Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Правила игры пора менять!

Есть ли будущее у российского кинематографа и телевидения?

На российском телевидении и в российском кинематографе давно бы следовало навести порядок. Но порядок можно навести, только сущностно, концептуально переосмыслив назначение телевидения и кинематографа в России в идейно-эстетическом и социальном плане. Нужно уйти от установки на аттракцион, примитивную развлекательность, скандал, сенсацию, манипулирование, тотальную коммерциализацию и стремиться и в кинематографе, и на телевидении к содержательности и художественному мастерству – с тем чтобы подлинная культура могла эффективно осуществлять свои важнейшие социальные функции: просвещения, воспитания культурно развитой личности, сохранения и передачи культурных ценностей и традиций.

Что значит навести порядок? Это значит определить ясные, справедливые и разумные правила игры, которые бы способствовали наиболее полному раскрытию талантов людей, работающих в сфере кино и телевидения, и создали бы условия для всестороннего развития суверенного российского кинематографа и телевидения. Мы говорим о суверенности, поскольку все эти годы наш кинематограф и наше телевидение не были суверенными и не являются таковыми до сих пор. У нас даже концепции своего оригинального, по-настоящему российского кинематографа и телевидения не существует. Потому что все привыкли работать по американским лекалам. И в кино, и на ТВ.

Концепция кино и телевидения определяется идеологией, идейно-эстетической установкой. Если говорить о российской киноиндустрии, то ее сущность и назначение определялись американскими кинокомпаниями вплоть до начала СВО. В самом общем виде американская модель киноиндустрии – это установка на аттракцион, оглупляющую развлекательность и хорошие продажи даже при низком качестве кинопродукции. "Хорошие продажи даже при низком качестве" – такая модель подразумевает огромные рекламные бюджеты и изощренные маркетинговые технологии манипуляции массовым сознанием зрителя. Сейчас американские кинокомпании ушли с российского рынка. Но их правила игры, их технологии, их понимание смысла и назначения кинематографа остались.

То же самое происходило с телевидением. Российское телевидение последовательно деградировало последние тридцать лет, и его уровень – идейно-эстетический, художественный, интеллектуальный – находится на самой низкой отметке, недопустимой, позорной для такой великой страны, великой мировой культуры, как Россия. Причина деградации банальна. Это тотальная коммерциализация. По сути, телевидение стало приложением к рекламе. Такое телевидение воспитывает дебилов, ущербных, ограниченных людей. По-другому и быть не могло. Ведь все эти годы наше ТВ подражало западным программам. А наш кинематограф – западным фильмам.

"Пипл хавает", "зритель дурак", "рейтинги решают все", "в конце концов, все мы хотим заработать" – эти совершенно неубедительные лозунги определяли развитие нашего телевидения и привели его к непотребному состоянию. Если вспомнить, что большинство наших телеканалов в 1990-е годы обслуживали экономические и политические интересы олигархов-нуворишей, что тот же Константин Эрнст начинал свою деятельность на Первом канале с Березовским, то становится понятно, что подобные лозунги были вполне естественны для тех, кто видел в телевидении мощный инструмент политического влияния, а также большой и неконтролируемый бизнес.

Вот и повелось с тех пор, что подавляющее количество наших телепрограмм – это преимущественно российские кальки с американских программ. Это касается и различных ток-шоу, и многообразных "застекольных" проектов, и медицинских, и кулинарных, и музыкальных, и детских, и таких пошлейших "хитов", как "Давай поженимся", "Вечерний Ургант" и разнообразной "малаховщины" – все это кальки западных проектов, которые навязывает нам определенные ценности и воспитывают в нас определенные качества. Прежде всего, тупость, ограниченность. Сложно назвать программу, которая является оригинальной на нашем телевидении. Даже стиль подачи материала в программах новостного характера сделан "под Запад". Казалось бы, что после пресечения вопиющего произвола олигархов в сфере телевидения оно должно было измениться в лучшую сторону. Тем более что традиции отечественного телевидения очень богатые, достойные. Было и есть на что опереться. Почему же негативные тенденции не только не были преодолены, но, напротив, – получили ускорение?

Государство не пошло дальше гарантий лояльности со стороны телеканалов и посчитало задачу выполненной. Но технологии-то остались прежними. Установка на сенсацию, скандальность, манипуляция низменными страстями, отупляющая развлекательность – все это осталось. Однако безыдейность, аполитичность всегда лишь на первый взгляд кажутся таковыми. Технология изначально несет в себе определенную идеологию, и ее воздействие тем сильнее и опаснее, чем она неприметнее. Какая же идеология транслировалась и продолжает транслироваться в массы под видом чисто развлекательного подхода к назначению ТВ и кино? Идеология абсолютной ценности денег и вседозволенности, порождаемой этой установкой. Деньги решают все. Деньги оправдывают все. Эта установка на безусловную ценность денег, богатства довела наше общество и наше государство до крайней черты, за которой наступают нравственная деградация и вырождение. Современное телевидение открыто культивирует алчность, насилие, разврат, беспринципность, предательство и, таким образом, способствует эскалации насилия в реальной жизни. Именно с активной подачи телевидения идет стремительное разрушение культуры, духовности, элементарных нравственных норм, которое можно сравнить со стиранием или выпрямлением извилин в головах людей. Таким путем разрушается гражданское общество, происходит опошление, оболванивание населения и превращение его в потребительскую массу.

Существует огромный спрос в обществе на новое телевидение и новое отечественное кино. Речь идет не об агитках. Суть этой новой потребности заключается в возвращении к «старым» ценностям: содержательности, познавательности, подлинному мастерству, художественной самобытности, человечности

Учитывая резкое обострение информационной и идеологической борьбы в мировой политике и важнейшее значение телевидения и кинематографа как мощного идеологического и общественно-политического инструмента, господство в российской киноиндустрии, российском кинопрокате, на российском телевидении "прокрустова ложа" американских моделей и технологий, американской концепции кино и ТВ – не может рассматриваться иначе как угроза национальной безопасности России, ее культуре и ее будущему. Непонятно, как государство может упускать из виду такой могущественный инструмент воздействия, как телевидение, кино, культура в целом. Эта такая же важная, стратегическая отрасль, связанная с безопасностью государства, как военно-космическая или энергетическая. Это отрасль, формирующая, "производящая" наше будущее.

Важно осознать, что телевидение не столько отражает, сколько "производит" реальность. Поэтому необходимо думать о принципиально иной модели телевидения, которое бы перестало дурачиться и дурачить зрителя, совращать и манипулировать, которое бы перестало быть рекламой, а стало подлинным средством просвещения людей, их нравственного и эстетического развития. В современных условиях телевидение должно стать дополнительным инструментом образования детей и подростков, и было бы хорошо продумать телевизионные курсы лекций и фильмы для школьников и молодежи: по истории, литературе, географии, культуре народов России и мира и т. д.. Это должны быть основательные с научной точки зрения и увлекательные по форме подачи программы, фильмы, которые с удовольствием будут смотреть и подростки, и взрослые. Существует огромный спрос в обществе на новое телевидение и новое отечественное кино. Речь идет не об агитках. Суть этой новой потребности заключается в возвращении к "старым" ценностям: содержательности, познавательности, подлинному мастерству, художественной самобытности, человечности. Но сегодня в подавляющем большинстве и в киноиндустрии, и на телевидении мы видим нечто прямо противоположное.

Что же делать? Я бы убрал все мракобесие и пошлость с экранов. И рекламу. Во всяком случае определил бы подобающее ей скромное место. Стал бы показывать регулярно советские фильмы – и для взрослых, и для детей, а также советские передачи, творческие вечера писателей и актеров, художников и композиторов, ученых и педагогов. Не постоянно, разумеется. Но регулярно. Большинство программ должны быть современными, оригинальными. Но все лучшее, что было создано в советский период, должно ретранслироваться. Нет, это не ностальгия. Советское кинематографическое и телевизионное наследие позволит нам возродить свое суверенное телевидение и кинематограф. Советские фильмы и телепередачи – это очень высокая планка, поэтому советское наследие, регулярно присутствующее на телеэкранах, будет объективно поднимать художественный и идейный уровень новых отечественных кинофильмов и телепередач. Будет расти и уровень аудитории. Кроме того, ретрансляция кинематографического и телевизионного наследия сыграет важную роль в просвещении молодежи и формировании общей культурно-идеологической почвы, платформы для взаимопонимания отцов и детей, дедов и внуков.

То же самое и с кинематографом. Искусство кино, как синтетическое искусство, вобравшее в себя всю культуру XX века, должно быть предметом образования и пересматриваться точно так же как перечитываются классические произведения мировой литературы, или экспонируются шедевры мировой живописи, или исполняется музыкальная классика. Современные кинопрокатные сети, ориентированные на исключительно коммерческую сторону дела, совершенно игнорируют социальную и культурно-просветительскую функцию кино, абсолютизируя развлекательную составляющую. В то же время у современной российской аудитории, уставшей от однообразных боевиков и ужастиков "голливудского" образца, появилась потребность в просмотре содержательного кино высокого художественного уровня.

В этих условиях решением проблемы могло бы стать создание альтернативной системы федеральных репертуарных кинотеатров, осуществляющих в первую очередь культурно-просветительскую функцию, включая годовой абонемент для школьников, ретроспективы выдающихся мастеров кино или мировых кинематографий, широкий репертуар современного кино. Должен быть обязательно комплексно задействован огромный массив выдающегося отечественного и зарубежного кинематографа, обладающего высокими художественными достоинствами и содержанием огромной нравственной и воспитательной силы, который сегодня не используется.

Но самое главное – должна быть определена концепция суверенного российского кино и телевидения, которая должна вытекать из идеологии, из смысла и назначения этих важнейших средств коммуникации общества.

Да здравствует новое, суверенное телевидение России! Да здравствует новый, суверенный кинематограф России! Да здравствует культура!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика