Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Без следа

Не так давно во Владикавказе открылось отреставрированное здание Архиерейского подворья. Еще век назад оно венчало целый комплекс зданий, соседствовало с Михайло-Архангельским собором, замыкая улицу Крепостную. Теперь же великолепное здание после десятилетий запустения вновь украсило этот уголок старого города.

Однако часть здания все же была безвозвратно утеряна. Владимирская церковь, наиболее ранняя из всего ансамбля резиденции, так и не была восстановлена в первозданном виде. Как навсегда утрачены за почти столетие атеизма и уникальные росписи этого храма, сделанные рукой незаурядного человека, фотографа Григория Оже.

Григорий Николаевич Оже родился в 1834 г. в Евпатории. Отец его, Николай Антонович Оже, по происхождению француз, занимал должность уездного лекаря II класса. Он был весьма влиятельным человеком в Евпатории, одним из создателей грязевой лечебницы.

Григорий, старший из сыновей, получил домашнее образование. Он любил читать, сам освоил азы рисования и посвящал ему все свободное время. В возрасте восемнадцати лет, в 1852 г., поступил в Петербургскую академию художеств по классу живописи к известному тогда художнику-романтисту М.Н. Воробьеву. Однако студенческая жизнь его в академии длилась недолго. Умер отец, и Григорий вынужден был бросить обучение, вернуться в Евпаторию. Он не оставляет занятий живописью и уговаривает живущего там же, в Крыму, И.К. Айвазовского взять его в ученики. Через три года обучения Григорий Николаевич возвращается в Петербург и добивается права сдавать выпускные экзамены в академии. Чин неклассного художника – самый низкий из всех возможных, – полученный им по окончании академии, позволял тем не менее заниматься выбранной профессией.

Григорий Николаевич остался в Петербурге и уже в 1857 г. начал выпускать один из первых в России фотографических журналов под названием "Светопись". В нем публиковались не только статьи о фотографии, но и репродукции картин. Издание иллюстрированного журнала в то время было связано с серьезными финансовыми затратами, и в связи с недостатком средств пришлось его закрыть. В том же году на чердаке дома статского советника Демидова в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга Оже открыл фотографический кабинет. В коллекции дагерротипов Русского музея в Санкт-Петербурге хранится несколько ранних работ Оже, в том числе портрет художника Ф.А. Моллера.

Благодаря Оже, до нас дошли фотографические изображения многих художников того времени. Однако в Петербурге фотограф так и не прижился. Начались его скитания по стране.

В 1870 г. он перебрался в Полтаву, где открыл небольшое фотоателье, которое просуществовало до 1878 г. Через два года переехал в небольшой городок Валки под Харьковом. Там он открыл ателье в доме купца Белибашева. Примерно в этот период скитаний он женился, однако, кто его жена, были ли дети в этом браке, неизвестно. Дальше были Вологда (1873 г.) и Тверь, где в 1880 г. открылось фотоателье с филиалами в Бежецке и Ржеве. К концу 1880-х – началу 1890-х годов появилось фотоателье в Ярославле, в 1887 г – в Санкт-Петербурге. В 1894 г. он открыл фотоателье в Оренбурге, на Эссенской улице, в первом этаже дома Лактаева. Но в этом городе он прожил всего три года. В 1896 (1897) г. по приглашению младшего брата Евгения Григорий Николаевич обосновался во Владикавказе.

Здесь в доме Кухаренко, на Лорис-Меликовской улице, он открыл художественную мастерскую и небольшое фотографическое ателье. Его фотографии, относящиеся к владикавказскому периоду, неимоверно редки, хотя ателье это просуществовало четыре года. Сам Григорий Николаевич зарабатывал на жизнь росписью храмов и иконописью. Так, в 1897 г. во "Владикавказских епархиальных ведомостях" выходила реклама мастерской Оже c упоминанием, что работы художника можно посмотреть "в Михайло-Архангельском соборе и в Крестовой церкви Его преосвященства".

Во Владикавказе Оже проработал четыре года. К этому времени фотографу было уже 63 года, проявились признаки заболевания, которое в конечном счете и свело его в могилу. Он стремительно терял зрение. Для фотографа, а тем более художника, – это катастрофа. В 1901 г. Оже покидает Владикавказ и поселяется в Нижнем Новгороде, куда с ним отправляется и его владикавказский помощник Прокопий Тимофеевич Хмара. Опять новое место, новое ателье, все – с чистого листа. Они налаживают выпуск открыток, альбомов, которые сегодня являются редчайшим документальным свидетельством истории Нижнего Новгорода.

В последнее свое путешествие Оже отправился в 1905 г. Обоянь – маленький городок в современной Белгородской области. 71-летним стариком он открыл свое последнее фотоателье. Известны его фотографии, сделанные в тот период. Но вскоре ателье прогорело...

Богаделен для престарелых художников не существовало. В просьбе Григорию Николаевичу было отказано. Где и при каких обстоятельствах он умер, что случилось с его семьей, так до сих пор никто и не знает.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика