Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Цифровизация экономики: региональный аспект

Цифровизация экономической деятельности не меняет сущностную конструкцию экономики, но воздействует на ее базисную составляющую.

Информатизация на основе цифровизации, способствуя экономическому развитию, призвана сохранять экономическую самостоятельность, гарантировать требуемый уровень суверенитета субъекта-региона в составе России.

"Цифровая", относительно экономики, означает ее инфраструктурную составляющую, а не чисто мыслительно-трудовую информационную. Это надо различать.

Политика цифровизации имеет зависимости от ограничений, создающихся на основе внешних воздействий в развитии цифровых технологий, их распространения в пространствах в физическом и ресурсно-используемом состоянии. На такой основе существует относительная свобода практической реализации потенциала цифровизации в регионах России, что актуализирует вопросы наведения порядка в контроле за используемыми механизмами и инструментами разработки и применения цифровых средств и технологий.

Возможности влияния региона на позиции организаций, которые занимаются цифровизацией на ее территории (сетевое развитие структур, масштабы деятельности, ее нормы и правила, денежные потоки, налоги, защита интересов региона и отдельных людей и т.д.), необходимо анализировать через показатели по этим параметрам.

Развивающееся качество зависимости социально-экономической жизни в субъекте-регионе, зависящее от цифровизации экономической деятельности, порождает новые вызовы и опасности, которые необходимо знать и уметь учитывать в принятии общесистемных, системно-значимых решений в регионе. Нормы и порядок, которые требуется устанавливать в цифровизиции экономической деятельности, призваны обеспечивать инновационное развитие, масштабность и качество изменений в прогрессе, региональной мобилизации на решаемые приоритетные задачи.

Цифровизация экономической деятельности в регионе не может быть самоцельной задачей, и это означает, что она не может выходить за пределы комплексного подхода к решаемым социально-экономическим проблемам, основанным на возможностях всех заинтересованных сторон. Критически следует расценивать приобретшую популярность восприятия цифровизации всей жизненной практики с использованием электронных средств. Электронные средства и их использование призваны быть способными влиять на качество созидательной деятельности людей, а не быть только таковыми для пользования в обыденной практике.

Предлагаем рассматривать понятие "цифровая экономика" только в таком контексте. Цифровизация экономической деятельности (через влияние на новые виды техники и технологий, организацию и управление производством, повышение квалификационной грамотности и т.д.) усиливает фактор человеческой деятельности, меняя и ее формы экономических отношений между людьми, но тем самым экономика не становится цифровой по сути и содержанию. Эти ее измерители другие: создание производств нового качества, изготовление высокой капитализации продукции, ее реализация и потребление.

Цифровизация организации производственной деятельности, безусловно, проникает в среду экономики, ее содержание, способствует ее преобразованиям (уровень и качество используемых ресурсов, скорости решаемых задач и т.д.), но обеспечение функционирования и результативности экономики в совокупной реальности этим не заканчивается. В этом контексте укажем, что могущество цифровизации экономики многими специалистами определяется пределами 40 влияющих факторов, а опыт экономической практики подтверждает более 850 показателей, которые используются для анализа и оценки экономической деятельности и ее результативности.

Правительством России сформулированы основные концепции государственной поддержки субъектов цифровой экономики. Важные акценты сделаны на равенство прав на такую поддержку; открытость и доступность информации для всех субъектов цифровой экономики; адресную направленность оказываемой поддержки; взаимодействие всех органов власти, имеющих отношение к организационным, управленческим и финансовым задачам развития цифровой экономики в целях сбалансированности формирующихся интересов.

Меры поддержки субъектов цифровой экономики необходимо согласовывать с целями, задачами и направлениями осуществления господдержки. В таком контексте имеется в виду проблематика результативности поддержки развития цифровой экономики с позиции конечных показателей влияния на социально-экономическую жизнь населения.

В том качестве понимания цифровой экономики, которое нами было уточнено, для каждого субъекта-региона важным являются увеличение количества субъектов, занимающихся ею, создание им необходимых инфраструктурных условий, льгот в кредитовании, помощь в кадровом обеспечении. Нельзя обходить вниманием и решение проблем обеспечения субъектам цифровизации возможности для оказания консультационных услуг, применения инструментария оценки хозяйственной деятельности предприятий и отраслей экономики.

Развитие цифровизации в регионах, еще раз подчеркнем, предполагает внедрение цифровых технологий в экономику, образование, медицину, культуру. Во всех указанных направлениях есть своя специфика решаемых задач, и это требует всестороннего осмысления и выверенности. Ни в одном из указанных направлений, в том числе и в целом в экономике, нельзя идеализировать значимость цифровизации (возводить ее в модный тренд).

Цифровизация нами расценивается как экономическая деятельность, но она во многом есть и коммерческая. Цифровые и электронные технологии затратны, но они же продаются с достаточной рентабельностью. Не превращаясь в главный фактор производства (исходим из того, что таковым является человеческий фактор со всеми его разносторонними характеристиками), воздействие на производственно-технологические процессы от цифровизации – возрастающее, что требует учета. Утвержденная указом Президента РФ Стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года потребовала параллельно разработку федерального проекта "Искусственный интеллект" в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика", и это имеет для регионов широкий смысл и значение.

Признавая целесообразность освоения электронного бизнеса и коммерции вместе с товарами и услугами, которые они реализуют, есть многочисленные аргументы в пользу экономической стратегии развития цифровизации. Не развернутость цифровизации в сторону бизнеса и коммерции является ее отрицательным содержанием, а необходимости обеспечения роста потенциала реальной экономики, его конечной результативности в удовлетворении социально-экономических потребностей это надо иметь в виду в первую очередь. Привлекательность для бизнеса и коммерции цифровизации не должна выходить за границы общей экономической целесообразности и эффективности.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика