Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
С молитвой и для молитвы

"Икона должна быть как путеводная звезда и являть собой образец духовности и христианской любви", – убеждена иконописец, член Союза художников РФ Оллана АЙЛАРОВА. Этому правилу она следует сама в своих "творениях". Этому учит и своих подопечных, посещающих школу иконописи, которая вот уже несколько месяцев работает при Владикавказской и Аланской епархии.

Любовь с детства

Любовь к церковной иконописи у Олланы родилась еще в детстве, когда она, приходя из школы домой, рассматривала часами красивые иллюстрированные книги, которые в большом количестве приобретали ее родители – художники Таймураз и Татьяна Айларовы. Телевизора у семьи принципиально не было, и девочка волей-неволей тянулась к книгам. Изображения икон стояли особняком, они казались ей таинственными и загадочными. В выборе будущей профессии никто не сомневался, даже само имя Оллана, выбранное родителями для дочери благодаря героине оперы выдающего осетинского композитора Ильи Габараева, как бы намекало на творческий путь. Тем более, что отец Таймураз Айларов – народный художник Северной Осетии, мама Татьяна Айларова – педагог, ее методика преподавания изобразительного искусства вошла в программу эстетического воспитания школьников под редакцией Б.М. Неменского.

Обучение на художественно-графическом отделении Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова стало, с одной стороны, ожидаемым, с другой стороны, приобрело неожиданный поворот. Оллана – первая в университете, кто защитил диплом работой по иконописи – иконой святого мученика Николая Двала. Долго сомневалась, но все же решилась. Вполне возможно, что на это решение повлияло восхищение церковным искусством отца, которому историю искусств в Московском художественном институте имени В. Сурикова преподавал М. Алпатов, исследователь творчества Феофана Грека. А может, решающую роль сыграла поездка с мамой в Рыльский Свято- Николаевский монастырь к старцу отцу Ипполиту, когда девушка поняла, что христианство – религия, которая проповедует любовь. "Специальных бесед со мной никто не проводил, – говорит Оллана. – Сначала меня привлекло церковное искусство, потом я стала верующей. Когда я пишу того, кого люблю, то мне это в удовольствие. А если я не верю, то зачем?"

Огромное желание привело ее в иконописную школу Московской духовной академии, благо там учился земляк Самсон Марзоев. Несмотря на солидный конкурс, поступила с первого раза. И начались дни, которыми она дорожила и впитывала в себя. Дипломной работой стала "Икона мучеников Месукевийских" – первых святых аланского происхождения. Сейчас она находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Дигоре. После осталась еще на год на росписях храма Покровского женского монастыря в подмосковном Хотькове. Училась сама, и по мере приобретения опыта укреплялось желание о создании курсов или школы иконописи у себя на родине.

С Божьей помощью

Мечта была, были желающие учиться, но все как-то не складывалось, хотя Оллана готовилась, изучала специальную литературу. Встреча с епископом Владикавказским и Аланским Герасимом, который не так давно прибыл в Северную Осетию, чтобы возглавить епархию, оказалась судьбоносной. Школе выделили светлое помещение в храме Святого равноапостольного великого князя Владимира, приобрели все необходимое, совершили молебен. 5 января этого года состоялся первый урок. Пока в ней 7 учеников, но желающих постигать искусство иконописи куда больше. В основном, это девушки, как, впрочем, и на факультете иконописи, в который была преобразована школа, Московской духовной академии. Профессия "иконописец" постепенно становится женской.

Школа работает по программе факультета иконописи, которую любезно предоставила Московская духовная академия в лице декана факультета архимандрита Луки, но только в ускоренном варианте: вместо пяти лет – два года обучения. Оллана считает, что все же ученикам лучше иметь начальное художественное образование, но желание и старание подопечных дают такие результаты, что не могут не восхищать.

Обучение построено на копировании древних икон, причем самых простых элементов: домиков, деревьев, горок. Потом идет фигура, проработка деталей одежды, и только потом самое сложное – изображение лика. Все в соответствие с канонами, правилами написания образа, которые выведены много лет назад. Рисуют на досках, холст недолговечен. Используют исключительно натуральные краски, которые перетирают на стекле специальным приспособлением – курантом. Добавляют для сцепки яичный желток, уксус или белое вино.

Перед работой обязательно молитва, чтобы усмирить эмоции, душевные волнения и спокойно приступить к "творению". "Иконописец – не просто художник, создающий произведение с помощью своего таланта и мастерства. Без Божьей помощи не был бы написан ни один образ. Можно написать икону, но это будет не молебный образ", – уверена Оллана. Изучают не только техники, изучают богословие, историю церкви, церковного искусства, житие святых, ведь все должно быть осмысленно, без нарушений иконописных канонов и христианских ценностей и традиций.

Зина Сугарова и Софья Петелина – подруги. Первая учится на провизора в университете, вторая – в Лицее искусств. Обе ходят в храм и обучаются на курсах иконописи. И если Софья пока думает, куда будет поступать после окончания лицея, то Зина намерена ехать в Москву по примеру своего учителя. На курсах есть и ученики, чья профессия совсем не связана с творчеством, а возраст уже вряд ли позволит стать абитуриентом, но Бог так распорядился, и они тоже здесь.

Душа осетинского народа

Епископ Владикавказский и Аланский Герасим создание школы одобряет. "Полагаю, что иконописные курсы, которые мы открыли при духовно-просветительском центре, очень важны и для Владикавказской епархии, и для Осетии-Алании в целом. Пока у нас есть только начальные классы, и ученики только-только осваивают азы иконописи, но, безусловно, мы ставим перед собой такую серьезную задачу, как развитие национального церковного искусства.

Я думаю, что в церковном искусстве выражается не столько душа конкретного художника, сколько в целом отношение народа к Богу: раскрывается то, как народ переживает свою веру, на что он уповает, как видит себя в отношении с Богом. И поэтому мы, глядя на церковное искусство разных народов, всегда понимаем – вот это искусство русское, вот это искусство византийское, вот это искусство болгарское. Хотелось бы, чтобы в Осетии тоже возникла своя уникальная школа иконописи, чтобы осетинские – аланские иконописцы выражали душу нашего народа через церковное искусство.

Конечно, у нас уже есть свои иконописцы, но мне кажется, что во многом потенциал церковного искусства в Осетии – Алании еще не раскрыт. Хотелось бы, чтобы наша осетинская иконописная школа нашла свое особенное место в рамках православного мирового церковного искусства. Это амбициозная задача, но мы будем работать над ее претворением".

Искусство, а не ремесло

Дома и в мастерской у Олланы своих икон нет. Она пишет на заказ для храмов и частных коллекций. "Люди обращаются ко мне, значит, это Бог и святые доверили мне изобразить себя. Это большая честь для меня. Дома только икона Божьей Матери Владимирской. Я писала на заказ, но человек не взял ее, и не потому, что она не получилась, нет. Что-то не пустило. Она стала любимой, домашней. Ее я представляла при поступлении в иконописную школу".

Сегодня Оллана Айларова – признанный мастер-иконописец. В ее творческом багаже более 20 работ, она – участник различных выставок. Еще учась на курсах, она написала икону Василия Великого, которая находится в иконостасе Лондонского собора Успенья Божьей Матери, икону "Сошествие в ад" для храма в Тернополе. Для Аланского подворья в Москве была написана большая икона "Христос благословляет детей". В Кафедральном соборе Святого Георгия во Владикавказе также есть ряд работ Айларовой. Одна из них – Свято-Крестовская икона Божьей Матери. Она выполнена по наброску художника, который запечатлел видение Божьей Матери во время захвата больницы террористами в Буденновске. Чеканный оклад из серебра для нее изготовил ювелир Игорь Алехин. По словам Олланы, это единственная иконография Божьей Матери северокавказского происхождения. В храме в Бирагзанге размещена двухметровая икона Блаженной Матроны Московской, очень почитаемой местными жителями. "Местные жители думают и говорят на осетинском языке, и поэтому было решено написать молитву на осетинском языке, – рассказывает Оллана. – Перевод занял немало времени. Около иконы сегодня висит много драгоценностей. Люди благодарят Матрону за чудеса, которые она совершает по молитве. И меня это очень радует как иконописца".

Целых шесть лет она писала "Голгофу" для Бесланского храма. Признается, что много раз переделывала. Хотела написать Христа на Кресте как символ будущего воскресения, а не как страдальца.

Икона создается в молитве и для молитвы. Через икону к молящемуся передается Божья благодать, и поэтому на иконописце лежит большая ответственность. Сейчас Оллана приступает к работе над масштабной иконой "Крещение Алании". С предельной концентрацией и полной самоотдачей. И с Богом в душе.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика