Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
По факту или на перспективу?

Как решить проблему нехватки рабочих рук на производстве

Демонстрационный экзамен сдают студенты ВОДНПТа

Об этом парадоксе газета "Северная Осетия" писала и не раз. Вроде бы система среднего профессионального образования работает, обучающихся там достаточно – на многих специальностях даже конкурс есть, материально-техническая база укрепляется, дуальное обучение вводится. Но если обратиться к производственникам, то они в один голос твердят: нужны рабочие руки, очень. Молодежь, если и приходит, то не задерживается. Рассуждать можно много и долго, но лучше прислушаться к мнению тех, кто непосредственно работает "в поле", а именно руководит средними специальными учебными заведениями, которые и готовят те самые рабочие руки.

Алан Гугкаев, директор ГБПОУ "Владикавказский многопрофильный техникум им. Г. Калоева":

– В техникуме обучают на мастера жилищно-коммунального хозяйства (сварщик, электрик, сантехник), мастера отделочно-строительных и декоративных работ (маляр, штукатур, плиточник), парикмахера, слесаря по ремонту строительных машин, специалиста по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, машиниста автомобильного крана, дорожно-строительных машин, мастера по обработке цифровой информации. Наша задача – подготовить ребят к самостоятельному труду, чтобы они могли работать индивидуально или в коллективе. Материально-техническая база в целом у нас неплохая. И это связано, в том числе, с наличием по ряду специальностей аккредитованных площадок для подготовки к демоэкзамену, а они не могут быть плохо оснащены.

Но вы же понимаете: не все дети хотят учиться, да и способности у всех разные. Есть те, которые уже на втором-третьем курсах готовы идти работать, да они и работают. По-моему, причина того, что процент трудоустройства после выпуска не такой, какой бы хотелось, двоякая: выпускники недостаточно квалифицированы и не отвечают требованиям работодателей, но и работодатель не всегда объективно подходит к вопросу кадров. Когда мы предлагаем заключить договор на дуальную форму обучения или хотя бы на то, чтобы дети могли проходить у них практику под присмотром наставников, которые бы учили детей работать на оборудовании этого предприятия, особого желания нет. А зря, парень бы потом пришел к ним и трудился. А когда он учится на одном, к примеру, сварочном аппарате, а потом ему дают другой, то нужно время на переобучение. Есть случаи, когда и сами работодатели приходят и отсматривают ребят как будущих специалистов, сопровождают во время учебы, но таких мало, это единицы. Мы же готовы к заключению договоров на дуальное обучение. Для таких ребят разрабатываем специальные графики учебы, но...

Да, соглашусь, что престиж рабочей профессии надо поднимать, но я знаю не один и не два случая, когда люди с высшим образованием идут работать на стройку, создают бригады. И тут уже не до престижа – надо зарабатывать деньги. Мы отслеживаем, где трудоустраиваются наши сварщики, маляры, электрики. И многие – в бригадах без официальной регистрации. И они не хотят, к примеру, идти на предприятие, где заработок 20 тысяч в месяц: такие деньги они зарабатывают за неделю. Это же понятно. Да, вполне возможно, парню поднимут зарплату, но это потом, когда придет опыт, а он зарабатывает здесь и сейчас.

Не забывайте, что 40% выпускников по окончании среднего заведения уходят в армию, 20% поступают в вузы. Остальные устраиваются на работу, причем многие неофициально. Вот отсюда и процент.

Как заинтересовать обе стороны? Нужны нормативные акты, которые или предоставят работодателям определенные льготы за подготовку специалистов, либо просто заставят брать выпускников на производство. Раньше было распределение. Сейчас мы пытаемся ввести форму целевого обучения. Учебное заведение заключает договор с предприятием, и оно ведет определенного студента, а потом трудоустраивает. Система вроде бы работает, но опять же в ограниченном количестве. У работодателя должна быть заинтересованность. Ему ведь нужны кадры по факту, квалифицированные, готовые, которые будут приносить доход. Пока он будет кого-то обучать, потеряет в выручке. Да и наставник, как правило, работая сдельно, тоже теряет в зарплате, так как он должен уделять внимание ученику. Опять же при неформальном трудоустройстве не надо платить налоги – на руки получается больше. Выгодно обеим сторонам.

В заключение хотел бы напомнить советский опыт. Предприятие брало шефство над школами, училищами. Помогало с материальной базой, трудоустройством. Это было бы не лишним и сегодня.

Давид Бирагов, директор ГПБОУ "Владикавказский ордена Дружбы народов политехнический техникум":

– Начнем с желания. Очень сильно хромает культура труда! Что я имею в виду? Желание трудиться, понимание того, что своим трудом благодаря приобретенной специальности он может зарабатывать – вот это сейчас у многих отсутствует. А что присутствует? Легкие деньги, примеры того, что обучаться ничему не надо, можно завести канал в социальных сетях и раскручивать его сомнительными видео. И это видео востребовано, его смотрят. Работая по специальности и получая 20, 30 тысяч рублей – для некоторых выпускников это не зарплата. А ситуация в экономике зачастую не позволяет платить больше. Блогер же может заработать больше. Видя это, молодой человек думает:да зачем мне нужна эта специальность?! Не все понимают, что хорошо, что плохо, что достойно, что недостойно.

На мой взгляд, работа по воспитанию культуры труда ведется слабо. А воспитание – фундамент всего остального. Культура труда должна начинаться еще в школе. Вспомните уроки труда, практику. У ребят закладывалось понимание того, что своим трудом он может кормить семью и приносить пользу экономике. Сейчас этого нет. А как рассуждают некоторые родители? Мы отправляем парня на дуальное обучение, где он приобретет и навыки, и рабочее место, а родители: нет, нам это не надо, наш мальчик еще успеет наработаться. Пусть сидит за партой. А "мальчику" 17–18 лет. И это уже почти мужчина. В 17 лет мой дед, приписав себе годы, ушел на фронт. А сейчас некоторые без мамы не могут дойти до учебного учреждения.

Что касается подготовки специалистов. Здесь я бы отметил, что материально-техническая база предприятий, бизнеса и образовательных учреждений колоссально отличается. Мы готовим специалистов по 15 специальностям. Возьмем одно из самых востребованных – автомеханик. Чтобы подготовить автомеханика, нужно соответствующее оборудование, в том числе диагностическое. У нас есть бизнес-партнер, который в своей мастерской предоставил нам это оборудование. А у техникума нет ничего! Есть помещение, где можно создать полноценный автосервис, но для его ремонта, отопления, оборудования надо не менее 10 млн рублей. Мы стремимся, стараемся изыскивать средства, ведь помимо диплома у студента должны быть знания и навыки.

Профильное министерство, конечно, в курсе проблем профессионального образования. Но давайте разбираться. Со времен развала Советского Союза до, примерно, 2010 года в систему СПО ничего не вкладывалось. Ветшали здания, устаревали станки, инструменты. Последние пять лет идет планомерное восстановление системы. И в первую очередь при помощи национальных проектов. Сейчас вводится новый проект "Профессионалитет", который предусматривает создание учебно-производственных кластеров совместно с бизнесом. Причем участие бизнеса весьма солидное, но для нашего региона это пока сложно. Сейчас вводится еще один проект, и мы надеемся в нем поучаствовать, готовим документацию. Нужны автомастерская, комплексы по туризму и ЧС. Мы готовимся принять в оперативное управление здание бывшей Садонской школы, идет согласование документов, после чего построим круглогодичный практический центр по подготовке специалистов по туризму и ЧС. В училище №3, которое вошло в состав техникума, создаем комплекс по столярному и мебельному производству. Он уже работает, но требует ремонта и оснащения. Уже выполняли заказы от минобра, и на эти средства открываем цех корпусной мебели. В общем, дело идет.

Как заинтересовать наставника? Представьте, что вы – наставник и делаете 5 деталей в смену. К вам придет ученик с базовыми знаниями, и через месяц вы будете делать 8 деталей в смену. Вырастет производительность труда. Вы будете получать за 7 изделий, а ученик пока за одно. Но он будет стремиться работать и зарабатывать, как вы. И руководитель, и наставник должны это понимать. Считаю, что это выгодно и тем, и другим.

В итоге скажу, нам надо создавать систему. В приоритете должны быть специалисты высокого класса. Необходимо внедрять и укреплять дуальное обучение. С каждым годом количество "дуальщиков" и процент их трудоустройства у техникума повышается. Это практически готовый специалист. 90% ребят призываются в армию, это неизбежно, но, что замечательно, работодатели ждут их возвращения.

"СО" признательна авторам за то, что они поделились своим мнением. Действительно, необходимо поднимать престиж рабочего класса, укреплять материально-техническую базу СПО, сотрудничать с работодателями на взаимовыгодных условиях. В основе всего этого должно лежать понимание – блогерством экономику не построишь. И тут очень важен личный пример наставников, "людей труда", о которых регулярно пишет "СО". Дуальное обучение – лучший вариант на сегодня. Если же мыслить более масштабно, то общество должно прийти к общему знаменателю: кого готовить и для кого готовить. Найти баланс между числом востребованных выпускников и количеством вакансий с достойными условиями труда – задача не из легких. Да еще вывести сотрудников из "серой зоны". Нужны предприятия, новые рабочие места, новая экономика, где оплата будет "по труду", и никак иначе.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика