящее ощущение молодости, и абсолютная справедливость, ибо имя Валерия Гергиева давно стало счастливым синонимом Мариинского театра, который он возглавил в возрасте 36 лет.

Во славу русской музыки

Гергиев – выдающийся музыкант и менеджер. Харизматичный и отчаянный, он сумел сделать все происходящее в ведомом им Мариинском театре общенациональным событием, к тому же известным на весь мир. А все начиналось, как вспоминал Валерий Гергиев в одном из наших интервью, с полного неведения: "Не могу забыть свой первый приезд в Нью-Йорк в 1992 году. На пресс-конференции мне разве что только в лицо не смеялись. Американцам было смешно узнать, что, оказывается, есть не только Кировский балет, но и опера"…

Силой вдохновения Валерия Гергиева прекрасной мариинской традицией стало масштабное празднование юбилеев великих русских композиторов: 100-летия Дмитрия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Петра Чайковского в 2015-м, 125-летия Сергея Прокофьева в 2016-м, 175-летия Николая Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Родиона Щедрина в 2022-м. Именно Гергиев русские оперы сделал неотъемлемой, а не эксклюзивно-экзотической, частью мирового репертуара. И сегодня повсеместно на афишах оперных домов представлена наша опера вопреки разговорам о "запрете русской культуры".

По инициативе Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись и оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал "Парсифаль", не видевший российскую сцену более восьмидесяти лет, два года спустя – "Лоэнгрин", а к 2003-му была целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия "Кольцо нибелунга". Это было первым после почти столетнего перерыва исполнением тетралогии целиком на отечественной сцене и первое в России – на языке оригинала. Этой постановке "Кольца" аплодировали в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. Сегодня в репертуаре театра и другие вагнеровские оперы – "Тристан и Изольда", "Летучий голландец". А симфонический оркестр Мариинки под управлением Валерия Гергиева вышел на абсолютно иной уровень, исполняя уникальный филармонический репертуар – все симфонии Бетховена и Чайковского, сочинения Берлиоза, Брукнера, Малера, Стравинского, Мессиана, Дютийе, Уствольской, Канчели и многих других композиторов.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов, который можно сравнить с ни на минуту не останавливающимся конвейером. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м – Вторая сцена театра, а в начале 2016 года у Мариинки появился филиал во Владивостоке (Приморская сцена), годом позже – и во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в театре, например – лейбл Mariinsky. Начиная с 2009 года к настоящему моменту под его маркой записано уже более тридцати дисков. Подобным размахом не может похвастаться ни один другой оперный театр мира... Очевидно, Санкт-Петербург стал реальной культурной столицей России во многом благодаря как раз Гергиеву.

Под осетинским солнцем

Но ограничиваться одним, даже самым масштабным, делом не в правилах маэстро. Молва утверждает, что Гергиев способен трижды за сутки выступить в разных частях света. О его мистической работоспособности слагают легенды и сочиняют анекдоты: маэстро умеет телепортироваться, вообще не нуждается в еде и отдыхе, спит всего лишь три-четыре часа в сутки. И только ставшая уже почти обязательной задержка каждого выступления как минимум минут на 20 да иногда появляющаяся на его лице трехдневная щетина выдает нехватку времени. А может, это элемент брутально-делового имиджа?..

На вопрос, откуда он черпает силы для работы в неизменном режиме нон-стоп, отвечает: "Я вырос в таком регионе, где близость к горам и большая заряженность кислородом и солнцем..."

Валерий Абисалович родился в многодетной семье (у него две сестры) Абисала Заурбековича Гергиева и Тамары Тимофеевны Лагкуевой в Москве, но детство провел в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). О своем отрочестве в одном из наших интервью маэстро вспоминал так:

– Меня спокойно воспитывали родители и педагоги, никакого вундеркинда из меня никто не пытался сделать. Но в возрасте 14 лет, когда я неожиданно потерял отца (он умер очень молодым, ему было 49 лет), почувствовал, что мне не хочется видеться со многими людьми. А вместо этого хочется все время быть наедине с какими-то музыкальными произведениями. И я стал очень много тогда играть. Даже уходил на ночь в училище. Много играл Бетховена. Наверное, мой юный организм тогда нуждался в такой вот защите. Я это помню до сих пор очень остро. Помню рояль, точнее, пианино, и в каких классах сидел, что играл, пошел ли дождь или был холодный, пронизывающий ветер... В тот момент почувствовал, что определился с выбором. Я даже тогда не знал, что это – профессия или призвание. У меня таких слов не было в лексиконе. Я был просто учащимся. Но тогда все и решилось.

В 1972 года Валерий Гергиев становится студентом Ленинградской консерватории, в классе легендарного профессора Ильи Мусина. В 1976-м в 24 года сенсационно завоевывает Гран-при конкурса Герберта фон Караяна, а год спустя впервые встает за пульт тогда еще Кировского театра, который уже через 11 лет поведет к новым вершинам под возвращенным историческим названием Мариинский…

Мариинская доминанта

При этом Гергиев еще с 1995 по 2008 год занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра, с 2007 по 2015-й – Лондонского симфонического оркестра. В 2015–2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018–2022 – оркестр Музыкального фестиваля Вербье. Был вдохновителем и руководителем "Гергиев-фестиваля" в Роттердаме, Музыкального фестиваля в Миккели и "360 градусов" в Мюнхене. По версии журнала The Times Гергиев заслужил место в рейтинге сотни самых влиятельных людей мира. А только перечисление всех его российских и международных премий и наград – это отдельная энциклопедическая статья.

– Сегодня судьба Мариинки не зависит от выступления заморских звезд. Естественно, было бы здорово, если бы они все выступали у нас. Но Мариинский сейчас зависит от того, удастся ли сохранить и приумножить творческий потенциал коллектива, модернизировать техническую и административную часть театра, – констатирует Валерий Гергиев. И как тут не заметить, что историческая сцена Мариинского театра очень ждет давно обещаемую реконструкцию.

– Мариинский театр сейчас, может быть – самый сильный в мире, – убежден Валерий Гергиев. – Многие театры пользуются плодами нашей работы просто отчаянно. Они не представляют свои афиши без мариинских певцов Анны Нетребко, Ильдара Абдразакова и многих других, – замечает маэстро

Единственный

Сегодня, когда политика разрушительным вихрем ворвалась в его судьбу и он оказался за персональным "железным занавесом", его жизнь не стала менее насыщенной и смыслообразующей. Потому что Валерий Гергиев взвалил на себя большую часть нашего музыкального мира. На его попечении основанные им и форум "Звезды белых ночей", и Московский Пасхальный фестиваль. А с 2011 года он еще и возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. П.И. Чайковского. И как бы спорно ни выглядела идея объединения Большого и Мариинского театров в художественном плане, что время от времени повисает в воздухе, тот факт, что Валерий Гергиев не поставил до сих пор ни одной оперы в Москве, кажется абсурдным. И напоминает историю о том, что великий итальянский дирижер Риккардо Мути дебютировал в нью-йоркском театре Metropolitan Opera только в 70 лет. Но то было противостояние гигантов, так как тогда Met возглавлял не менее великий Джеймс Левайн. А у нас Валерий Гергиев – единственный!

Порой кажется, что он знает секрет того, как объять необъятное. При этом Валерий Гергиев не любит, когда его, например, называют "министром музыки" или "менеджером", и объясняет:

– Просто я решаю какие-то вопросы, потому что мне хочется, чтобы в России был сильный театр, если для этого надо не только дирижировать, то так и поступаю. Вот и все... Перед вами человек, который прошел через все соблазны, искушения, колокольные звоны и западного мира, и восточного. Но для меня было и остается главным то, что я буду делать дома. Дома – это не только в Петербурге или Москве, – это в России в целом. И для меня, например, очень ценно, что Московский Пасхальный фестиваль набрал серьезный ход в грандиозном общероссийском масштабе. Я точно не подсчитывал, но, думаю, что уже более чем в 50 регионах страны я побывал вместе с коллективом Мариинского театра, хотя это очень непростая организационная задача… И для меня лично очень важно, что фестиваль неизменно завершается 9 Мая: мой отец прошел войну с первого до последнего дня.

И уже на следующий день после торжества Валерий Гергиев вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра вернутся на маршрут Пасхального фестиваля. Днем – выступление в Череповце, вечером – в Вологде и далее – по два концерта в день в разных городах: Тула и Калуга; Липецк и Воронеж; Пенза и Саранск без пауз и остановок. Точная программа концертов еще по одной гергиевской традиции станет известна только на финальных аплодисментах. Но публика безоговорочно доверяет маэстро. За дирижерским пультом он – настоящий гений. Под его руками музыка, как лава, полна невероятной сакральной энергии и такими запредельными душевными переживаниями, что публика в зале сидит, не шелохнувшись, ощущая соприкосновение с чем-то поистине божественным.

– Музыка пробуждает во мне самое низкое чувство – чувство рабства, – признается Валерий Гергиев. – Она – единственная дама, у ног которой я, наверное, буду оставаться до конца жизни.

Из воспоминаний маэстро:

"То время, которое навсегда связало меня с миром музыки, я вспоминаю с особым трепетом. Важно сегодня продолжать выступать в регионах России. Мы вдохновения не ищем. Наша работа – выходить вместе с оркестром к публике. Мы несем ответственность перед композитором. Хватает нескольких секунд концентрации внимания и аплодисментов публики, которая приветствует оркестр. Меня волнуют произведения, которые я в данный момент собираюсь исполнить с оркестром. Музыка помогает и дает мне силы. Я никогда не оценивал себя – каким стал дирижером, но всегда отношусь беспощадно к себе после каждого концерта, а иногда – и после каждого такта, когда дирижирую произведения Рахманинова или Пуччини, Бетховена или Брукнера, Моцарта или Чайковского. Музыканты, в отличие от большинства мировых политиков, лучше слышат звучание окружающего мира. Это тончайший, живой и очень естественный процесс, когда необходимо моментально оценивать и реагировать на всевозможные нюансы и оттенки музыки, которую в данный момент ты исполняешь с оркестром".

* * *

"Самое сложное – родиться руководителем. А вот становиться им уже поздно. Этот процесс невозможно объяснить словами. Выходит один человек к пульту и здоровается с оркестром, но музыканты почему-то не смолкают. А с приходом другого дирижера возникает мертвая тишина. Мгновенно устанавливается взаимный контакт – как дирижер на кого посмотрел, что кому сказал. Руки здесь играют второстепенную роль. Необходимо иметь дирижерский навык благодаря собственной инициативе, взгляду, тону и манере разговора.

А самое главное – внутреннее содержание, необходимое для этой концентрации. Оно и является залогом успеха в нашей профессии. Я верю в то, что наивысший дар – это дар Творца. Руководить громадным творческим коллективом так же сложно, как руководить государством. Мариинский театр ведет свою историю с 1860 года. Мне выпала честь продолжать руководство театром с 1988 года. Мы объездили с нашей труппой практически весь мир, десятки стран и разных континентов. Если другие музыкальные коллективы России будут так же работать, как наша огромная творческая труппа, тогда концертно-театральное пространство будет переполнено самыми разными проектами.

Путешествуя с Пасхальным фестивалем по разным регионам нашей страны, я общаюсь с губернаторами. Мы всегда приходим к единому мнению: как создать более здоровые и прочные связи между нами, артистами и культурной общественностью в каждом из городов? Навязываться ни в коем случае нельзя, а вот протянуть руку помощи и дружбы можно".

* * *

"Судя по тому, как оркестр Мариинского театра играл Вторую симфонию Рахманинова в незнакомом для нас зале, было немало хороших моментов. Сергей Васильевич Рахманинов так много сделал для мировой и российской культуры, в том числе и для Америки и Европы. Он был человеком немногословным. Помню один из случаев в жизни Рахманинова-дирижера, когда ему необходимо было начать репетицию с Берлинским филармоническим оркестром в 11 часов утра. А в это время за пультом оркестра стоял не менее великий дирижер – Вильгельм Фуртвенглер – и дирижировал произведениями Хиндемита и Баха. Это продолжалось больше часа. Сергей Васильевич терпеливо ждал, а затем вышел на сцену, открыл крышку рояля и взял ре мажорный или до мажорный аккорд. Все моментально замолчали, не проронив ни слова! Таким образом Рахманинов дал понять немцам, что ждать он не собирается. Тут же оркестр приступил с ним к репетиции. Наверное, этим объясняется очень многое в характере и натуре Рахманинова.

У Рахманинова были высочайшие гонорары за выступления. Он был в числе немногих, кто уже из Америки, находясь в эмиграции, переводил значительные суммы денег в Россию. Рахманинов имел огромное количество концертов, в том числе в знаменитом нью-йоркском "Карнеги-холле".

России необходимо суметь сберечь те несметные богатства, которыми так славится ее культурное прошлое".

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика