Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Маг и кудесник Созрыко Цагараев из Хидикуса

Большая часть биографических данных о Созрыко ЦАГАРАЕВЕ нами позаимствована из статьи В. Сабанова в газете "Растдзинад" за 2 октября 2007 года. Так как не все грани деятельности этого неординарного человека в ней были освещены, мы сочли возможным для себя ее обновить, дополнив новыми данными.

Так уж устроен мир, что харизматичные личности порой воспринимаются окружающими неоднозначно. Одни их просто обожают, другие относятся хотя и сдержанно, но с уважением, третьи, а это большинство – равнодушно, а четвертых просто передергивает при одном лишь упоминании их имен. Так и вокруг имени Созрыко всегда роились слухи и ломались в спорах копья. Одни, как журналистка Аланка Уртаты, превозносили его до небес: "И тогда я стала спрашивать всех, есть ли в Осетии мудрый и достойнейший старец, к которому бы все, даже правители, шли за советом. Сказали, что был такой – Созрыко Цагараев. Он видел в Лаце во время куывда на небе Уастырджи. Присутствовавшие возроптали: "Мы не видели, а он увидел?!" На что Созрыко ответил: " Потому что это мне дано!" (Уртаты А. Уроки Беслана. Момент истины). Другие, как известный краевед Генрий Кусов, считали Созрыко знатоком обычаев, старинного уклада жизни, а в общении – простым и душевным человеком. Третьи, как заместитель председателя совмина Иван Гапбаев, когда требовалось узнать позабытую деталь из прошлой жизни, говорил: "Идите к Созрыко, он все знает". Видимо, так думал не только Гапбаев. На кадрах видео запечатлено общение Созрыко с видными учеными В.Х. Тменовым и Х.В. Дзуцевым. Он хранил в памяти знания о прошлом, был для местных этнографов и историков "ходячей энциклопедией". Со слов этнолога Дианы Сокаевой, Созрыко пояснял ученым, как именно проявлял себя дух болезней, эпидемии и эпизоотии Рыныбардуаг в разных ситуациях (Архив СОИГСИ О. 1 Д. 645. Инв. номер 1.955. Л. 132). Цагараев часто заходил в Национальный музей и подолгу общался с его сотрудниками, рассказывая о старых временах и нравах. Четвертые, как заслуженный работник культуры РФ Эльбрус Кантемиров, видели в Созрыко сильнейшего мага, искусного кузнеца и непревзойденного рассказчика. Так кем же в действительности был этот необыкновенный человек?

Созрыко Кудабердович Цагараев родился в 1902 году. Проучился в школе села Хидикус 3 года. Почти всю свою жизнь проработал в отцовой кузне. Участвовал в Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, имел 9 боевых наград. Затем его труд также был отмечен многими наградами. Председательствовал в колхозах "Победа" и "Старый большевик". В свободное от работы время записывал народные песни и сказания (Архив СОИГСИ, Ф. Фольклор. Оп. 1. Д. 635. С. 3). Написанные им притчи и сказания, на наш, возможно, и несправедливый взгляд, ни красотами стиля, ни глубиной содержания, ни совершенством формы не отличались. По этой причине их не спешили публиковать или помещать в какую-нибудь антологию. Следовательно, разговоры о том, что он был природным самородком, алмазом без огранки, сиречь совершенно неграмотным, не соответствуют истине. Вспомним свидетельство Э. С. Кантемирова о том, что Созрыко был непревзойденным рассказчиком. Кадры видео это подтверждают. С хорошей дикцией, громко, звучно, без передышки и пауз, проговаривая каждое слово и каждый слог, Созрыко произносил свою речь как выстраданную и хорошо обдуманную. Как свободно, гладко и мелодично лились его слова, будто напрочь лишенные шипящих звуков, так присущих нашей речи.

Люди раскрывали рты от удивления, когда он что-то рассказывал, но вот беда – перенести свою речь на бумагу не мог. "Это был великий мистификатор, – подливает масла в огонь знакомый журналист, – за него писал кто-то другой".

О том, какое участие в общественной жизни принимал Цагараев, красноречиво свидетельствует один факт. В 1991 году праздник Хетаджы Уастырджи обрел статус официального. Молитву к Всевышнему от имени всего осетинского народа вознес Созрыко Кудабердович Цагараев. Так было и в последующие годы, до 1994-го включительно.

При жизни Созрыко был своего рода визитной карточкой республики. Всех иностранцев, охочих до экзотики, свозили к нему домой толпами, и он всегда оправдывал ожидания как самих туристов, так и властей. Это говорит о том, что в нем умер незаурядный актер. Нельзя не восхищаться при просмотрах старого видео тому, как он держится на публике. Вот молодая англичанка в рваных по моде джинсах обращается к нему на ломаном осетинском языке. Переводчица рвется помочь ей, но Созрыко, звеня многочисленными орденами и медалями на черкеске, царственно машет рукой: пусть говорит, пусть ошибается, главное, у нее есть желание общаться, стать ближе к народу, к кому она приехала в гости.

На многочисленных сайтах, в рассказах знатоков ни слова нет о такой стороне личности Созрыко, как целителя и мага. Между тем, по свидетельству Э. С. Кантемирова, хорошо его знавшего, к кому Созрыко тепло относился, в Осетии ни в прошлом, ни в настоящем не было мага, равного ему по силе дарования. Под колдовством народ понимает знание особых техник воздействия на чужое сознание с целью его подчинения.

Фигура традиционного знахаря не мыслится без глубокого знания заговорно-заклинательной практики. А главное, без контактов с потусторонними силами. Фольклор отразил встречи Созрыко с чертями, из которых выходил целым и невредимым. Опять-таки, исключительно с его слов. Как бы то ни было, относить Созрыко к обычным традиционным знахарям было бы неверно. Такое сравнение принижает масштаб его дарования. Не будем забывать, Созрыко был еще и кузнецом. Как отмечал патриарх осетинской этнологии Л. А. Чибиров, "кузнец у осетин, абхазов, грузин считался субъектом суеверного страха, его наделяли сверхъестественными способностями, он (кузнец) выступал в роли жреца и лекаря" (Чибиров. Традиционная духовная культура осетин. 2008. С. 115).

Славились железные амулеты Созрыко, кузнечьи книги – "куырдычиныг". Как он сам говорил: "Человеку с моим амулетом не страшны козни девятерых мулл". У предков осетин–скифов, сарматов и аланов, исповедовавших шаманизм, кузнец считался обладателем той же магической силы, что и шаман. Главными их духами-помощниками были родовые предки, от которых они обретали магическую силу вплоть до способности губить людей. Словом "коварство" обозначали все, что сковано, вот почему кузнец внушал страх. Даже общение с ним воспринималось как опасность. Кузнец в определенные дни, обычно по средам, рано утром, так, чтобы никто не видел и не заговорил с ним, шел на кузню вздуть огонь. После молитвы накалял полоску железа, на еще горячем металле делал зубилом только ему известные зарубки, окунал в воду и отламывал готовые амулеты. Амулет зашивали в красный сафьян, обычно это делали средняя сестра или, если ее не было, средний член семьи. Обшивая амулет, игла не должна была касаться его. Потом делали петлю и подвешивали на грудь. Воду из-под амулета – "кузнечную воду" – после обжига принимали внутрь как сильнейшее целебное средство. Ее давали душевнобольным людям.

Созрыко ковал такие вещи, которые были не под силу обыкновенным кузнецам. Говорят, в тридцатых годах ХХ века на одной из городских ярмарок Владикавказа он принял участие в соревновании кузнецов. Среди них были знаменитые казачьи кузнецы из станицы Архонской. Созрыко в этом соревновании победил и взял приз. Знавшие его люди осторожно спрашивали, честно ли победил, на что он с хитрой улыбкой отвечал: "Раз победил, значит, честно".

Созрыко на горной речке построил мельницу, а к мельникам тоже особое отношение. Они приравнивались к кузнецам. Мельник, водившийся с нечистыми духами, наделялся статусом колдуна. Его боялись, так как поверья приписывали мельнице зловещую роль, вблизи от нее иногда гибли люди и скот. Как говорит Эльбрус Кантемиров, редко кто из осетин так истово и умело молился, как Созрыко. В своих молитвах он был обстоятельным, ничего не забывал. Созрыко выступал, как великие ораторы эпохи античности. Поражала не только образность лексических средств, но и строгая логика. Как и любой осетин, Созрыко, ссылаясь на высших существ, четко определял порядок их почитания, указывая каждому его место.

Испуг и сглаз Созрыко лечил сплевыванием. Согласно поверьям слюна избранных людей обладала целебной силой. Способность Созрыко влиять на чужую психику изумляла всех. Это говорит о том, что он знал самые изощренные методики внушения и гипноза, ставящие его на одну доску с великими магами прошлого и выдающимися современными психотерапевтами.

Созрыко хорошо знал лекарственные травы. Так, изображения растения синие колокольчики – "доны чызджыта" – вышивали на рукавах одежды, они считались оберегом. Созрыко назвал это растение "халсаскъ" и советовал пить его отвар при болезнях желудка.

Любопытнее всего, что ни в одном из руководств по лекарственным растениям о применении витекса священного при заболеваниях желудка не говорится. В осетинской народной медицине это растение применяется в качестве ранозаживляющего средства, а слизь его корня для фиксирующих повязок при переломах костей. Стало быть, применение витекса при болезнях желудка – это открытие Созрыко.

Если бы судьба была благосклоннее к Созрыко, он мог бы стать одним из столпов общества. Со слов знавших его людей, в его речах постоянно звучала тема единства народа, как он мал в этом огромном мире, и поэтому надо держаться друг за друга. Пока же этого нет, сокрушался Созрыко, людей разобщают споры, кто влиятельнее, чье ущелье лучше... Похоже, чаяния неординарного человека и сегодня актуальны.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика