Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Загадка дома Гаджиева

Для чего был предназначен необычный эркер, размещавшийся на углу одного из зданий во Владикавказе

Пройдясь по проспекту Мира, понимаешь, что главные достопримечательности дореволюционного города находились именно на центральной улице, где имелось все: доходные дома богатых купцов, фешенебельные гостиницы, училища, кинотеатры, фотоателье, клуб с кордебалетом, модные магазины, рестораны и даже единственный памятник в городе – рядовому Архипу Осипову.

Дом купца Абаса Аликперовича Гаджиева располагался на углу Александровского проспекта и Базарной улицы (ныне – пр. Мира и ул. Джанаева). Он был построен в конце XIX века.

На первом этаже двухэтажного здания в разные годы арендовали помещения: книжный магазин с библиотекой-читальней Е.С. Ильиной, аптекарский магазин Бояржинского, торговый дом Шошиевых, магазин готового платья, магазин белья и модных товаров В.П. Кузнецова. На втором этаже находились жилые помещения. А в восточном корпусе, на улице Базарной, поместилось жандармское управление Терской области.

Дом А. Гаджиева был богато декорирован, с элементами барокко, и гармонично вписывался в архитектурный ансамбль Владикавказа. Единственным его ярким отличием среди остальных сооружений города был необычный эркер, размещавшийся на углу здания.

"Почему подобное ему не встречается во Владикавказе, и для чего он был предназначен?" – такой вопрос, наверное, возникал у многих. Но ответа на него не было до сих пор, хотя во многом он кроется в личности самого домовладельца.

Купец Абас Гаджиев – "русскоподданный перс". Таким термином часто именовали тюрок-шиитов из северного Азербайджана, вошедшего в состав Российской империи после заключения с Персией Гюлистанского (1813 г.) и Туркманчайского (1828 г.) мирных договоров, завершивших многолетние войны.

Общего наименования у тюрок-шиитов не было вплоть до 1936–1939 годов, когда в СССР за ними, наконец, закрепилось название "азербайджанцы". Поэтому разобраться, кто в дореволюционной России был этническим персом, а кто – азербайджанцем, непросто.

Первые переселенцы, исповедовавшие шиизм, появились в крепости Владикавказ в 1850-х годах. Почти все они были либо торговцами, либо рабочими. Кроме них, на заработки приезжали разорившиеся представители персидской знати, которые отправлялись на чужбину в поисках работы, а также любители азартных игр, скрываясь от шариатского суда, грозившего им на родине.

Некоторые из мигрантов обзаводились собственностью и обосновывались в городе надолго, но большинство прибывали без своих семей на временные заработки, а затем уезжали назад, к себе домой. Это были жители Закавказья: Елизаветпольской, Бакинской, Тифлисской и Эриванской губерний, а также Персии – в основном, из Тебриза, административного центра восточного Азербайджана.

Переселенцев-шиитов было настолько много, что в 60-х годах XIX века они ходатайствовали перед начальником Терской области, графом Лорис-Меликовым, о постройке во Владикавказе шиитской мечети для совершения религиозных культов на родном языке. Разрешение было получено в 1868–1869 гг., после чего спустя несколько лет мусульманский храм был возведен на улице Московской (ныне – Кирова), возле реки Терек, на отведенном в безвозмездное пользование участке земли.

Шиитская мечеть была построена в персидском стиле с луковичным куполом, увенчанным шпилем с двумя шарами, обозначающими солнце и огонь в арийской традиции. Одним из ее прихожан был и купец Абас Гаджиев. В июне 1963 года здание мечети перестроили под планетарий.

По статистическим данным местного областного правления, в 1903 году персов и тюрок-шиитов в Терской области насчитывалось около трех тысяч человек. Их жизнедеятельность регулировалась персидским консульством, открытым во Владикавказе на улице Евдокимовской (ныне – Максима Горького) в 1890-х гг.

При содействии вице-консула Его Императорского Величества шаха Персидского Терской и Дагестанской областей Мирзы Давуд-хана, женой которого была осетинка Аза Туганова, возле шиитской мечети в конце 1902 года было открыто двухклассное персидское мужское училище "Навруз" – единственное на Северном Кавказе. В нем детей из шиитских семей обучали грамоте и ремеслам. Преподавание велось на двух языках: персидском и русском.

Учитывая эту информацию, разгадка дома Абаса Гаджиева становится очевидной. Взглядываясь пристальнее на дореволюционные фотографии со зданием русскоподданного персидского (азербайджанского) купца, начинаешь замечать на куполе эркера шпиль с шаром, характерным именно для культовых персидских сооружений и символизировавшим в арийской культуре солнце и вселенское яйцо, т.е. рождение мира.

А.А. Гаджиев был человеком состоятельным и глубоко верующим, поэтому в своем доме отвел специальное помещение под домовую шиитскую мечеть. Она находилась на втором этаже, на углу дома.

В советское время арийский шар на шпиле был демонтирован, а эркер, украшенный восточными узорами, – закрыт железом.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика