Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Учитель = наставник?

Одним из синонимов к слову "учитель" мы нередко подбираем "наставник". А теперь представьте, что они не будут схожими понятиями, а начнут дополнять друг друга, воплощая в одном педагоге все лучшие качества и практики, которые мы ждем от школьного процесса образования и воспитания! Именно на это нацелена апробация новой системы аттестации учителей в школах, сопряженная с внедрением новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист и учитель-наставник.

"Все это позволит создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов, повысить престиж профессии. И самое главное – обеспечить качество образовательных результатов, – говорит министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Как отметил глава ведомства, появление таких сотрудников позволит повысить престиж профессии учителя. Кроме того, это создаст условия для профессионального развития и повысит качество образовательных результатов.

Логично, если наставников и методистов начнут готовить еще со студенческой скамьи, где в будущих педагогов закладываются фундаментальные понятия учительской профессии. И речь идет не только о профильных вузах и факультетах: кадры для образования куются на различных кафедрах. И тут уж действительно не только важно вложить предметные знания, но и задать направления, по которым студент сможет прийти в педагогику и начать сеять доброе, разумное, вечное. К слову, и доброе, и разумное, и вечное тоже лучше всего передать ему еще в университете.

"Сегодня, как и всегда, главные качества молодого учителя – это любовь к детям, уважение к своей профессии, знание предмета и желание работать креативно, не шаблонно, – считает кандидат химических наук, доцент, декан факультета химии, биологии и биотехнологии СОГУ Фатима Агаева. В стенах вверенного ей факультета сложились прочные традиции, на которых здесь растят не только специалистов для отрасли, молодых ученых, но и будущих учителей, которые пойдут в школу преподавать биологию и химию. – Все годы обучения на нашем факультете одновременно с образовательной деятельностью мы занимаемся воспитательной работой. Не постесняюсь сказать, что наши студенты отличаются эрудицией, заинтересованностью, воспитанием, внешним видом. Мы проводим много дополнительных мероприятий, способствующих достижению необходимых профессиональных компетенций. Подтверждение этому – заседание итоговой аттестационной комиссии, на котором присутствовавшие представители работодателей сразу предложили выпускникам работу по специальности, при том что большинство студентов старших курсов уже трудоустроены и работают. Школы и учреждения дополнительного образования заинтересованы сегодня в таких профессионально подготовленных кадрах".

И тут же возникает тот вопрос, которым мы задались в начале статьи: "От педагога требуется не только знание своего предмета, но и умение быть наставником для детей. Учат ли сегодня этому в вузе?"

"Наш факультет этому вопросу уделяет огромное внимание. Во-первых, на факультете функционирует "Школа юного химика" для детей разных возрастов. И наравне с преподавателями, наставниками в ней – наши студенты, обучающиеся на направлениях подготовки "Педагогическое образование с двумя профилями подготовки. Профили: "Химия. Биология" и "Химия". Для студентов это одновременно и прохождение практики, и опыт реального общения с детьми. Школьникам тоже проще общаться со студентами – там, где они постесняются спросить что-то у взрослого преподавателя, не постесняются спросить у студента. Результат такого наставничества вылился в разработку совместных научно-исследовательских проектов, выполненных школьниками под руководством студентов: в республиканском конкурсе молодых исследователей "Ступень в науку" их работы заняли призовые места, а во всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи "Национальное достояние России" вошли в число победителей и призеров. Еще одной формой совместной деятельности студентов и школьников является проведение сезонных химико-биологических школ, где студенты и школьники объединяются в команды и выполняют проектные работы по актуальным и насущным жизненным проблемам", – говорит декан.

"При обучении в СОГУ будущие учителя осваивают большое количество педагогических и психологических дисциплин (возрастная психология, частные методики, методика воспитательной работы и др.), которые вооружают их знаниями о том, как найти подход к сердцу ребенку, заинтересовать его учебной деятельностью, помочь раскрыться таланту, решить душевную проблему, выбрать будущую специальность и, главное, стать честным, трудолюбивым и отзывчивым человеком, – продолжает разговор доцент, кандидат исторических наук, декан психолого-педагогического факультета СОГУ Фатима Бирагова. – Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Поэтому приходится делать вывод: учитель относится к числу важнейших профессий, "в руках" которого находится ценнейшее сокровище – дети, их разум и души".

Сама опытный наставник, Фатима Бирагова уверена, что портфолио молодого педагога должно включать свидетельства о его победах или участии в самых разнообразных интеллектуальных состязаниях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, общественных мероприятиях, волонтерских акциях: "Современный учитель – это не только хороший предметник, прекрасный психолог и педагог. Сегодня это разносторонне развитая и функционально грамотная личность, хорошо ориентирующаяся в технологических и технических переустройствах общества, отразившихся на научно-интеллектуальном, культурном, экономическом, экологическом и других направлениях его развития. Наш университет дает будущим педагогам широкие возможности для самореализации в разных аспектах: они могут реализовывать свои способности и интересы в спортивных секциях, музыкально-художественных кружках и ансамблях, заниматься общественной деятельностью, участвовать в КВН, волонтерском движении... К примеру, на психолого-педагогическом факультете уже более 25 лет работают студенческий экологический клуб-отряд "Виола", кружок "Психолог", этнопедагогический кружок и другие".

Саморазвитие с того самого момента, как молодой человек решил связать свою жизнь с профессией учителя – залог его успеха и такого важного авторитета в глазах учеников. Дети не должны слышать на свои вопросы ответ "не знаю" от педагога. Особенно в наше время, когда роль учителя изменилась: он перестал быть единственным источником знаний, став проводником в мире информации. Именно поэтому так важно наряду с профессиональными навыками, дисциплинарными знаниями обрести и умение быть наставником. "Главная задача учителя – найти индивидуальный подход к каждому ученику и заинтересовать, – убеждена Фатима Агаева. – Так сегодня работают наши преподаватели, этому они учат наших студентов, которые, как мы надеемся, будут так же учить своих учеников".

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика