Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Вершины Родины

В год 75-летия Великой Победы нашего многонационального народа над фашистскими захватчиками мы вновь и вновь мысленно возвращаемся к событиям страшной войны. Вспоминаем битвы, сражения, полководцев, героев и миллионы рядовых тружеников войны. При этом с восхищением и недоумением задаемся вопросом: Откуда у защитников Родины брались решимость, мужество и силы совершить то, что они сделали?! Ответ на него вместе искали корреспондент "СО" и председатель Республиканского совета ветеранов Солтан КАБОЛОВ.

Когда летишь домой, в Осетию, под крылом самолета проплывают высочайшая вершина Европы – могучий Эльбрус и почти сразу же – его младший брат, но тоже 5-тысячник, – Казбек. Глядя на эту величественную картину, в романтическом запале подумалось: "Вот эти исполины и остановили здесь фашистов в 42-м…", – но тут же стало совестно за себя. Ведь настоящими исполинами были 18-20-летние советские мальчишки, преградившие своими хрупкими телами путь железной машине Вермахта к грозненской и бакинской нефти, Каспийскому морю и в Переднюю Азию!

Первое, что видишь в Беслане после самолета, – залитые солнцем снежные шапки Казбека и соседних вершин. Однако почти сразу по дороге во Владикавказ идиллию разрушают почерневшие от горя бронзовые женщины-матери. В немой скорби они воздели к небу руки, в которых бьются взлетающие к Богу дети-ангелы.

Это мемориал жертвам Бесланской трагедии, где покоятся более трехсот детей, их родителей и спецназовцев, спасавших заложников. Здесь останавливаются или снижают скорость все. Здесь начинается знакомство с Осетией…

Из глубины веков

Нашим гидом в этом растянувшемся на столетия в глубь истории походе стал руководитель главной ветеранской организации республики генерал-майор авиации в отставке Солтан Каболов: "В Осетии не просто говорят по-русски, здесь думают по-русски. Предки осетин – аланы-ассы приняли христианство на 74 года раньше Киевской Руси и состояли с ней в тесном союзе.

Неслучайно святой Георгий по сей день является покровителем Осетии, а христианские архангелы и святые входят в пантеон традиционной осетинской религии, возникшей после разгрома Алании у подножий Кавказа".

В 1235 г. чингисиды начали поход на Запад, чтобы "обратить победоносный меч на голову вождей русских и асских за то, что они поставили ногу состязания на черту сопротивления", – писал персидский историк Вассаф.

Материальные следы тех трагических и героических для аланов битв давно стерлись. Остались только боевые башни и крепости аланов-осетин, загнанных высоко в горы превосходящим по числу врагом.

Сотни лет остатки некогда великого народа, прошедшего от Памира до Англии, едва выживали среди голых скал Кавказа. Спасение им виделось только в объединении со старым северным другом, границы которого уже вплотную приблизились к Кавказским горам еще в 1500-х годах.

Здесь, у подножия Сунженского хребта по берегам Терека в полусотне километров от Главного Кавказского хребта поселяются казаки. Хребты они называли "гребнями", потому и себя звали гребенскими или терскими казаками. Терское войско возникло одним из первых на Руси и защищало ее с юга.

Казаки тесно общаются с туземцами, как называли тогда коренные народы окраин империи, и разные народы все больше перенимают язык, быт, обычаи и культуру друг друга. Однако за Сунженский хребет политическая власть России еще не распространялась.

Первую попытку заключить союз с Россией единая и никому не подчинявшаяся Осетия предприняла в 1743 г., а семь лет спустя первую делегацию осетинских послов приняла императрица Елизавета. Этому союзу противилось все окружение осетин – Грузия, Турция, Персия, Крымское ханство…

Условия для вхождения Осетии в Россию создали лишь победы в первых русско-турецких войнах. Осетины приняли российское подданство в 1774 г. – за 10 лет до союза России с Грузией, однако с образованием Тифлисской губернии в нее была включена и Южная Осетия без какого либо согласия ее жителей.

С окончательным приходом России на Кавказ возникают крепости Моздокская – в 1763 г. и Владикавказская – в 1784 г. Постепенно они превращаются в крупные поселения. В 1860 г. Владикавказ получает статус города, а затем и столицы всей Терской области. На севере она начиналась от района Минвод нынешнего Ставропольского края, на западе граничила с нынешней Карачаево-Черкессией, на востоке упиралась в Каспий в северной части нынешнего Дагестана и заканчивалась на юге в районе села Ларс на границе с Грузией.

Нынешняя столица Северной Осетии превращается не только в административный, но и культурный центр всего Северного Кавказа. Его население быстро растет и числом, и разнообразием. Здесь рождается причудливый, но прочный конгломерат языков, культур, верований десятков народов, беззаветно преданных общей Родине.

"С этого времени началось возрождение осетинского народа, который сполна отплатил своей новой объединенной Родине. Осетины верой и правдой служили Отечеству, причем как христиане, так и меньшие по численности магометане, как тогда называли мусульман.

Осетины – единственный нерусский народ, представители которого целыми селами стали терскими казаками. Они служили в царской армии, доблестно воевали в поздних русско-турецких войнах и Первой мировой.

Осетия дала полсотни генералов вплоть до высшего генеральского звания – генерала от кавалерии – и десятки кавалеров солдатского "Георгия", в том числе и полных. Неслучайно Владикавказ посетили четыре императора – Николай I, Александр II, Александр III и Николай II", – рассказывает Солтан Каболов.

Революция и Гражданская война не объединили, а еще больше раскололи Осетию – на "красных" и "белых", как и всю Россию. Север Осетии остался в раздираемой междоусобицей России, Юг же достался на растерзание буржуазной Грузии. Советская власть победила там уже в 1921 г., но буржуазным националистам хватило и трех лет, чтобы устроить первый полномасштабный геноцид осетин.

Советские административные реформы также не принесли объединения Осетий и не учли волю их народов, зато политические репрессии мгновенно превратили тысячи вчерашних боевых героев и революционеров во "врагов народа".

Тем не менее Осетия и на севере, и на юге самозабвенно строила "новую жизнь", растила творческую, техническую и военную интеллигенцию…

Великая и Отечественная…

Невиданную по жестокости проверку осетин на верность своей большой Родине провела война. 13 августа 1942 года во Владикавказе у братской могилы солдат революции состоялся многотысячный митинг представителей Дона, Кубани, Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Северной-Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана. Участники антифашистского митинга, выразившие волю народов Северного Кавказа, поклялись отдать все силы для разгрома ненавистного и вероломного врага.

"В 41-м году население обеих Осетий едва переваливало за полмиллиона, из которых осетины составляли 47%. А на фронт ушли 117 тысяч человек и более половины из них погибли! – продолжает наш "гид". – Сосчитать все награды фронтовиков просто невозможно, и поэтому мы особо выделяем 79 Героев Советского Союза и 12 полных кавалеров ордена Славы, не деля их по национальности.

Для нас они все – герои и все – "осетины", то есть сыновья Осетии.

Это "и генерал, и рядовой", и простой пехотинец, и асы – летчик или подводник, и полководец…"

Надо ли удивляться, что по сей день народы обеих Осетий свято хранят память о своих дедах и прадедах и не делят их подвиг, их вклад в общую Победу по национальному признаку.

Скромные обелиски, исполинские изваяния и струящиеся языки вечных огней попадаются в маленькой и плотно заселенной Осетии на каждом шагу. Нет здесь ни одного села, где бы не было памятника своим погибшим землякам.

Там – это гамзатовские журавли в память о семерых братьях Газдановых, дальше – склонившийся над своим павшим седоком конь, а чаще всего – это провожающие на фронт или получившие горькую весть женщины…

Вот прямо на междугороднее шоссе в последнем неукротимом броске с автоматом наперевес и в развевающейся шинели вырывается Петр Барбашов. Здесь, у селения Гизели, он одним из первых заслонил собой амбразуру ДОТа в ноябре 1942 г. Вместе с товарищами он не пустил врага во Владикавказ и дальше – к грозненской и бакинской нефти. Отсюда же началось и освобождение Осетии и всего Северного Кавказа.

"Мне кажется очень показательным то, что памятников в честь защитников Родины становится все больше, хотя война уходит все дальше, – делится Солтан Каболов. – К 60-летию Победы во Владикавказе открылся один из лучших мемориалов в стране, удостоенный премии федерального правительства.

А двумя годами позже на рубеже, где в 1942 г. был остановлен враг, возникла стела в честь присвоения Владикавказу одним из первых звания Города воинской славы. Все население республики с огромным воодушевлением восприняло эту весть.

Два года назад сильно обветшавший физически и морально устаревший мемориальный комплекс 60-х годов прошлого века на месте подвига Петра Барбашова получил вторую жизнь. Правда, в начале 80-х здесь появился ныне знаменитый на всю страну памятник герою скульпторов Бориса Тотиева и Николая Ходова, но затем 35 лет на мемориале почти ничего не менялось.

И вот, к 75-летию битвы за Кавказ, боям за Осетию и ее освобождению многотысячный коллектив Министерства внутренних дел республики во главе с Михаилом Скоковым выступил инициатором и внес большой вклад в кардинальное обновление мемориала. Сегодня он объединил в себе нетленные артефакты времен войны и цифровые технологии ХХI века для увековечения памяти о подвиге защитников Осетии и Кавказа.

В этом году под руководством главы республики Вячеслава Битарова была решена еще одна важнейшая нравственная задача. На мемориале Славы во Владикавказе открыт монумент с именами и фамилиями всех 46 тысяч сынов и дочерей Северной Осетии, погибших и без вести пропавших на полях Великой Отечественной войны.

Нельзя не сказать и о трудовом подвиге жителей Осетии, без которого не было бы и ратных подвигов и побед. Это и продукты, и вещи, и денежные взносы, и оборонительные сооружения, и оборонная продукция – "все – для фронта, все – для Победы!" Например, мало кто знает в стране, что каждая вторая пуля для врага была отлита из свинца, выпущенного коллективом завода "Электроцинк" во Владикавказе.

Вот почему в Северной Осетии и сегодня так много ветеранов войны и приравненных к ним – более 11 тысяч. Это не только воевавшие на фронте, но и по-боевому работавшие, не жалевшие сил в тылу, и жители блокадного Ленинграда, и партизаны, воевавшие в оккупированной части Осетии, и малолетние узники концлагерей, которые фашисты создали и здесь, на Северном Кавказе. А еще это более 22 тысяч бывших воинов-интернационалистов, ликвидаторов ядерных аварий, тысячи офицеров-отставников.

"Большинство всех этих людей и сегодня в строю, только на ином фронте – борьбы за память о подвиге нашего народа в самой ужасной войне, за умы подрастающих поколений. Пока они живы и несут суровую правду о событиях огненных лет, никто не сможет исказить славную историю нашей страны и забыть, какую неимоверно дорогую цену мы заплатили за Победу, – уверен руководитель ветеранов Осетии. – На Кавказе слово старшего всегда было и остается весомым, а возраст, помноженный на заслуги, – это уже непререкаемый авторитет для детей и молодежи. И если они впитывают правду с самых юных лет, потом никакая пропаганда не переубедит и не настроит их против собственной страны!

Чтобы прочувствовать это, надо видеть, сколько людей выходит у нас на парад Победы! На главной улице Владикавказа – проспекте Мира – яблоку негде упасть, сюда стремятся все, начиная с ясельного возраста. Все жаждут увидеть ветеранов в наградах, военную технику прославленной 58-й армии, послушать и попеть песни военных лет, поесть солдатской каши…"

Из настоящего – в будущее

О кавказском долголетии давно ходят легенды, но в Осетии силы ветеранов поддерживают не только горный воздух, а и ежедневная забота государства и руководства республики, общественных организаций, предпринимателей и внимание младшего поколения. Это и квартиры участникам войны и помощь в ремонте жилья, и прекрасный геронтологический центр, и бесплатные путевки в местные санатории и многое другое.

Один Дом ветеранов чего стоит! В его книге для почетных гостей есть одна из самых дорогих и убедительных записей: "Приятно удивлен прекрасным Домом ветеранов, отношением народа Осетии к своей героической истории. Желаю вам мира, добра и достойной жизни, дорогие ветераны! М. Калашников".

Да, это автор самого известного в мире оружия и он же – почетный гражданин Владикавказа, побывавший здесь в 2005 г.

И неизвестно, где старики в свои 90 и больше находят силы идти на "уроки мужества", выступать в музеях, на торжествах в местах боев, участвовать в автопробегах, когда чувствуют свою нужность обществу. Еще при жизни героев их имена давали стадионам и ежегодным состязаниям, которые они же и открывали.

К сожалению, даже герои не вечны, и ветеранские ряды тают, как снег на горных вершинах весной. Но навсегда остаются в памяти народной их имена и дела, продолжают жить турниры и работать стадионы, названные в их честь.

"Еще относительно недавно, до 2004 года, наши ветераны встречались с грузинскими у Ермоловского камня на Военно-Грузинской дороге. Обнимались, вспоминали наше общее прошлое, плакали… Но преступный режим Саакашвили отменил в Грузии победу советского народа над фашизмом, а ветеранов приравняли к преступникам, – делится Солтан Каболов болью всех своих товарищей. – Поверьте, даже война Грузии против Южной Осетии в 2008 году не смогла бы разрушить наше боевое братство, потому осетины не держат зла на грузин, а лишь на их преступных политиков. В Северной Осетии грузины и сегодня являются немалой и абсолютно полноправной частью ее многонационального народа, учат свой язык, имеют свою школу…"

Генерал знает, что говорит, потому что еще в 1992 г. командовал осетинским батальоном смешанных миротворческих сил в Южной Осетии после первой грузинской вооруженной агрессии против ее населения.

В августе 2008-го история повторилась в гораздо большем масштабе, и ветераны, правда, послевоенного времени, как один записывались добровольцами в народное ополчение. Однако на войну отправилась лишь небольшая группа для вспомогательной работы в госпитале, а "принуждение Грузии к миру" взяли на себя руководство России и 58-я армия.

Когда же мир был восстановлен, Дмитрий Медведев, в то время президент страны, вручил во Владикавказе боевые награды отличившимся в "Пятидневной войне", как зовут ее в Осетии. Спустя четыре года он же вновь побывал здесь и встречался с общественностью, в том числе и ветеранами.

Наверное, это и есть одна из форм признания проводимой в республике политики и, в частности, в области духовного воспитания всех послевоенных поколений. Ее плодами являются тысячи известных и неизвестных героев сражений в Египте, Анголе, Афганистане и… на антитеррористическом фронте без флангов.

Эта, последняя необъявленная война прошла по домам и семьям Осетии. Начавшись с мощнейшего взрыва на рынке во Владикавказе 19 марта 1999 г., она продолжилась серией других терактов и закончилась 1 сентября 2004 г. в Беслане. А вернее, не закончилась, а притихла, потому что 23 октября 2012 г. "рынок" или "Беслан" могли повториться, если бы не бдительность и принципиальность младшего лейтенанта ГАИ Заура Джибилова.

Он как герой принял на себя взрыв адской машины, предназначавшийся десяткам или сотням других жителей Осетии, и остался Героем России в веках. Может, это потому, что Заур родился и жил в Беслане, где героями были даже маленькие заложники, смело смотревшие в глаза своим мучителям-террористам и защищавшие от них своих мам?

Даже просто участие в любой войне это уже подвиг, достойный, чтобы о нем помнили потомки, считают в Осетии и делают все для увековечения памяти ее достойных сынов. Со времен, когда у осетин не было своей письменности, и по сей день народ здесь слагает и поет песни о героях.

Но сколько же песен понадобилось бы сочинить, если сегодня готовится к изданию уже 21-й том биографического сборника "Сыны Осетии в Великой Отечественной", выпущены несколько томов "Солдат Победы", 4 тома "Книги памяти" и десятки монографий об участии Осетии в Великой Отечественной войне?

"Пока усилия руководства республики и широкой общественности в деле сохранения и приумножения боевых и трудовых традиций и воспитания молодых граждан страны приносят свои плоды, – рассуждает Солтан Каболов. – Нас, ветеранов, безмерно радует огромный патриотический порыв среднего, молодого и юного поколений, выражающийся и в работе юнармейцев, поисковиков, и в массовом движении "Бессмертный полк".

Однако на фоне происходящего вокруг России, да и кое-где в самой стране мы не можем успокаиваться. Необъявленная информационная война против нашей страны, ее великой победы продолжается. А значит, и ветеранам еще рано на покой, надо успеть передать в надежные молодые руки эстафету поколений.

Этому способствовало бы возрождение в республике хотя бы одного из трех военных училищ – общевойскового, зенитно-ракетного или МВД. Они дали стране десятки тысяч прекрасных боевых офицеров, сотни генералов и десятки Героев Советского Союза и России.

Пока с помощью руководства Министерства обороны РФ, руководства РСО-А и Национальной ассоциации объединений офицеров запаса МЕГАПИР во главе с Александром Каньшиным нам удалось возродить только Северо-Кавказское суворовское военное училище. Но этого явно недостаточно не только для такой страны, как Россия, для Северного Кавказа, но даже нашей маленькой республики с большими ратными традициями. Обо всем этом мы намерены сказать, отмечая 45-летний юбилей ветеранского движения в Осетии на предстоящей в ноябре отчетно-выборной конференции ветеранов республики".

Многолетняя жизненно важная работа ветеранской организации Северной Осетии по достоинству оценена руководством страны и республики, а возглавляющий ее вот уже 20 лет Солтан Каболов удостоен орденов Почета и "Слава Осетии".

Есть и еще одна, совершенно необычная форма признания. Вскоре патриарх Русской православной церкви Кирилл должен открыть во Владикавказе крупнейший на Северном Кавказе собор святого благоверного князя Александра Невского. Центр национальной славы России и Фонд Андрея Первозванного осуществляют проект создания всего четырех таких храмов на границах страны – по четырем сторонам света. Они будут символизировать святой крест, защищающий Россию.

Весьма символично, что в ознаменование 1100-летия крещения Осетии собор будет вечно стоять на ее земле, в городе воинской Славы Владикавказе, да еще и в парке Победы. Это и есть признание роли осетинского народа и всего многонационального народа республики в тысячелетней судьбе России.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика