...Хотя, если вы – одиннадцатиклассник и только сейчас начинаете готовиться к выпускным экзаменам, то спешим вас огорчить – вы опоздали… лет на 11. Так уж устроены задания государственной итоговой аттестации по любому предмету, что вам нужны знания всего школьного курса. Но взяться за ум, учебник и подготовку никогда не поздно.
Впереди почти целый учебный год, чтобы понять логику единого государственного экзамена. Ведь, как отмечает учитель русского языка и литературы гимназии №45 и преподаватель учебного центра по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ "Стартап" Светлана Сухарева, для успешной сдачи ЕГЭ очень важно разобраться с содержанием заданий.
– Светлана Алексеевна, можно ли самостоятельно подготовиться к единому госэкзамену по русскому языку?
– Это складывается из многих факторов. Если ребенок на протяжении всех школьных лет работал, у него есть шанс подготовиться. Но под рукой должны быть, к примеру, электронные носители информации, где он сможет проследить логику и механизмы подготовки к ЕГЭ. Но это составляет определенные сложности, так как у детей бывает не один экзамен, а несколько, и в каждом – свои нюансы: нужно соблюдать все каноны, правила, внимательно прочитать кодификатор, изучить задания. Ребенок должен быть не просто тружеником, но еще и достаточно вдумчивым, чтобы все это проанализировать и применить. Поэтому, конечно же, должна быть направляющая. Это может быть и школьный учитель, который, имея опыт подготовки к ЕГЭ, дает своим ученикам необходимые базовые основы для экзамена. Это могут быть какие-то дополнительные курсы, онлайн-обучение или отдельный репетитор. Каждый ребенок индивидуален – кому-то достаточно и онлайн-лекций. Но чаще требуется живое общение, потому что сами механизмы построения контрольно-измерительных материалов отличаются от проверочных и контрольных работ школьной программы. Например, в заданиях всегда даются исключения. В учебниках под разным авторством приводятся 3–4 исключения и пишут "и другие". А учитель как раз собирает все эти другие исключения. И педагог направляет ребенка, добавляет к его уже имеющейся базе какие-то дополнительные знания.
Русский язык – единственный предмет, по которому сегодня выпускники сдают обязательный экзамен. Он остается и в перечне всех вступительных испытаний, поэтому получить высокие баллы по русскому языку так же важно, как и по профильным предметам. К тому же знание основ русского языка можно назвать правилом хорошего тона. Именно поэтому учителя настаивают на том, что изучать его нужно не ради ЕГЭ, а, следовательно, и готовиться к нему с начальной школы.
– Умение учиться – это сложный процесс. Но в школе достаточно самостоятельных детей, которые усвоили этот полезный навык. Безусловно, к любому экзамену легче готовиться с опорой в виде наставника. Но мы видим отличные результаты тех детей, у которых развито логическое мышление, они вдумчивы и легко улавливают материал. В подготовке крайне важна усидчивость – проработка вариантов набивает руку и тренирует мозг", – считает Светлана Сухарева.
– Как опытный педагог с многолетним стажем подготовки к государственной итоговой аттестации и высокими результатами ваших учеников какие рекомендации вы можете дать старшеклассникам, у которых еще есть время, чтобы подготовиться к экзаменам?
– Прежде всего участник ЕГЭ – это касается не только моего предмета – должен понять, что от него требуется в задании. Это нужно и чтобы усвоить материал, и вспомнить ту или иную область знаний. Затем следует посмотреть кодификатор – есть масса алгоритмов по выполнению каждого задания. Сейчас изобилие сайтов, где воедино собраны все правила. Но чтобы в этом обилии информации не потеряться, чтобы ребенок мог сориентироваться, у него все равно должен быть определенный уровень подготовки. И вот здесь опять пригодится навык умения учиться вместе с критическим мышлением, которое тоже можно развить.
И русский язык любит руку! Русский нельзя выучить вприглядку, ЕГЭ по нему нельзя написать, если только сидишь и щелкаешь тесты. Нужно прописать то, что ты сделал, разобрать. К тому же необходимо развивать навыки написания сочинения, а это целое отдельное дело. Тем более что от нас сейчас требуют не сочинения в стиле "ах, в греческом зале…", а понимания смыслов текста и их интерпретации. Нас учат слышать и понимать другого человека. И это не только навык письма, это коммуникативный навык: я – услышал, я – понял, я – передал и не исказил мысль. И эти навыки написания сочинения требуют если не взрослого подхода, то как минимум дополнительных знаний. Конечно же, в школы мы максимально стараемся готовить ребят, но в старших классах крайне мало часов русского языка, а ведь школьную программу тоже никто не отменял. Поэтому учитель прилагает все усилия, чтобы донести до ребят и изменения в структуре ЕГЭ, и новые требования. Поэтому, думаю, в целом республика показывает хорошие результаты по русскому языку – мы научились готовить наших учеников.
Важны не только знания, но и методика их преподавания – обладатель звания "Учитель года-2018" Республики Северная Осетия–Алания Светлана Сухарева знает, о чем говорит. За 30 лет стажа ей удалось наработать свои подходы к ученикам, чтобы привить им любовь не только к своему предмету, но и в целом к процессу обучения.
– Сегодня выпускники пишут два сочинения – итоговое в декабре и включенное в состав ЕГЭ по русскому языку. Они имеют разную структуру, отличаются ли и принципы подготовки к ним?
– Модель сочинения ЕГЭ – это не классическое сочинение, оно устроено по-другому. Там идет небольшой текст, в котором авторские смыслы достаточно прозрачно прописаны. Это совсем не большое произведение, где герой ведет себя двояко, вследствие чего позиция проверяющего эксперта может не совпасть с мнением школьника и привести к субъективной оценке. К тому же в остальных заданиях ЕГЭ есть подсказки-подводки к выявлению авторской позиции. Даже в заданиях на экзамене по литературе, которые более свободны, всегда пишется: без искажения авторской позиции. Вы имеете право на свою трактовку, но не имеете права искажать смысл автора текста. И от ребенка во время ЕГЭ по русскому языку, где дается выжимка из произведения, требуется, чтобы он понял автора, услышал его.
А дальше есть графа: "я согласен с автором". Вот там можно с ним согласиться или не согласиться и уже аргументировать свое мнение. От нас требуют рассуждения: тезис – доказательство, тезис – вывод. А ведь рассуждение – это не только русский язык, оно применяется и в истории: умение находить смысл, в самом тексте – аргументы, подтверждающие авторские мысли. Если ты не поймешь смысл, то не найдешь аргументы и провалишь все сочинение. Но! Надо не только понять, но и передать так, чтобы тебя поняли при проверке.
А возможность привести красочные примеры из литературы, порассуждать, сопоставляя свой жизненный опыт с тем, что ты прочитал – это все ушло в декабрьское сочинение. И тут не обойтись без знаний произведений, которые могут стать универсальными помощниками при поиске аргументов.
Например, сейчас вышли новые направления ЕГЭ, среди которых – тема пути искания. А это как нельзя лучше демонстрирует "Война и мир". Мы читаем с учениками, и там же все как будто о тебе: ты читаешь и узнаешь себя. Необязательно прочитать роман от корки до корки: если школьник читает выборочно и находит те моменты, которые отвечают его насущным проблемам, это уже хорошо. "Преступление и наказание" – это тоже вечное произведение. "Тихий дон", который ты должен прочитать, потому что это твоя история, твой генетический код. Практически весь "золотой фонд" русской литературы XIX и XX веков – в помощь. Есть и современная литература, где тоже можно найти ответы на все вопросы, фантастика, которая вошла в классику. Русская классика, чтобы была интересна для прочтения, не должна заходить в узкие рамки "это хорошо, а это – плохо", она должна заставлять думать: у меня такое было, а как я повел себя в этой ситуации, а как герой, а мне вот не понравилось, как отреагировал герой... Ребенок должен высказать свое мнение, а когда ты проговариваешь ситуацию, она становится тебе близкой, тебе герой становится близким. Возьмите того же Чехова и это знаменитое: "В Москву! В Москву! В Москву!" – посмотрите, суть не меняется, меняется только антураж.
– А есть ли какие-то работающие секреты, чтобы ЕГЭ по русскому языку принес положительный результат?
– Возможно, я повторюсь, но это самый ценный совет: главное – прочитать задание и вникнуть в него, потом составить алгоритм того, что надо сделать. Решать задания нужно линейно: если ты где-то ошибся, вернись к нему и подумай, почему, каких знаний тебе не хватило. В любой подготовке залог успеха – это самоанализ. И ответ на вопрос: "Почему произошла ошибка?" можно искать и самостоятельно, и с учителем. И если ты не бросил все на авось, а действительно провел работу над ошибками – это тщательность, которая важна. И вот такой механизм – восполнять пробелы – самый оптимальный вариант подготовки. А в сочинении главное – умение понимать смысл текста и выполнять задания 22–26 – именно они подсказывают ученику тематическую доминанту текста. Это спасательный круг.
А что может быть лучше спасательного круга? Только наше умение плавать. И у выпускников еще есть возможность научиться...
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30