Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Нас время проверяет

Юрий Башмет: "Никому из тех, кто бросил в трудную минуту свою страну, еще не становилось и не станет лучше"

Юрий БАШМЕТ открыл свой традиционный Зимний фестиваль искусств в Москве, который в середине февраля переместится в Сочи. Недавно выдающийся альтист и дирижер отметил свое 70-летие.

Прошедший год в культурных сферах стал для многих испытанием на прочность. Много интересного поклонники и почитатели узнали и услышали о тех, кого считали "культовыми" и "кумирами". Так иногда случается: нас время проверяет – кто чего на самом деле стоит. Юрий Башмет – как прежде, так и сейчас уверен: никому из тех, кто бросил в трудную минуту свою страну, еще не становилось и не станет лучше. "Если тебя дома любили и уважали, то уезжать, когда встал выбор между личным интересом и болью народа, – это эгоизм".

Зато к Башмету по-прежнему на фестивали приезжают мировые звезды. Кто? Что подсказал ему однажды сам Сергей Рахманинов? Об этом тоже разговор на "Деловом завтраке" в РГ.

– Юрий Абрамович, вы говорите – переволновались, сразу стали звонить, узнав, что заболел Никита Михалков. Успокоились, только когда поговорили и узнали, как у него дела. Сегодня кажется, что это редкий, удивительный талант – умение дружить. Талант обременительный, но – нужный. Дружба, по-вашему, – счастье или крест?

– Конечно, это счастье. У меня так получается, что если я дружу с Александром Чайковским, то это на всю жизнь. Так было и с Альфредом Шнитке. Также и с Никитой Михалковым. Еще могу назвать несколько имен. Мало кто из моих друзей совершал какой-то нелицеприятный поступок и переставал быть моим другом. И это, я считаю, тоже счастье.

– У вас по всему миру множество друзей, приятелей-коллег. И что теперь, когда руководители известных зарубежных фестивалей стали делать политические заявления, отказываться от участия русских? Казалось, трудно найти большего русофила и поклонника Гергиева и Башмета, чем руководитель музыкального фестиваля в Вербье Мартин Энгстрем. У вас остался с ним хотя бы неофициальный уровень отношений?

– Когда все началось, шел мой фестиваль в Сочи. Единственным человеком, звонок которого мне понравился, был немец Раймунд Тренклер из Кронбергской академии, где я в листе основателей (в этой академии для талантливой молодежи преподают ведущие музыканты современности – "РГ"). Он у меня сразу попросил прощения и... разрешения вычеркнуть меня из списка основателей. Он сказал так: "Я не хочу, чтобы тебя, как говорится, спалили. Потому что Гергиева уже палят"... Мы об этом тогда еще не знали. Я ему ответил: "Бесконечно ценю такой разговор. Жизнь, надеюсь, на этом не прекращается. Так что ты ни в чем не виноват".

Я же понимал, о чем идет речь. Главный спонсор академии за некоторое время до февральских событий выразил свое отношение к России. А поскольку он спонсор, – там прямая связь, как дважды два четыре.

Художественный руководитель фестиваля в Вербье Мартин Энгстрем – вообще лауреат моей премии им. Шостаковича. У него был день рождения, я его поздравил, он поблагодарил. Потом он поздравил меня, но это уже носило формальный характер. Вообще я доволен, что отдыхаю от фестиваля в Вербье. Он мало что принес моей карьере. Этот фестиваль хорош для открытия новых имен.

– Вопреки всем нынешним тенденциям вам удалось пригласить таких дирижеров, как Теодор Курентзис и Юстус Франтц, на Зимний фестиваль в Сочи. В Концертном зале Чайковского в рамках московского фестиваля выступят итальянцы Tenores di Bitti. Тут дело в ваших добрых отношениях, в их смелости?

– Юстуса я знаю много лет. Лет пять назад он показывал мне свой манифест, где он ругает Запад и очень хвалит Россию. Юстус – наш. У него жена русская, между прочим, хорошая скрипачка. Курентзис – талантливый, очень известный человек. Он категорически не поддерживает русофобию и об этом не раз громко заявлял.

Музыкантам из Tenores di Bitti перед поездкой мы задали очень точные вопросы. "Как только станет понятно, что вы поедете в Россию, на вас будет оказано определенное давление – вас это не испугает?". Они ответили: "Искусство должно людей объединять, а не разъединять". Они уверены: в родной Сардинии они – национальное достояние, поэтому их все защитят. И согласились участвовать в фестивале, несмотря на то, что в Москву им лететь с несколькими пересадками.

– Кстати, а не планируете пригласить и поработать с донбасскими коллективами?

– Многие музыканты из ДНР и ЛНР приедут на фестиваль в Сочи, где мы проведем несколько "академий" по разным направлениям. Педагоги из Донецкой консерватории вместе со студентами, заведующими кафедрой народного пения, дирижеры-хоровики проведут в Сочи мастер-классы.

– Что еще привлекает внимание в афише московского фестиваля – премьера спектакля "Живые и мертвые" по Константину Симонову. Книга не то чтобы забытая – но совершенно несправедливо отодвинутая из первого ряда литературы. Сегодня и вовсе созвучная времени. Чем интересен ваш спектакль?

– У нас рождались разные проекты. И это самый неожиданный. Трилогия Константина Симонова – "Живые и мертвые", "Солдатами не рождаются" и "Последнее лето" – очень честно рассказывает о той войне. В проекте прозвучит совершенно новая музыка Валерия Воронова в исполнении "Солистов Москвы". Но мы создаем спектакль не по всей трилогии, а только по второй книге "Солдатами не рождаются". Сначала сыграем 2 февраля в честь 80-летия победы в Сталинградской битве на площади перед железнодорожным вокзалом Волгограда. Это будет предпремьерный показ. А целиком спектакль сыграем в Театре им. Гоголя 5 февраля.

– Нынешний год – Год Сергея Рахманинова. 1 апреля исполнится 150 лет со дня его рождения. Как будете отмечать юбилей композитора?

– В рамках московского фестиваля 7 февраля в ГЭС-2 пройдет необычный концерт, где будет соединена музыка Сергея Васильевича с большим визуальным рядом. Причем это не мы придумали. Нам подсказал сам Рахманинов своей редко исполняющейся поэмой "Остров мертвых".

– Современные композиторы учитывают, что слушатели изменились, у них теперь клиповое мышление, иное восприятие. Или как писали симфонии по канону, так и пишут?

– Я думаю, что композиторы больше озабочены поисками оркестров, которые будут исполнять их музыку. Знаете, что означала знаменитая фраза Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: "Ура! Заболел". Его заболевание – творческий процесс, поиск мелодии. Наверное, сегодня тем, кто пишет музыку на электроинструментах, важны эффекты, синтезаторы. А академический композитор болеет тем же: постоянно думает о мелодии.

– Прошлым летом, когда вам вручали Звезду Героя Труда в Кремле, вы сказали: теперь осталось самого себя убедить, что "я – Герой". Прошло полгода, в нынешнем январе, двадцать четвертого, у вас юбилей, может, хотя бы к этой дате успели "убедить" себя?

– Думаю, если такое осознание придет, то уже после меня. Это не я буду определять. Все в жизни меняется, все в развитии, все повторяется.

Раньше у меня спрашивали: какая у вас мечта? Я отвечал: "Я хотел бы, чтобы Бах, Брамс, Чайковский и Рахманинов сочинили для меня концерт". Лет десять мне казалось: лучше не ответишь. А однажды я вдруг понял: чем альтовые сочинения Шнитке, Губайдулиной, Саши Чайковского – не новый Брамс?

Вот и сейчас думаю: главное, чтобы оставалось желание ожидать чего-то от жизни. И оно у меня есть.

(С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте https://rg.ru/)

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика