Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Чистого неба и мягкой посадки!

Каждый год 9 февраля работники гражданской авиации России – пилоты, бортпроводники, технические работники – отмечают свой профессиональный праздник – День работника гражданской авиации.

Праздник был установлен Указом № 98 Президента РФ В.В. Путина от 9 февраля 2013 г. и приурочен к дате возникновения Воздушного флота России 9 февраля 1923 года. А это значит, что в этом году мероприятия будут посвящены 100-летию отечественной гражданской авиации. Именно в этот день в 1923 году в рейс по маршруту "Москва – Нижний Новгород" отправились первые авиапассажиры.

Отмечая этот праздник, интересно будет вспомнить, как развивалась гражданская авиация в Северной Осетии.

Официальной датой образования аэропорта считается 1936 год, когда в Северной Осетии, одной из первых в Кавказском регионе, начались пассажирские перевозки на самолетах ПО-2 в Ростов-на-Дону и Астрахань.

В годы Великой Отечественной войны Северная Осетия сформировала и расположила на своей территории эскадрилью боевых самолетов-истребителей под командованием Ибрагима Дзусова. В послевоенные годы он стал первым начальником аэропорта.

В конце 50-х годов достаточно долго шли поиски и споры по поводу места строительства аэропорта. Среди многих предложенных мест рассматривался и вариант строительства аэропорта в районе с. Гизели, однако специалисты, которые изучили все предложения, отвергли его. В конечном итоге был выбран вариант строительства в районе г. Беслана, в 26 км от г. Орджоникидзе.

Рейсы в аэропорт начались почти 60 лет назад. Тогда, в далекие 60-е, это был аэродром с грунтовой взлетно-посадочной полосой, где могли приземляться только Аны и Яки. Рейсы в Москву осуществлялись с промежуточными посадками в разные годы в разных городах (в Ростове-на-Дону, Элисте, Воронеже) и продолжались по 6–7 часов.

В 1963 году начальником аэропорта был назначен Икоев Сергей Георгиевич, подполковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель первого класса. Он успешно руководил в течение 26 лет. Именно Икоев в 1979 году начал строительство нового здания аэропорта, которое прослужило более 40 лет.

В начале 1982 года был введен в эксплуатацию новый аэропорт с бетонной взлетно-посадочной полосой, способной принимать большие самолеты. Основным направлением полетов по-прежнему была Москва, но с годами стали появляться маршруты, связавшие Владикавказ с Санкт-Петербургом, Сочи, Ереваном. Прошло еще несколько десятилетий, прежде чем появились международные рейсы в Турцию. С каждым годом увеличивался пассажиропоток, изменялись технические требования и к взлетно-посадочной полосе, а также к аэровокзальному комплексу, оборудованию, обеспечивающему безопасность полетов.

В ноябре 2012 года Правительством Российской Федерации была утверждена "Дорожная карта развития региональных авиаперевозок", главной целью которой были обеспечение транспортной доступности регионов, повышение авиационной подвижности населения, обеспечение условий для деловой активности. Так начиная с 2019 года из аэропорта "Владикавказ" были открыты региональные субсидируемые авиационные маршруты в Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург, Казань-Челябинск, Пермь.

В 2022 году осуществлялось уже до 13 рейсов в сутки: Москва (рейсы в аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково), Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Пермь, Казань-Челябинск, Стамбул, Анталья.

В декабре 2022 года Президент РФ Владимир Путин в режиме видеосвязи торжественно открыл в Северной Осетии новый терминал международного аэропорта "Владикавказ".

В ходе строительства аэровокзального комплекса была проведена смена покрытий взлетно-посадочной полосы, заменено ограждение, построена патрульно-производственная дорога по периметру комплекса, установлена система безопасности.

Теперь площадь терминала составляет 5600 кв. м, проектируемая пропускная способность – 480 пассажиров в час и 800 тыс. в год.

Аэровокзальный комплекс включает в себя двухэтажное здание с пропускной способностью свыше 1,5 млн пассажиров в год, единственный в СКФО телетрап, 6 лифтов. Терминал оснащен современными высокотехнологичными системами регистрации и досмотром багажа, а также системами поддержания микроклимата. Удобство пассажиров обеспечивают также парковка, комната матери и ребенка, медпункт, бизнес-зал, комфортные зоны ожидания.

Развитие транспортной инфраструктуры является приоритетным направлением руководства страны в стратегии развития округа. Это связано и с развитием туристических кластеров в регионе, в частности, строительство ВТРК "Мамисон", что привлечет в республику десятки тысяч туристов, значительно увеличит число авиапассажиров и нагрузку на аэровокзальный комплекс.

Значительно увеличившиеся возможности аэропорта, безусловно, заинтересуют новых перевозчиков в сотрудничестве и открытии новых направлений полетов, что улучшит транспортную связь Северной Осетии с другими регионами страны. Уже в 2023 году планируется открыть новые авиа-маршруты в Новосибирск, Казань, Уфу.

Новый комплекс, основным инвестором которого стало ООО "Новапорт-холдинг" (учредитель – Роман Троценко), передан в руки опытного коллектива. Многие работают в аэропорту уже десятки лет. Это сотрудники аэродромной службы, авиационные техники, обеспечивающие наземное техобслуживание воздушных судов, специалисты службы электросветотехнического обеспечения полетов, отдела организации пассажирских перевозок и группы досмотра транспортных средств… Одним словом, все – бесконечно преданные своей профессии специалисты, которые готовят самолеты, обеспечивают безопасность полетов, встречают пассажиров в аэропорту перед отлетом, помогают вовремя получать свой багаж...

Тридцать и более лет работают в гражданской авиации Тамерлан Гудиев, Тенгиз Кисиев, Сергей Пестов, Владимир Шотаев, более четверти века работы за спиной Сергея Чеботарева, 20 лет трудится в коллективе экономист Ирина Доева.

От 10 до 20 лет своей жизни посвятили работе в гражданской авиации Владимир Аркадьев, Виктор Афанасьев, Альберт Баратаев, Фатима Каллагова, Сергей Майрамукаев, Лела Санакоева. Их опыт с успехом перенимают те, кто пришел лет пять-шесть назад, но уже заслужил уважение в коллективе и добился профессиональных успехов. Назовем лишь нескольких из них: Нина Бакаева, Хаджимурат Моргоев, Роман Филонов…

Юбилеи, даже такие солидные, как 100-летие отрасли, проходят быстро, а перед коллективом авиаторов будут ставиться все более и более значимые задачи. В ответном слове Владимиру Путину Глава РСО–А Сергей Меняйло попросил Президента РФ оказать содействие в открытии международного пункта пропуска и изменении режима работы аэропорта на круглосуточный.

А это значит, что аэропорт со временем планируется сделать удобным хабом для организации полетов на Юге России, позволит значительно расширить географию полетов и прямые транспортные и экономические связи Северной Осетии с различными регионами России, осуществлять международные полеты по новым направлениям.

Выступая на торжественной церемонии открытия нового терминала, Роман Троценко сказал: "Мы рады, что аэропорт стал одним из ключевых этапов развития туризма в Северной Осетии. По большому счету, изменилось "лицо" республики – туристической жемчужины России. Мы построили терминал на 1,5 млн человек, но у нас готов проект и по второму этапу. Если все пойдет по плану, то к 2028 году выйдем на пассажиропоток в 3 млн человек в год".

Новый терминал дал возможность дальнейшего развития авиационных пассажирских и грузовых перевозок в СКФО, наметил перспективы дальнейшего развития. Предполагается, что после реконструкции старого здания аэровокзала оно может быть задействовано как терминал для организации международных рейсов. Здесь же может быть создан и таможенный терминал, а также удобная автостанция для организации регулярных перевозок по маршруту "Владикавказ – Беслан" и обратно, о чем сегодня просят пассажиры.

Чистого неба вам, дорогие работники гражданской авиации! Пусть для всех вас и нас количество взлетов будет равно количеству посадок! С юбилеем!

Николай ПЕСЬЯКОВ,

руководитель пресс-службы КТДИ РСО–А.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика