Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Владикавказ как центр индустрии культуры

Федеральный центр и республиканская власть взяли курс на развитие туризма в Осетии: он восстанавливается, набирает обороты. Сегодня, когда идет формирование нового Правительства РСО–А, очевидно, будут обсуждаться новые планы, перспективы. В этой связи хочу поделиться своими идеями, которые вынес из поездки в небольшой французский город Ангулем (население 43 тыс. чел.), что расположен недалеко от знаменитого на весь мир своей алкогольной продукцией городка Коньяк.

Нашу делегацию муниципальных финансистов России радушно встретили в местной мэрии. И рассказали о главной гордости Ангулема – фестивале комиксов "Angouleme BD", который ежегодно собирает до 200 тыс. участников. Комиксы – рассказы в картинках, появились, как известно, в Америке и оттуда попали в Европу. История Ангулемского фестиваля начинается с выставки комиксов "10 миллионов картинок". Выставка имела такой оглушительный успех, что муниципалитет города решил проводить ее ежегодно. Начиная с 1974 года, также по инициативе муниципальных властей, вместо выставки проводится ежегодный фестиваль комиксов.

Идею проведения фестиваля активно поддержал тогдашний президент Франции. Постепенно акция приобрела масштабный характер, в ней активно стал участвовать бизнес. Был создан музей комиксов, стали развиваться мультимедийные технологии, начали работать школы по подготовке специалистов в сфере мультимедиа и кино, появилось много новых рабочих мест. В итоге Ангулем стал вторым городом во Франции (после Парижа) по созданию фильмов.

В результате, все это сегодня не только культура, но и экономика, и бизнес. В 2009 году в городе был открыт новый музей комиксов с библиотекой и производством комиксов. Сегодня для Ангулема все, что связано с комиксами, стало образом жизни и источником деловых контактов. Останавливаться на достигнутом муниципалитет города не стал, с 1998 года здесь проводится фестиваль анимационного кино, в мае, октябре и декабре каждого года проходят фестивали музыки и гастрономии.

Опыт этого французского города – хороший пример умелой организации бизнеса и государственно-частного партнерства в области культуры. И мой призыв – внимательно посмотреть на подобные примеры и попытаться сделать что-то подобное.

Сегодня мы наблюдаем, что все большее число творческих людей трудятся в индустрии культуры. Сценаристы, режиссеры, музыканты, художники, исполнители, архитекторы, дизайнеры и разработчики компьютерных игр создают продукцию. Замечено, что во всем мире индустрия культуры – один из самых быстрорастущих секторов экономики.

"В Германии 1,2 миллиона человек заняты полный рабочий день в сфере культуры и творчества. Общая стоимость производимых ими товаров и услуг составила более 100 миллиардов евро в 2018 году, что значительно больше, чем в таких гигантских отраслях, как химическая промышленность (50,6 миллиарда евро) или секторе финансовых услуг (75,2 миллиарда евро).

По аналогии с ИТ-индустрией культура все больше становится отраслью, объединяющей разных специалистов. И индустрия культуры становится двигателем инноваций для многих отраслей экономики. В той же Германии решили: чтобы тенденция продолжалась, отрасль должна стать более конкурентоспособной, что нужно дать возможности развития для инновационных малых предприятий в сфере культуры и для самозанятых. Так появился Центр компетенций индустрии культуры и творчества. Его координируют федеральное министерство экономики и энергетики и уполномоченный федерального правительства по культуре и средствам массовой информации. Основная цель – улучшить возможности трудоустройства малых инновационных компаний, а также художников-фрилансеров и креативщиков. Задача центра компетенций – сделать культурные и творческие индустрии более заметными, поддержать их межотраслевой потенциал для экономики, общества и политики и вместе с участниками разработать решения проблем.

Сегодня в мире активно используется потенциал индустрии культуры.

У нас в стране тоже идет активная работа в этом направлении. Создается фонд культурных инициатив, который займется выдачей президентских грантов на проекты в сфере искусства и творчества. Состоялась Пермская культурная революция, которой более 10 лет. Пермский культурный проект – один из самых масштабных экспериментов в стране, если оценивать эффекты, которые он генерировал. Проект дал мощный импульс и полностью изменил городскую культурную матрицу, как считают сами горожане. Пермь создавала образ города-мечты всех творческих людей.

Уникальный опыт развития креативных индустрий уже есть у целого ряда регионов. В июле прошлого года принят региональный закон "О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре". Создаются арт-резиденции в нескольких городах ХМАО. По замыслу, арт-резиденция – это постоянно действующее специально оборудованное пространство для творцов, художников, музыкантов, в котором будут создаваться творческие и креативные продукты. Деятельность арт-резиденции будет направлена на создание и продюсирование продуктов креативной деятельности с использованием регионального культурного кода – короткометражные фильмы, телепередачи, пьесы, арт-объекты, продукты издательской и визуальной деятельности. Можно еще привести много примеров развития креативных индустрий в целом ряде регионов РФ.

"Осетия всегда изобиловала деятелями искусств. Мировое признание получили дирижеры, скульпторы, художники, оперные певцы, мастера балета, рэпа. Все чаще Владикавказ справедливо называют культурным центром Юга России. Нам есть что показать, есть на кого опереться, есть с кем посоветоваться, двигаясь по пути создания республиканской индустрии культуры.

Чтобы сложившаяся тенденция продолжалась, отрасль должна стать более конкурентоспособной. И здесь, считаю, будет уместно создать сильный управленческий центр, и не важно, как он будет называться. Наряду с традиционными методами можно и нужно использовать лучшую практику, лучший опыт других регионов, стран. В итоге и у нас появится своя индустрия культуры, что, помимо прочего, будет способствовать значительному росту туристического потока.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика