Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Аким САЛБИЕВ: "Не все кино, что снимается сегодня"

В канун профессионального праздника – Дня российского кино – наш разговор с видным деятелем культуры, кинорежиссером, общественным деятелем, заслуженным деятелем искусств России Акимом Салбиевым состоялся, к сожалению, не на съемочной площадке, не в монтажной, где обычно завершают работу над фильмом, а на одной из аллей всемирно известной киностудии "Мосфильм".

– Аким, в советское время славный праздник – День кино – встречали в премьерных залах, киноэкспедициях или съемочном павильоне…

– Советское время было лучшим временем для кинематографа, равно как и для совести и нравственности. Поэтому были созданы шедевры Сергея Герасимова, Василия Шукшина, Сергея Бондарчука, Владимира Меньшова, Вадима Абдрашитова... Эти фильмы все известны и сегодня многократно показываются по всем телеканалам. Другое дело, что те фильмы, которые созданы в новое время в России, не несут в себе ни послание, ни высокую художественность. Да просто – ничего. Каждый год из более чем 150 фильмов только пять – десять достойны внимания. Вот они и ездят на возможные и невозможные кинофестивали как в стране, так и за рубежом. Посмотрите, разве это не страшно: классик кино, оскароносец Владимир Меньшов не снимал в последние двадцать лет?! Столько же лет не снимал другой классик, чье кино является совестью и документальной памятью страны, – я говорю о Вадиме Абдрашитове. Снимают люди шустрые, не имеющие никакого отношения к кино. Просто нечестным путем или путем откатов выигравшие всевозможные гранты, где их подателей никто не знает и не хочет разбираться в их послужных списках, биографиях, профессиях. Как правило, это люди, не владеющие даже элементарным ремеслом кинематографа. Не все кино, что снимается сегодня.

– Жестко. Однако, пожалуй, соглашусь. Другое дело тогда: что же за авторитет у Фонда кино и Департамента по кинематографии Минкульта РФ? Спрошу вас о том, что будет важно услышать о кинематографе Осетии?

– Вопрос сложный и одновременно простой. Что такое кинематограф Осетии сегодня? Это документальные фильмы Темины Туаевой, Вячеслава Гулуева, Рафаэля Гаспарянца, Индиры Черджиевой. Тут все ясно. Они известны, находят отклик и поддержку, потому что сделаны профессионалами, и темы фильмов вынашиваются годами.

Другое дело, так называемый художественный кинематограф. Пятнадцать лет назад я снял фильм "Одиннадцать писем к Богу". В это же время параллельно снимал свой дебютный фильм "Ласточки прилетели" Аслан Галазов. Откровенно говоря, я был уверен, что вновь поднимется осетинский кинематограф, заложенный сердцем, умением и упорством Ахсарбека Татаркановича Агузарова. Он и является "отцом" осетинской кинематографии. Этому не суждено было сбыться. Все, кто хотел, начали снимать свои сны, фантазии, оформляя их в "короткий" метр. В них были отсылки то в прошлое, то в будущее.

А проект, предложенный мной и поддержанный тогдашним министром культуры Атаевой – "Владикавказ! Я люблю тебя!", не был реализован. Я хотел, чтобы мои младшие коллеги собрались и вместе сделали фильм, состоящий из нескольких новелл, как признание в любви нашему прекрасному Владикавказу. Вот так "выполнялись" указы Главы РСО–А.

– Аким, что надо снимать? О чем, чтобы услышали и узнали об Осетии?

– В 90-е годы славился казахский кинематограф, "Новая казахская волна". Последнее десятилетие – это, безусловно, якутское кино. Разве неясно, что нам надо снимать классику! Историю XVIII, XIX веков, самое начало ХХ. Все остальное – чепуха! Колхозы, совхозы, заводы, бандиты, депутаты – это не предмет искусства. России и миру эти инсинуации не нужны, неинтересны, потому как они всегда рассказаны с точки зрения человека, дающего деньги на это никчемное, "кооперативное" кино.

– А что все-таки делать с этой давно "умершей" Северо-Кавказской студией кинохроники? Ведь это земли, оборудование…

– С этим вопросом многие ходили и ходят. Но только переломали себе зубы... Был по этой студии указ Президента России. Однако даже указы Президента России не выполняются. Вот вам "демократия" и вседозволенность. У меня, безусловно, есть видение решения этого вопроса. Но излагать его в коротком интервью нет никакого смысла. Тем более что есть такие псевдоколлеги, которые падки на сбор и присвоение чужих идей и мыслей.

– Аким, а все-таки, положа руку на сердце, вы считаете, что в Осетии возможна самостоятельная студия по производству фильмов?

– Наша земля, наше "все", будто бы создана Всевышним для искусства! Хорошо, что нет нефти, газа и золота, иначе бы драки были не на жизнь, а на смерть. Как это было во времена "осетинской водки".

Последняя киноэкспедиция выдающегося кинематографиста ХХ века Марлена Мартыновича Хуциева, которую он доверил организовать и провести мне у нас в Осетии, еще раз зрело и зримо показала – и доказала, что кино можно снимать в каждом ущелье по всей Осетии.

– Как-то невесело, непразднично получается наш разговор… И даже как-то неловко вас спрашивать о ваших планах, мыслях, о ваших ожиданиях и тревогах…

– Жизнь такова, какова она есть, я так говорю всегда. Ничего не изменить. Нет больше доверия. Лучшие и любимые люди ушли в мир иной. Круг сужается. Живу и размышляю о сделанном, параллельно припоминая недоброжелателей, которые – просто из зависти – мешали. И тогда, когда я проводил кинофестивали или другие проекты. В Осетии есть группа людей, которая несет в себе скандальный характер, живущая интригами, не созидающая.

Без лидера жить нельзя. Ни в науке, ни в культуре, ни в политике. Лидер – это тот, чей авторитет непререкаем. Лидер – это тот, кто не ворует. Он честен и с самим собой, и с общественной совестью, и с профессиональной. Я это говорю в преддверии Государственной премии им. Коста Хетагурова.

В этом году владикавказская школа № 13 имени Коста Хетагурова в пятый раз выдвинула мои работы "Темур-Алсак" по поэме Георгия Малити, фильм "Фатима" – новый дубляж на осетинский язык, документальный "Вдохновенные" – о джигитах Осетии с участием Николь Плиевой, "Владимир Туганов. Остаться независимым" – о нашем выдающемся коннике, участнике двух Олимпийских игр, а также театрализованный гала-проект "160 лет Коста Хетагурову" в Большом театре России в Москве.

– Ну что тут сказать? Стыдно и трудно даже подумать о том, что часто происходит в нашей жизни. Не думаю, что причиню вам боль, если попрошу вспомнить, с какими проектами вас выдвигали в предыдущие годы…

– Это были мои любимые работы. В первый раз – с фильмом "Васо Абаев. Ровесник века", во второй – с дилогией о Токати "Англия. Лондон. Токати", в третий – тоже с дилогией – о выдающихся женщинах ХХ века, народных артистках СССР, дирижере Веронике Дударовой и балерине Светлане Адырхаевой. Ну и в предпоследний раз – за фильмы "Август. Цхинвал" и "Леонид Рошаль. Детский доктор мира". Все это пришлось пережить. Ведь, по сути, не мне отказали в этой премии – голосованием ли, просто нечестным образом, а моим выдающимся героям, чьи имена известны на весь мир, фильмы, которые десятки раз были показаны по различным телеканалам.

Я думаю, достаточно сказано. Кому надо – те поймут.

Всем мира и добра! С Днем кино! Говорите всегда правду, ведь к этому призывает и нынешний временно исполняющий обязанности Главы Республики Северная Осетия – Алания Сергей Иванович Меняйло, которому желаю характера, смелости, терпения и всегда прямого разговора.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика