Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Вся Осетия тебе благодарна"

Продолжаем публиковать в сокращенном виде очерки из монографии Л.К. Гостиевой "Просветители Осетии: очерки о деятелях Православной Церкви второй половины XIX–ХХ в.", изданной в 2021 году в республиканском издательстве "ИР" (серия "Аланская библиотека"). Очередная публикация посвящена ПРОТОИЕРЕЮ АЛЕКСИЮ КОЛИЕВУ.

В истории каждого народа есть личности, ставшие символом национального самосознания, вехами культуры, на которые ориентируется народ. Для осетин одним из таких людей является протоиерей Алексий (Аксо) Виссарионович Колиев. Он родился в 1822 году во Владикавказском ауле (Ирыхъау) (ныне г. Владикавказ). В 1839 году окончил Владикавказское духовное училище, затем продолжил свое образование в Тифлисской духовной семинарии, которую в 1845 году окончил по I(высшему) разряду.

В середине того же года Алексий Колиев был рукоположен в сан священника и направлен на служение во владикавказскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинскую), в которой и прослужил до своей кончины. Почти двадцать лет был благочинным Владикавказского округа. В 1863 году в тифлисском Сионском соборе Алексий был возведен в сан протоиерея.

11 августа 1866 г. протоиерей Алексий Колиев скоропостижно скончался в возрасте 44 лет от воспаления легких и был погребен в ограде Осетинской церкви. По свидетельству современников, на белой мраморной плите золотыми буквами была сделана надпись: "Вся Осетия тебе благодарна. Здесь покоится прах первого из осетин иерея и протоиерея Алексия Колиева". К сожалению, в советское время его могила была утрачена.

Чем же отец Алексий Колиев заслужил такое высокое признание народа? Каковы его заслуги перед Православной Церковью и Осетией?

Пастырская деятельность отца Алексия протекала в сложных условиях продолжения Кавказской войны, число осетин, перешедших в ислам, становилось все больше. Как благочинный он совершал отнюдь не безопасные поездки по осетинским приходам, про­водил богослужения, проповедовал, совершал требы. В своих проповедях он призывал осетин быть стойкими в православной вере, сплотиться вокруг нее.

В конце 1850-х годов отец Алексий стал ближайшим сподвижником архимандрита Иосифа (Чепиговского), который был назначен на должность управляющего осетинскими приходами и причтами – Владикавказского военно-осетинского округа. В эти же годы он вступил в борьбу против переселения осетин, живших на территории Владикавказской крепости, в поселении Дзауджикау–Владикавказском ауле, – в район реки Камбилеевки. На их переселении, ссылаясь на материальную необеспеченность жителей Владикавказского аула, настаивал командующий войсками левого крыла Кавказской линии генерал-адъютант Н.И. Евдокимов. В январе 1859 года отец Алексий помог владикавказским осетинам составить прошение, с которым они обратились к генерал-адъютанту Н.И. Евдокимову. Только в феврале 1862 года командующий войсками Терской области генерал-лейтенант князь Святополк-Мирский дал свое согласие на оставление во Владикавказе 50 семей владикавказских осетин, обязавшихся нести все городские и сельские повинности.

Во многом положительному решению вопроса способствовало и то, что православные осетины под руководством отца Алексия начали строительство каменного здания церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской), взамен пришедшего в ветхость деревянного храма, построенного в 1814–1815 годах. Осетины собрали по 20 руб. с каждого двора, занялись заготовкой материалов. В конце 1861 года постройка церкви при содействии Общества восстановления православного христианства на Кавказе была завершена.

В конце 50-х – середине 60-х годов ХIX в. отец Алексий оказался в эпицентре борьбы против переселения части осетин-мусульман в Османскую империю. Он активно выступал против агитаторов переселения осетин в Турцию, клеймил позором тех, кто внушал им ехать на чужбину, выступил против начальника военно-осетинского округа генерал-майора Мусы Кундухова. Возможно, благодаря противодействию отца Алексия, число переселившихся осетинских семейств было меньшим, чем предполагалось властями.

Отец Алексий Колиев внес весомый вклад в дело народного образования и просвещения осетинского народа. С 1845 года в его послужном списке значится служение инспектором и учителем высшего отделения Владикавказского духовного училища по предметам осетинской грамматики, Пространного Катехизиса и Священной истории. С декабря 1849-го до 1858 года отец Алексий находился на должности смотрителя Владикавказского духовного училища. Все свои силы он вкладывал в воспитание учеников в духе православия, настойчиво добивался того, чтобы дети малоимущих родителей учились за казенный счет. По его представлению, семь выпускников-осетин духовного училища в 1848 г. были направлены для продолжения образования в духовные семинарии России. Среди них были будущие священники Тит Моргоев и Георгий Караев.

Как известно, отец Алексий является основателем женского образования в Осетии. 10 мая 1862 года в приходе владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской), по его представлению, была открыта одноклассная школа для девочек-осетинок. Священник открыл школу во флигеле своего дома на ул. Тарской (ныне ул. Цаголова), предварительно отремонтировав и переоборудовав его. Все расходы по содержанию осетинской женской школы он взял на себя, отрывая средства от собственной семьи. В качестве учителя отец Алексий безвозмездно обучал учениц осетинской грамоте и Закону Божьему. Первоначально в школе обучалось 10 учениц в возрасте от 8 до 11 лет.

С января 1863 года Общество восстановления православного христианства на Кавказе назначило в школу учителя и учительницу по рукоделию с жалованиями по 200 рублей в год. Колиевская женская школа стала очень популярной среди осетин, которые начали охотно отдавать туда своих дочерей. Через некоторое время школа была преобразована во Владикавказское трехклассное училище с пансионом и названа Ольгинской. Позже Коста Хетагуров отмечал, что "во все времена своего существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вместить в себя всех желающих поступить в нее".

В конце 50-х – начале 60-х годов XIX в. началась переводческая деятельность отца Алексия Колиева, которая проходила под руководством архимандрита Иосифа (Чепиговского). 26 апреля 1860 года священник вошел в Комитет по переводу на осетинский язык священно-церковных и учебных книг. При подготовке издания Литургии Иоанна Златоустого (1861) был широко использован рукописный перевод отца Алексия. В 1862 году в Тифлисе была издана книга "Последование Св. Крещения и Миропомазания", переведенная им на осетинский язык. В том же году вышла книга "Перевод из Требника", в которую вошло несколько переводов отца Алексия. Долгое время священник принимал участие в работе над новой редакцией перевода на осетинский язык "Святого Евангелия" (1864).

Отец Алексий переводил и произведения религиозного содержания в стихотворной форме. Он написал на осетинском языке "Хвалебную песнь Пресвятой Богородице" в честь чудотворной Моздокской (Иверской) иконы Божией Матери, "Светлое Христово Воскресение" и "Отче наш".

Подвижническую деятельность священника высоко ценил городской голова Гаппо Васильевич Баев. В 1905 году он писал о нем: "Этот человек был вечным депутатом и ходатаем при жизни своей за интересы своего народа. Речи его, произнесенные в защиту земляков перед наместником Кавказа, перед местными властями, до сих пор цитируются и вспоминаются народом". Поэт и основатель осетинской прозы Сека Гадиев отмечал: "Аксо хорошо знал и отлично понимал свой народ. Днем и ночью не знал покоя и отдыха, как птица – великая труженица, облетел Осетию вдоль и поперек, побывал многократно во всех ближних и дальних районах, чтобы объединить народ во имя добра, справедливости и лучшего светлого будущего".

Память протоиерея Алексия Колиева почитается как в Северной, так и в Южной Осетии. Улицы, носящие его имя, есть во Владикавказе, в Цхинвале и в с. им. Коста Хетагурова Карачаево-Черкесии. Ему установлен памятник во Владикавказе (на пересечении улиц Ватутина и Коста Хетагурова, скульптор Б. А. Тотиев). Имя Аксо Колиева носят Государственный лицей искусств в г. Цхинвале и православная гимназия во Владикавказе.

С 2012 года во Владикавказе перед памятником протоиерею Алексию Колиеву правящие архиереи Владикавказской епархии в сослужении городского духовенства совершают молебен на начало учебного года. В день его кончины в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской) священники служат литию.

В 2019 году в рамках государственной программы Республики Северная Осетия – Алания "Национально-культурное развитие осетинского народа" на 2018–2020 годы ООО "Медиа-группа "Ярче" (научный консультант З.К. Кусаева) в цикле "Имена" выпустила документальный фильм "Аксо Колиев".

В восстановленном в 2020 году храме Святого равноапостольного великого князя Владимира в здании исторической архиерейской резиденции во Владикавказе в ряду пяти изображений просветителей Осетии–Алании находится фреска с изображением протоиерея Алексия Колиева.

Имя его – выдающегося миссионера, просветителя, общественного деятеля, переводчика, педагога, поэта – навсегда останется в золотом фонде осетинской культуры.

Лариса ГОСТИЕВА,

старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева, кандидат исторических наук.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика