Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Санкции – это не только трудности, но и возможности

Характер и необходимость изменений в экономической практике под влиянием санкций, и не только, порождают много вопросов, на которые приходится отвечать. О своем видении возникающей проблематики, путях, методах и способах нахождения приемлемых решений рассказывает доктор экономических наук, профессор, депутат Парламента РСО–А Нох ТОКАЕВ.

Необходимые структурные изменения

На начало 2022 года сложилась ситуация экономического развития, в которой усилились вызовы и даже в достаточной степени обозначенные угрозы. В России формируются не односторонние требования к структурированию промышленно-производственной и сельскохозяйственной деятельности. Такой подход к решаемым задачам применим, но не будет способствовать целевой составляющей социально-экономической практики. Подчеркнем проблематику так: не удовлетворяются требования объективного характера в том, как устроена в современной России система отраслей и производств. Как следствие, сложившееся состояние функционирующих производств недостаточно по рыночной востребованности, не ориентирует имеющиеся производства выявлять и расширять свои резервы, преодолевая формы ограниченного приспособления к рыночным выгодам.

Сложилась практика, когда промышленное и сельскохозяйственное производственное развитие десятилетиями приспосабливалось к краткосрочно формирующимся требованиям (кризисы, инфляционные и ценовые потоки и т.д.), но недостаточно аккумулировалось (вписывалось) в системно необходимые направления и параметры рыночного экономического функционирования.

В мае 2021 года Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин отметил: "Важно структурно изменить облик российской промышленности. И конечно, мы усилим поддержку вытягивающих отраслей, где одно рабочее место способно создавать семь-восемь дополнительных в смежных секторах, в том числе в авиа- и судостроении, транспортном машиностроении". В такой постановке проблемных задач было обращено внимание на необходимость учета особенностей и потребностей всех субъектов Российской Федерации, что, по нашей оценке, имеет важнейшее значение для понимания системной природы возникающих задач структурных изменений производственно-экономической деятельности.

Уже в своем отчете в Государственной думе в 2021 году М.В. Мишустин положительно отреагировал на постановку вопроса о том, что состояние экономики в значительной степени определяется развитием и качеством машиностроения как отрасли промышленности. Акцентируя внимание на программном характере системы необходимых мер, М.В. Мишустин подчеркнул целесообразность выделения тех особенностей решаемых задач, которые связаны и с "остатками промышленного производства, которые сохранились в стране". При этом, разумеется, с нахождением дополнительных возможностей финансирования как новых специнвестпроектов, так и сохраняющихся, но подлежащих модернизации.

Структурные изменения в отраслях экономики и производствах как правило диктуются необходимостью, целесообразностью выгодности той товарной продукции, которая определяема как с позиций внутреннего потребления, так и экспортных возможностей. В таком ракурсе приходится системно учитывать возникающие ограничения. Характерен пример, приведенный Председателем Правительства РФ, подтверждающий, что в 2020 году в отрасли радиоэлектроники доля микроэлектроники в росте составила 2,5%. Но было отмечено, что рынок этого вида товарной продукции "настолько плотный, настолько четыре ведущие технологические компании рванули, что нам (имеется в виду России – Н. Т.) было очень трудно. Однако 2,5% – это уже что-то. На сегодня доля отечественной радиоэлектроники на рынке выросла до 22,5% всего". Об особенностях значимости промышленного развития М. В. Мишустин также говорил, отчитываясь в Госдуме в 2022 году.

Другой пример: в 2020 году в АПК было вложено 271 млрд рублей инвестиций. В результате объем экспорта продукции превысил импорт на сумму 1 млрд долларов с одновременным ростом доли отечественной продукции в государственных закупках с 49 до 57%, т.е. рост составил 8%. На такие структурные изменения существенное влияние оказывали вводимые в аграрном секторе мероприятия регулирующего характера, в том числе и использование механизма квотирования отечественной продукции для экспорта.

В российской экономической практике созрели условия для кардинальных изменений модели экономического развития, в основе которой: стимулирование промышленных производств – новых, восстанавливаемых на модернизационной продуктовой и технологической основе; диверсификация производственной деятельности, обеспечивающая расширение номенклатурного состава производимых товаров; приумножение инвестиционного потенциала и его адаптированность к новым реалиям решаемых производственных задач в технологиях, их эффективной реализуемости; качественный поворот к оценке и использованию всех видов сырья в технологических циклах производств, а также реализуемых инфраструктурных проектах. Речь не должна идти только об исправлении ошибок, которые допускались в предыдущий период функционирования экономики (до 2022 года). Глубинность структурных изменений востребована в новой модели экономического развития, которая будет способна обеспечивать иной количественный и качественный рост экономики, в том числе за минусом инфляционного влияния.

Стимулирование производственно-экономического развития

России объявлена экономическая война, направленная на сдерживание развития производств как в текущем измерении, так и в долгосрочном. Это совпадает с тем, что экономика России оказалась в длительном цикле зависимой от реализации сырьевой модели. Получается так: нынешнее экономическое развитие санкционировано с учетом неразвитых или слаборазвитых технологий производств, которые оказались составляющими недостаточного стимулирования в производственно-экономическом исполнении. Это неприемлемый путь для российской экономической практики.

Еще в 2014 году в России системно формулировались цели и задачи разработки комплекса технологических методов, которые бы изменили ориентиры, направления и реализуемости результатов функционирующей в стране модели экономического развития. Акценты делались не только на необходимость научных разработок и их стимулировании в производственном значении, но также моделировании создания координации деятельности всех участников, реализуемых проектов адаптивных технологий.

Нет сомнений, что санкции меняют и сценарные условия для постановки целей развития. В таких разворачивающихся условиях формируется не только постепенный процесс технологического и товарно-производственного обновления, который необходим в объективной экономической востребованности. Санкции рушат целесообразные определенности стимулирующей составляющей освоения указанной выше новой модели производственно-экономического развития, и это придется в полной мере учитывать.

Процесс перехода от сырьевой модели экономического развития, которая функционировала длительный период в России, еще не завершен, хотя он был в относительной реализации. Он был ограничен чрезмерной потребительской ориентацией экономического развития, что, в свою очередь, создавало трудности финансового обеспечения для решаемых задач в материальном производстве (в данном контексте имеем в виду отрасли промышленности и сельского хозяйства). Санкции сформированы и запланированы так, чтобы в российской практике сдерживать технологическое обновление и развитие материально производящих производств, ограничивая их в финансовом обеспечении. Поэтому теперь выход из санкционной зависимости значительно в больших масштабах стал зависимым от собственных финансовых усилий, которые позволят развить целесообразно и экономически эффективно промышленные и сельскохозяйственные производства с одновременно постепенным отказом от модели развития, в которой преобладала продажа имеющихся сырьевых ресурсов и зарабатывание импортируемых финансов из-за рубежа в форме валюты.

Осознание санкционных зависимостей в необходимости стимулирования модели производственного развития, его приоритетности и главенства неминуемо связано с мобилизационной оценкой возможностей использования всех видов ресурсов, в том числе и финансовых. На такие цели в процессе преодоления санкций понадобятся не только дополнительные (в больших объемах) финансовые ресурсы, но и нахождение новых возможностей выхода на более высокий уровень развития самих производств, их адаптации к меняющимся рыночным условиям и требованиям. В таком контексте следует углубленно понимать и учитывать, что такая проблематика не решаема без активного участия государства как в уточнении целей развития новой модели производственно-экономического развития, так и формулирования востребованных задач комплексного характера. Президент РФ В.В.Путин, оценивая санкционные вызовы и угрозы, подчеркнул: "организовать против России экономической блицкриг, деморализовать наше общество, взять нас нахрапом не получилось, поэтому мы наверняка увидим попытки усилить давление на нашу страну. Но преодолеем эти трудности. Российская экономика обязательно адаптируется к новым реалиям. Будем укреплять наш технологический, научный суверенитет, направим дополнительные ресурсы на поддержку сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, инфраструктуры, жилищного строительства, продолжим развивать внешнеторговые связи с расчетом на быстрорастущие, динамичные международные рынки".

В таком целевом исполнении стимулирование расширения производственно-экономического потенциала будет ориентироваться не только на прямое удовлетворение внутренних потребностей населения, развивающихся производств. Это итоговая целевая задача, однако, ее выполнение в еще большей степени, чем до сих пор, потребует усилий в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке с выходом на него с разнообразной готовой товарной продукцией. Такой выход на мировой рынок требует большего учета и с позиций действующих санкций по соображениям: экономическим, финансовым, политическим, военным.

Важно структурно изменить облик российской промышленности. И конечно, мы усилим поддержку вытягивающих отраслей, где одно рабочее место способно создавать семь-восемь дополнительных в смежных секторах, в том числе в авиа- и судостроении, транспортном машиностроении».

М.В. МИШУСТИН:

Конкретные меры защиты от санкций

В установленных относительно России и ее отдельных граждан санкциях фиксируются подходы разной целевой направленности. Во-первых, запреты и ограничения инвестирования в российскую экономику средств, в которых в реальности есть востребованность. Это коснулось даже тех иностранных компаний и предприятий, которые уже успешно функционировали не один год в России. Цель таких санкций – сдерживать развитие российской экономики, сократить производственный потенциал, способствовать уменьшению занятости, влиять на доходы населения, государства.

Во-вторых, вновь принятые санкции углубляют и расширяют процесс долларизации российской экономики, воздействуя на ее финансовую неустойчивость. Вывод: расшатать методами ограничений те преимущества, которыми Россия обладает в международной практике по продажам нефти, газа, электроэнергии, зерна, цветных металлов, древесины, угля. Доллар как денежная единица США и как мировая валюта – весьма влияющий фактор и инструмент регулирования мировой торговли, а у руля его выхода в обращение находятся финансовые структуры этой страны. Американцы могут влиять как на денежное предложение на рынке, так и на раскрутку его инфляции, тем самым создавая трудности для стран, активно участвующих в мировой торговле. Санкциями доллар используется как двигатель рынка товарообмена, "подталкивая" его, то с большей интенсивностью, то с меньшей. Ограничениями долларовых предложений можно активно влиять на финансы других стран и различных компаний.

Укажем, что общий объем международной торговли товарами и услугами, который обслуживает доллар, исчисляется суммой 42,065 млрд долларов США (на конец 2021 года). В торговом партнерстве России с другими странами импорт на этот же период составил 303,9 млрд долларов, а экспорт – 494,0 млрд долларов. Главный торговый партнер России Европа (страны Европы): торговый оборот с ней составил 282 млрд долларов и в эту сумму в основном входили энергетическое сырье и ресурсы. Весь экспорт России в ЕС в 2021 году составил 188 млрд долларов. Российское торговое партнерство с США в 2021 году составило сумму 26,2 млрд долл. США. В такой практике санкционная прямая зависимость от США незначительная, но необходимо учитывать мировые долларовые торговые возможности, которые используются через санкции, через насильственное внедрение доллара в мировой рынок.

В-третьих, для России крайне важен тот срез санкционной проблематики, которая связана с тем, что десятилетиями установилась практика использования доллара в курсовом обмене, регулируемого ЦБ РФ. Факторов влияния на обменный курс множество, они оказываются изменчивыми, но возникло накопленное качество малоконтролируемых продаж доллара как товара – денег на российские рубли. Сложилась практика обратных продаж: рубли на доллары. И это при том, что в российской торговой системе за доллары ничего не покупалось из-за запрета. Вместе с тем, ежегодно из России вывозится для покупок товаров заграницей примерно 400 млрд долларов, что систематически способствовало ослаблению спроса внутри страны на отечественные товары. Тем самым наша страна становилась уязвимой, позволяя доллару "верховодить", отрываться от реального курса в обмене на рубли.

В этом же ключе в целом бесконтрольным оставался длительный период наличный долларовый оборот с влиянием на такое же качество рублевого оборота. Регулирование последнего через ключевую ставку удерживало определенные позиции рубля относительно доллара в обмене. Однако цели использования изменений ключевой ставки подчинены ЦБ РФ инфляционному регулированию и не оказывают необходимого прямого воздействия на курсовой обмен.

В-четвертых, санкции направлены и призваны вызвать сдерживание экономического развития путем раскрутки инфляции и роста цен внутри России. Тем самым уменьшить спрос и потребление, дестабилизировать деловую и жизненную обстановку. Это может вызывать необходимость эмиссии денег, но при снижении объемов производимой товарной продукции. Если же не эмиссировать выпуск денег в обращение, а использовать средства, которые накоплены в Фонде национального благосостояния, тогда могут возникать и проблемы внутренней финансовой устойчивости. Известно, что средства этих фондов предназначены не для покрытия санкционных издержек, а как резервные, подлежащие задействованности по соображениям общего социально-экономического характера. Пока мы находимся в валютной зоне необходимо внимательнейшим образом относиться к оценке резервируемых денежных средств и их использованию в объемах относительно учета санкционного давления. Уровень валютных накоплений в стране, валютная доступность и валютная волатильность по-разному могут оказывать влияние на наш рубль, на экономику страны, финансовую систему и это полнее надо учитывать, тем более при санкционном режиме.

В санкционной практике относительно России как государства применены методы арестов (заморозки) валютных резервов Банка России. Это было сделано США без юридических оснований, что оценено Президентом РФ В.В. Путиным так: "подводят черту под надежностью так называемых первоклассных активов. По факту и США, и ЕС объявили самый настоящий дефолт по своим обязательствам перед Россией. Теперь каждый знает, что финансовые резервы могут быть попросту украдены. И, видя это, многие страны уже в ближайшее время могут начать – уверен, так и будет происходить, – конвертировать свои бумажные и цифровые накопления в настоящие резервы в виде сырьевых товаров, земли, продовольствия, золота, других реальных активов, что только усилит и дефицит на этих рынках".

Речь идет о тех резервах, которые хранятся в американских банках в долларах и золоте.

Америкой санкционные аресты – удары были нанесены и относительно различных компаний, и частных лиц (граждан), которые свои сбережения хранили (вкладывали) в американских банках. Относительно таких компаний санкции применены с акцентом на регулирующее воздействие: осуществлять им деятельность в России или нет; взаимодействовать с российскими компаниями или сворачивать деятельность и т.д. Частным лицам российского гражданства выборочно устроили "ловушку" их активов, которые оказались в достаточной степени привлекательными по суммарным объемам (речь идет о сотнях миллиардов долларов). В качестве наказанных избраны те, кто политически лоялен к руководству российского государства, но при этом имеет миллиардные долларовые вклады на счетах американских банков. Делаются заявления относительно того, что "деньги заработаны преступным путем", но при этом доказательной базы, как правило, нет. Другими словами, нет доказательств, которые были бы рассмотрены в судебной практике в качестве нарушений законов.

Можно прогнозировать, что санкции и дальше будут множиться, разнообразиться. В то же время возникает и проблематика: как противодействовать всему спектру санкций и санкционному давлению на Россию, ее финансы – банковскую систему? Во-первых, подлежат четкой выявленности реальные защитные составляющие развития собственных производств, что нами аргументировалось выше. Это необходимо делать через системно осуществляемые структурные изменения в реальном секторе экономики. Освоение внешних рынков для российской экономики должно стать более адекватным через промышленное и сельскохозяйственное развитие. Промышленная отрасль и ее подотрасли следует подтягивать в производстве конечной товарной продукции, которая будет конкурентно представлена на рынках не отдельных стран, а в их совокупности.

Во-вторых, в ответ на действующие санкции следует глубже и разносторонне анализировать состояние экономик и товарной удовлетворенности в потребностях круга стран, которые установили санкции. Это крайне важно в целях принятия последующих решений в сфере международной торговли не только относительно этих стран, но и других, которые не являются санкционерами.

В-третьих, из-за санкций нецелесообразным видится выход из валютной зоны (долларовой и евро) для России. Партнерское сотрудничество надо сохранять, но следует проявлять активность в переходе на рублевые платежи по основным и значимым товарам, что установлено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по газовым поставкам в недружественные страны. В таком ракурсе надо иметь в виду, что долларовая система платежей (и сам доллар) "качается" и становится все труднее улавливать системную ценность торговли товарами на его основе. Кроме того, неустойчивость доллара и евро на мировом рынке влияет на инфляционную раскрутку рубля на внутренний ценовой рост, и это Россию не может удовлетворять.

В-четвертых, во избежание дальнейших эксцессов заморозки долларовых счетов и резервов в банковской системе зарубежных стран (участников санкционного режима) необходимо переходить к новым формам хранения золотовалютных резервов страны, в том числе, отвечающим интересам России. Нельзя допускать потерь валютных активов и это, считаем, одна из важнейших задач для деятельности ЦБ РФ.

В-пятых, влияние долларовой инфляции на рублевую – сложившаяся практика в длительном цикле. Соотносимость инфляционных колебаний доллара и рубля следует более внимательно оценивать и на основе влияния курсового обмена. В денежном регулировании, которым занимается Банк России, необходимо добиваться результатов, не позволяющих рублю колебаться в такой степени, как это происходит с начала 2022 года: складываются сильные колебания вверх и вниз, что создает спекулятивные условия, и, как следствие, влияет на неустойчивость экономического развития. Уязвимость рубля относительно доллара в условиях санкционного режима будет сохраняться, но надо находить методы и способы смягчения такого влияния на нашу денежную единицу. России необходим экономический рост на основе стратегического целеполагания и развития. Регулированием денежного оборота необходимо ломать (искоренять) то, что неэффективно для целесообразного и эффективного развития экономики страны.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика