Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Быть студентом техникума престижно!

Давать верные ценностные ориентиры и одновременно с этим готовить высококлассных специалистов, получающих не просто дипломы, а практические знания и навыки – сегодня это главная концепция, к которой Владикавказский ордена Дружбы народов политехнический техникум (ВОДНПТ) пришел к своему 90-летию. Образовательное учреждение динамично развивается, но неизменным остается то, что в народе его по-прежнему тепло называют "ГМТ", а работодатели знают, что найдут здесь отличных специалистов.

Которых, к слову, становится все больше, а уровень их подготовки – все выше. И это – результат неустанной работы всего коллектива под руководством директора техникума

Давида БИРАГОВА.

– Завершился очередной учебный год, который для техникума не совсем обычный: в 2021 ему исполнилось 90 лет. Это целая история, сотканная из имен и достижений. Что можно выделить наиболее важное в философии ГМТ, с которой он пришел к юбилейной дате?

– В перечне ссузов республики мы появились в 2010 году – до этого находились в федеральном ведении. Если проследить историю техникума со дня основания в 1931 году, то мы увидим и взлеты, и падения. Процветающим периодом я бы назвал годы под руководством Николая Гавриловича Дзугкоева: в то время техникум славился своими достижениями, выпускниками, заслужил орден Дружбы народов, который получил в 1981 году. И сейчас, на рубеже очередного десятилетия, мы стараемся делать все, чтобы вывести ссуз на прежний высокий уровень. Самый главный показатель успеха – это выпускники, уровень подготовки, с которым они покидают наш техникум, это те специалисты, которые помимо профессиональных знаний и навыков обладают и общечеловеческими качествами и идут по пути созидания.

– Сейчас в школах усилена воспитательная деятельность. Уверена, что и техникум должен сохранять в себе эту функцию, особенно учитывая, что сюда приходят выпускники 9 классов – подростки, которые только формируют свои самосознание, мировоззрение. Какая работа ведется в этом направлении?

– Три года назад мы для себя четко сформулировали задачи, в которых определили, что воспитательному процессу нужно уделять столько же внимания, сколько и образовательному. А может, даже и больше. Ведь человека все-таки создает не образование, а воспитание. Задавать духовно-нравственные ориентиры решили через творчество, спорт. Возродили ансамбль народного танца ГМТ, который уже успешно выступает на различных мероприятиях. Создали свой клуб КВН, открыли кружок по вокалу, есть спортивные секции: все абсолютно бесплатно для наших студентов. Скоро откроем свою шахматную школу. Не остаемся в стороне от социально-общественной жизни Осетии: у нас немало волонтеров, которые постоянно сотрудничают с добровольцами республики. Свой посильный вклад ребята внесли и во время пандемии и введения ограничительных мер. В прошлом году в рамках военно-патриотического воспитания взяли шефство над владикавказской площадью Победы, на которой установлена настоящая боевая машина Т-34. За счет внебюджетных средств силами студентов и подрядчиков отреставрировали сам танк, постамент, провели архитектурную подсветку, оборудовали парковочные места, отреставрировали фонтан, брусчатку, бордюры, скамейки. Ежемесячно поводим там субботники. Таким образом мы отдаем дань памяти нашим защитникам.

– У выпускников ссузов на выходе есть два основных пути: либо продолжить обучение в высшем учебном заведении, либо сразу идти на производство. Для вас как для руководителя что наиболее показательно как критерий успеха?

– Я всегда говорю нашим студентам, что у них должна быть свобода выбора, а мы должны им дать возможности для нее. Сразу найти себя в выбранном деле – это первый вариант развития событий, и мы со своей стороны уже на 3–4 курсах должны оказывать содействие в трудоустройстве, что и делаем. Второй вариант – продолжить обучение в любом из вузов страны. И здесь можно выбрать такую комбинацию, когда выпускник поступает на заочное отделение и одновременно идет работать, помогая своей семье. Многие парни после получения диплома отправляются в армию, где затем остаются служить по контракту и в зависимости от рода службы также могут применять полученные в техникуме знания. В любом случае, мы поддержим выбор каждого студента.

– Есть ли статистика трудоустройства выпускников ГМТ?

– По поручению министра образования и науки республики с ноября 2020 года отправляем всех выпускников на полноценную производственную практику, где как раз и выявляется уровень подготовки молодых специалистов. После 2 месяцев такой работы мы были приятно удивлены: абсолютному большинству студентов предложили после окончания учебы рабочие места, а некоторые и вовсе сразу остались на производстве и уже выполняют свои профессиональные обязанности. Как пример: в 2020 году дуальное обучение прошли 54 студента по специальностям "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" и "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Из них 32 человека были трудоустроены.

– На самом деле, тесное взаимодействие с потенциальными работодателями – одна из эффективных форм сотрудничества, которая дает пользу обеим сторонам. Возможно, уже налажена практика, когда предприниматель приходит с запросом, или, скорее, с заказом на конкретных специалистов?

– Как таковое целевое обучение мы сейчас не практикуем, поскольку работодатель не может быть уверен, какие именно специалисты ему понадобятся через 3 года. Это могут спланировать соответствующие министерства и управления региона. Они и выделяют для нас контрольные цифры приема на бюджетные места. Но мы работаем со многими предприятиями, их количество растет. Свои плоды приносит и реализация дуальной формы обучения, реализуемой уже три года, когда теорию студенты изучают в стенах техникума, практику проходят сразу на производстве. За эти 1–2 года работодатель может разглядеть для себя специалиста и подготовить его к узконаправленной деятельности, а после окончания учебы принять на работу. И вот в результате такого сотрудничества один из работодателей решил безвозмездно передать техникуму свой автодиагностический центр, где, собственно, и проходила практика студентов. И теперь мы, уже исходя из наших образовательных программ, отправляем туда еще больше студентов, которые обучаются диагностике именно иномарок.

– Среди новых ориентиров в развитии среднего профобразования – повышение качества общеобразовательных предметов, а также акцент на практико-ориентированность. Есть ли у ГМТ внутренние ресурсы для такого развития?

– Общеобразовательным дисциплинам, которые ведутся в течение первых двух семестров и частично – третьего, студентов обучают педагоги с большим стажем работы. А начиная со 2 курса, по всем направлениям осуществляется исключительно практико-ориентированное обучение. Мое личное мнение: невозможно подготовить хорошего специалиста без практики, без работы у станка, без работы с автомобилем. И не просто должны быть стенд или агрегат, это должна быть полноценная работа в присутствии мастера, который их обучает именно в деле.

Но у нас еще много планов. Для техникума стало большим шагом присоединение бывшего профтехучилища №3. Это расширение даст возможность и для успешного участия в распределении федеральных грантов для профессиональных мастерских. Кроме того, на базе училища будем развивать практическую базу – свой автосервис. У нас уже функционирует цех по производству пластиковых окон, который изначально появился как производственная необходимость. На новой территории мы также хотим восстановить столярный цех, который много лет назад существовал. Надеемся закончить к 1 сентября и уже начать практическое обучение по специальности "мастер столярного производства".

– Расширение – это не только увеличение площадей и аудиторного фонда, но и возможность принять на обучение еще больше студентов. А не испытывает ли техникум нехватки кадров как педагогов, так и мастеров производственного обучения?

– Не могу назвать это проблемой, но действительно, некий кадровый голод ощущается. Наша задача – искать те кадры, которые бы могли подготовить хороших специалистов, занимающихся постоянно самообучением, саморазвитием. Это непрерывный процесс поиска. И как только находим такие ценные кадры, то держимся за них обеими руками.

Свои коррективы в работу политехнического техникума внесла и пандемия: сдвинулись сроки реализации ряда проектов. Однако целеустремленность директора позволила завершить задуманное: в ГМТ появился скалодром для обучения студентов направления "Защита в чрезвычайных ситуациях". В ближайшем будущем, как обозначил Давид Бирагов, скалодром будет перенесен на другую территорию и станет частью центра по подготовке спасателей, где также будут тренировочная площадка и полоса препятствий.

– Сейчас разгар приемной кампании. Как проходила профориентационная работа?

– Мое субъективное мнение: лучшая реклама для техникума – это хорошее мнение об образовании в ГМТ наших родителей и студентов. Если мы будем обучать и воспитывать студентов так, что родители будут довольны, а наши выпускники – востребованы на рынке труда, то это уже показатель качества нашей работы. Разумеется, проводили и дни открытых дверей для абитуриентов и их родителей.

В этом году открыли ряд новых специальностей. Они, к сожалению, только на коммерческой основе – 40 тысяч рублей в год и оплата по полугодиям. Это "Право и организация социального обеспечения", "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", "Земельно-имущественные отношения", "Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)". Надеемся набрать группы.

Для поступления в ВОДНПТ не нужно сдавать экзамены: достаточно лишь заявления и аттестата об окончании 9 классов. Однако для будущих спасателей, обучение которых производится лишь на договорной основе, был введен внутренний экзамен по физической подготовке. Стоит заметить, что ежегодно в техникуме растет проходной балл, так как все больше ребят осознанно выбирают для себя определенные специальности и направления подготовки и идут в ГМТ за полезными знаниями. Так, самыми востребованными бюджетными направлениями являются "автомеханика" и "электрика". В прошлом году средний балл аттестата составил порядка 4,2, в этом году цифра явно будет выше.

– Одной из мер поддержки студентов является стипендия. Есть ли возможность дополнительного поощрения талантливой молодежи?

– Размер обычной академической стипендии составляет 551, повышенной для отличников учебы – 1102 руб. Помимо этого премируем тех студентов, кто отличился в любом направлении – в спорте, творчестве, хозяйственной деятельности техникума: ежемесячные премии – до 10 000 руб. Внутри техникума разработана программа по поддержке студентов, которые обучаются на коммерческой основе: дети-сироты и дети с инвалидностью согласно внутреннему положению освобождаются полностью от оплаты. Для таких студентов у нас также предусмотрена ежемесячная стипендия из внебюджетных средств в размере 3000 руб. Если учащийся оканчивает год на средний балл 4,5 , то получает скидку в 30% на следующий год обучения. Такую же скидку получают дети сотрудников и дети из многодетных и малообеспеченных семей.

Поощряются и преподаватели, которые, к примеру, подготовили студентов к конкурсам, научным конференциям. Стимулируем педагогов из внебюджета, доплачивая им за почетные звания, достижения, тем самым мотивируя их на дальнейшее развитие.

– После расширения число студентов ГМТ будет достигать порядка 1300 человек. И очевидно, что многие из ребят проживают в районах республики, а возможно, и за ее пределами. Каковы перспективы по обеспечению их местами в общежитии? Насколько мне известно, это одна из самых болевых точек ГМТ…

– К нашему сожалению, общежитие техникума было изъято в 2011 году и передано в Росимущество. Нет общежития и в училище №3. Нам не решить этот вопрос без содействия руководства республики, к которому мы уже несколько раз обращались с просьбой вернуть его на баланс субъекта и потом передать в административное управление ГМТ. Конечно, оно нуждается в ремонте, но было бы что ремонтировать.

– Давид Анатольевич, мы наблюдаем приятную тенденцию роста престижа СПО, укрепления его статуса в глазах родителей и абитуриентов.

– В 1990-е наблюдался сильный спад, так как не уделялось достаточно внимания этой сфере. И в результате такого разрыва у страны не оказалось специалистов, на которых стоит вся экономика. Сейчас на заводах работают люди, которым за 60 лет. Смена поколений, когда опытный мастер передает знания младшим, была прервана, в связи с чем мы и испытываем на протяжении многих лет кадровый голод специалистов среднего звена разных направлений. Руководители различного бизнеса говорят, что неважно, диплом вуза или ссуза у специалиста, им важны знания и умения наших будущих работников. Сейчас главное, чтобы молодой человек, придя на работу, обладал нужными знаниями. Только так он сможет закрепиться и развиваться профессионально. И многие родители это понимают, и наши будущие абитуриенты понимают. А мы в свою очередь должны работать над повышением уровня образования, давая возможность быть уверенными студентам и их родителям, что смогут свои умения использовать на практике.

Мы должны закладывать в студентов культуру труда, и тогда уже с первых курсов ребята будут понимать, что своим трудом смогут обеспечивать себя, содержать семьи. Сейчас период, когда соцсети дают ощущение легких и быстрых доходов: необязательно работать, достаточно снять ролик и набрать лайки. Но это направление тупиковое, и нам необходимо на деле показывать, что через свою созидательную деятельность они смогут сформироваться как личности, успешные личности. Студент ссуза – это уже давно не стыдно, потому что у него есть такие же возможности для профессионального роста и творческого развития, как у студента вуза. И при таком комплексном подходе к каждому учащемуся через 4 года мы будем давать республике специалистов, которые умеют ценить красоту и творить добро.

Время "просиживания" на парах закончилось – сегодня в обойме – только те молодые специалисты, кто обладает достаточным набором компетенций, работает над саморазвитием и готов повышать свою квалификацию. Именно поэтому мы можем говорить о том, что облик студента ссуза меняется, обрастая все большим количеством положительных характеристик и светлых перспектив. И это также играет свою роль для притока абитуриентов. И здесь уже важна работа, которая проводится ссузом, чтобы не растерять количественно и качественно пришедшую к ним молодежь, а взрастить в ней тех самых созидателей, о которых говорил директор ВОДНПТ.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика