В последнее время в культурной жизни Северной Осетии произошли изменения, обусловившие интерес к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.

2022-й объявлен Годом культурного наследия народов России, и это хороший повод для проведения в учреждениях различных мероприятий, направленных на развитие и популяризацию народного творчества.
На днях в Национальной научной библиотеке РСО–А состоялся "круглый стол", посвященный теме сохранения и популяризации культурного наследия Осетии. В нем приняли участие искусствовед, заместитель директора по научной работе Художественного музея им. М. Туганова Людмила Бязрова, доктор филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы СОИГСИ им. В. Абаева Диана Сокаева, кандидат филологических наук, директор Фонда культуры им. А.-Г. Галати Лиана Гаглоева, заслуженный работник культуры РСО–А, заведующая отделом искусств Национальной научной библиотеки Фариза Басиева, художественный руководитель и дирижер мужского хора национальной песни филиала Мариинского театра в РСО–А Ольга Джанаева, художник, заведующий реставрационными мастерскими Национального музея Батраз Цогоев, солист филиала Мариинского театра в РСО–А Алан Джиоев, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела скифо-аланских исследований Владикавказского научного центра РАН Тамерлан Салбиев и художественный руководитель и дирижер оркестра национальных инструментов "Иристон" Олег Ходов.
Тамерлан Салбиев подробно рассказал о проблеме, связанной с пониманием смысла осетинского танца в современном национальном искусстве. Ученый отметил, что художественные руководители хореографических коллективов порой не задумываются о том, что обозначает тот или иной танец, и ставят движения, не соответствующие первоначальному замыслу. "Раньше в ансамблях был распорядитель танцев, это тот человек, который знал танцевальный этикет, объявлял программу, задавал темп и был в какой-то степени дирижером. Сейчас такой должности в штате нет", – сказал он, а также добавил, что изменился способ передачи традиций. Раньше это происходило из уст в уста. Младшие получали знания от старших. Если человек хотел обучиться определенному ремеслу, он шел непосредственно к мастеру. Но эти времена прошли.
Ольга Джанаева сделала акцент на том, что национальная культура постепенно уходит, и сейчас молодежь о ней практически мало что знает. Поэтому необходимо, чтобы в республике были преподаватели с широким диапазоном знаний по культуре Осетии. А для этого нужны государственная поддержка, курсы повышения квалификации при министерстве культуры.
Тему национального костюма затронул Батраз Цогоев. Он подчеркнул, что необходимо уважать национальные традиции и по части внешнего вида артистов. Танцоры нередко выходят на сцену без кинжалов или же надевают костюмы, в которых используются женские орнаменты.
Людмила Бязрова представила ролик о творческом наследии Сосланбека Едзиева и подчеркнула, что опыт мастера является основой для развития современных скульпторов, а его работы – образцом национального искусства. Лиана Гаглоева рассказала о Доме-музее композитора, дирижера и музыковеда Бориса Галаева в Цхинвале, многочисленных материалах, которые в нем хранятся, а также поделилась планом создания культурного центра во Владикавказе.
Алан Джиоев коллекционирует либретто опер и оперетт осетинских композиторов. Он, как и Ольга Джанаева, подчеркнул, что республике необходимы педагогические кадры, которые будут передавать знания о национальном искусстве молодому поколению. Солист Мариинского театра добавил, что в программу музыкальных школ и колледжей необходимо ввести исполнение произведений осетинских классиков, а Олег Ходов призвал к более внимательному и бережному отношению к традиционной культуре.
В рамках встречи сотрудница центра художественных промыслов Каролина Шаддад подготовила выставку народных ремесел и поделок, а народный поэт Северной Осетии Ирина Гуржибекова прочитала два своих стихотворения – "Монолог нарта" и "О будущем".
Подводя итог, Диана Сокаева отметила важность и необходимость таких встреч и озвучила идею проведения цикла мероприятий с участием деятелей культуры и искусства республики, для того чтобы обсудить как можно больше вопросов и найти способы их решения в ближайшее время.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30