Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Вам решать, когда "сменить свои чувства"...

На сцене филиала Мариинского театра во Владикавказе состоялась премьера балета "Парфюмер. История одной любви" по одноименному роману Патрика Зюскинда.

Режиссер-постановщик, хореограф, автор либретто – Валерий Суанов.

Он ставит очень "непростые" хореографические спектакли, то есть сложные по работе режиссера, актеров, художественных решений... Но простые по восприятию – понятные... Творчество подвластно далеко не каждому. Для того чтобы преуспеть в сфере искусства, нужен не только особый склад ума, но и душевная предрасположенность к своему "началу".

"Показать на сцене путь – путь нашего современника сквозь Жизнь... и показать при этом под очень необычным углом: в луче "волшебного фонаря", имя которого – Танец. Этой идеей, дерзкой, но именно оттого, наверное, вдвойне захватывающей, и загорелся еще несколько лет назад молодой режиссер-хореограф Валерий Суанов, выпускник ГИТИСа. Человек очень талантливый и по-настоящему, в самом ярком смысле этого слова, творческий, который сплотил вокруг себя команду таких же талантливых и молодых единомышленников, вдохновившихся и "заболевших" его проектом... Вот так он и родился – модерн-балет "Шел к…", – писала Елена Толоконникова на страницах республиканской газеты "Северная Осетия" после успешной премьеры первого проекта В. Суанова.

Он по-прежнему продолжает ту свою траекторию, по которой режиссура его активно и успешно начала двигаться именно после "Шел к..."

Так, вдохновленный потрясающим произведением Патрика Зюскинда, режиссер-постановщик решил на этот раз рассказать историю парфюмера Жана Батиста Гренуя в своей хореографической постановке, которую обозначил как "История одной любви". Автор либретто создает свою интерпретацию "Парфюмера", передавая эмоции героев через пластику и танец. Собственно, к этому и шел режиссер Суанов.

"Это вызов, который мне суждено было принять, – объясняет свой выбор Валерий. – Противоречивый герой, вызывающий всеобщее отторжение, но создающий нечто прекрасное. Гений или генетическая ошибка, величайший дар или божественная кара... Именно эту головоломку мне предстояло решить. Найти в нем человека, увидеть мир его глазами, понять силу его одержимости – моя сверхзадача..."

Суанов аккуратно перекладывает сюжет романа на хореографический язык.

Зрители погружаются в Париж эпохи Просвещения. Перед нами – история жизни Гренуя. С первых дней рождения он, "отбросок общества", растет среди мусора и грязи. Впоследствии мало с кем общается и сторонится людей. Не похож ни на кого и одинок. Живет в мире запахов. Эти запахи – разные, как и деяния людей... Гренуй не обладает своим собственным запахом – "его просто нет"...

В один из дней он встречает на улице рыжеволосую девушку, запах которой сводит его с ума... Следует за ней. Одержимый запахом, неумышленно убивает ее... Он разочарован – "с ее смертью улетучивается и запах"... И после – цепь жертв Гренуя... убийство за убийством... Для воплощения своего замысла он идет на самые страшные преступления – губит не одну молодую и прекрасную жизнь. Его уже невозможно остановить. Ведь "лишь ароматы способны вызвать любовь окружающих..." Перед нами – отверженный серый уродец и в то же время жалкий Гренуй... И чтобы придать своему существованию хоть какой-то смысл, он создает свой собственный аромат, который даст ему право стать человеком... Но какой ценой?!

По задумке режиссера его главный герой – не просто маньяк-убийца, талантливый злодей, одержимый своей мечтой – создать волшебный запах, который "позволит править миром"... "Мой Гренуй – гений, согретый лишь собственным одиночеством, творец, познавший силу любви, ребенок, жаждущий открытий", – отмечает Валерий Суанов.

Понять, как он создает, как проникает в мир каждого своего героя балета, как отыскивает верную "интонацию" танцевального па – дело нелегкое... Нужно подолгу находиться рядом с ним, слушать и слышать его, чтобы понять, что дается ему легко, а что требует больших собственных вложений души и энергии...

Декорации – отдельно обособленный образ, постепенно переходящий в самостоятельно действующее лицо. Тщательно проработав индивидуальный подход к оформлению сцены, режиссер с талантливым сценографом – художником по костюмам Давидом Найфоновым – представили современное оригинальное видение "одежды" сцены для создания атмосферы "смерти и любви".

В постановке заняты артисты Республиканского колледжа культуры и Владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева Азамат Малиев (Гренуй), Виолетта Магомедханова (Лаура), заслуженные артисты РСО–А Казбек Шанаев и Роберт Кисиев (Антуан Риши, отец Лауры), Азамат Цаболов (Бальдини), Ацамаз Цакоев (Пелисье), Юлия Махалина и заслуженная артистка РСО–А Дана Икаева (мадам Арнульфи), заслуженные артисты РСО–А Вадим Айдаров и Болат Болотаев (Доминик Дрюо), Вероника Гудиева (жертва – девушка со сливами), Заира Ватаева и Марина Дзугутова (жертва Диана), Зарина Кертанова и Зарема Цаболова (жертвы-близняшки), Аслан Головахин (Грималь), Инга Саджая (няня Лауры).

В балете немало ярких, завораживающих красотой сцен. Суанов со своей внутренней энергией, согретой чувством, начиненной волей, направленной умом, вносит в постановку много новых элементов пластического танца, тем самым выстраивая четкие балетные линии. Постановка приобретает необходимую многозначность. Видны его тонкая хореография и интеллигентное отношение к музыкальному материалу.

Сильным по восприятию получился дуэт Гренуя и Лауры.

Образы Гренуя-Малиева и Лауры-Магомедхановой выразительные, но в то же время наделенные изобразительными элементами пластики, мастерски передают и доносят до каждого зрителя "душой исполненный полет", в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты чувство, эмоция и страсть, тем самым раскрывая нам всю историю их взаимоотношений.

Мучительна разлука... Не менее горько нахождение рядом с любимой. Не позволив Греную-Малиеву задушить себя, Лаура-Магомедханова страстно целует его. Первый поцелуй первой любви становится для нее поцелуем смерти. Запах смерти... и аромат любви, созданный ценой убитой любимой. Между ними происходит некая "химия", захватывающая зрителя, вовлекающая его в происходящее и, к тому же, почти не поддающаяся разумному объяснению.

Хороша Лаура-Магомедханова, последняя жертва Гренуя-Малиева – хрупкая, уязвимая, наивная и не нашедшая в себе силы противостоять чувству "стать очередной жертвой". Гармоничны ее движения, пластическая выразительность и мимика. Она, словно вслушиваясь в свою судьбу, всем телом показывает танец любви в предчувствии "реквиема страсти" с мольбой и надеждой в глазах.

Парфюмер Гренуй, сотворивший то, что не удавалось никому, и колоссальная энергетика артиста Малиева, исполнявшего его, – все максимально подчеркнуто Суановым.

Главные герои в итоге оказываются одними из самых ярких и запоминающихся в хореографической постановке. Так сыграны роли. Как хотел режиссер. Как смогли артисты. Правильно. В точку. Талантливо. И в историю...

Оригинальна режиссерская задумка и в финальных сценах балета – "Разоблачение Гренуя" и "Смерть Гренуя".

Ожидая своей казни, он вдруг "посылает" в толпу надушенный платок. Начинается всеобщая оргия. Его поражает эффект, который произвел созданный им "запах совершенства".

Волна музыки предвещает кульминацию действа: Гренуй-Малиев, оказавшись среди "массы отбросов общества в лице преступников, жриц любви и прочей нечисти", выливает на себя весь флакон духов, тем самым превращая своих поклонников в скопище марионеток и пленников. Их накрывает волна аромата. Обезумевшие, они сжирают его без остатка. Гениальность и злодейство сливаются воедино...

Работа режиссера-хореографа, художников, актеров заслуживает всяческих похвал... Именно благодаря этому слиянию в единое целое атмосфера постановки становится убедительной, – поглощает, затягивает, поражает и вдохновляет бесконечными ассоциациями и эмоциями. Здесь все – от музыки и до "запаха" – работает на общую цель: увлечь зрителя в сценическое действо. В постановке много вопросов, на которые публика должна найти свои ответы. Создается максимально нужный объем действия. Пространство зрительного зала и сцена уже не имеют четкого разделения...

В продолжение всей "истории любви" со сцены к зрителю шли какие-то флюиды, повисающие на лету нити таинственного общения, взрывы чувств, магия и... "ароматы". Это необъяснимо, но именно в такие мгновения, видимо, и происходят открытия в искусстве. Все это в сознании непроизвольно увязывается с самим постановщиком Суановым, долго и упорно создававшим все эти "ароматы чувств".

"Парфюмер" Суанова получился сильным, "говорящим за нас" и понятным. А понять его – значит в каком-то смысле понять и главного героя Гренуя. И мы говорим не о его злодействах, а о том, что случается с человеком, когда его лишают именно той любви, которая ему причитается. Это прекрасная возможность для каждого из нас попытаться увидеть мир через призму предложенной режиссером истории любви и таким образом осмыслить пространство своей собственной драмы. Напоминание нам, что уродство местами заменяет красоту, прекрасное в обществе превращается в нечто фальшивое...

"Ведь любовь – движущая сила всей жизни на земле, – говорит режиссер Суанов. – Я отказываюсь верить в то, что человек с таким природным даром лишен этого всепоглощающего чувства. Все самое прекрасное, что создается в этой жизни, все это – благодаря Любви! Представьте на секунду, что в вашей жизни нет этого. Чувствуете, как все становится сразу пресным и бессмысленным?! "

Суанов очень органично реконструировал старинную театральную традицию и показал, что если и стоит относиться к театру как к чему-то возвышенному, то "сохранять в нем нужно не отдельные спектакли, а именно театральные формы"... И, конечно же, проекты такого уровня стали возможными благодаря маэстро Валерию Абисаловичу Гергиеву, под руководством которого в театре можно и нужно работать, добиваясь высокой оценки. В свое же время подобные постановки дают безграничные возможности как для режиссеров, театральных художников, так и для артистов более масштабно раскрываться.

Для самого режиссера эта постановка – некий урок, изменивший его самого: "Как хорошо, что для высшей цели мне нужно всего лишь любить искусство, трудиться и собирать свои талантливые "ароматы" в единую композицию, не подвергая насилию, – делится Валерий. – Я стал в этой работе более терпеливым, хладнокровным, научился выключать лишние эмоции, когда нужен холодный расчет. Научился благодарить свои падения и неудачи на пути к определенной высоте. Ведь именно они мне дали бесценный опыт, научили ценить все хорошее, что у меня было во время этого пути".

Балет в двух актах окончен... Дверь между иллюзией и реальностью распахнута. Чувства еще бушуют, не отпуская пришедших людей в привычную жизнь, что обычно происходит с аплодисментами. Режиссерский замысел не дает возможности поставить точку. История одной любви кончается и не кончается одновременно – каждый зритель сам вправе решить, когда наступит финал, когда покинет театр, когда отпустит свои мысли, когда "сменит свои чувства"...

"ЗАПАХ СМЕРТИ или АРОМАТ ЛЮБВИ?.. Относитесь трепетно к любви! Ибо в больших количествах она вредна для здоровья, а в чрезмерных – уронит вас в бездну низменных желаний...

С любовью ваш парфюмер Валерий Суанов".

P.S. Непременно сходите на балет "Парфюмер. История одной любви"! И вы обязательно произнесете: "Браво, "парфюмер" Валерий Суанов!" Потому что эту красоту танца и эмоций все-таки передать словами невозможно...

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика