Земельный вопрос в Северной Осетии является одной из топовых тем со времен распада СССР. Люди любят судачить о том, кому принадлежат те или иные поля, спорить, кто же крупнейший латифундист, ну, и, конечно, сетовать на несправедливое распределение ресурсов. В умах населения укоренилось представление о полном хаосе в вопросах землепользования. Однако оно – образца 90-х и "нулевых" – сейчас устарело и не соответствует современным реалиям. В материале, опубликованном на портале "15 регион", развеять наиболее популярные мифы, связанные с земельными ресурсами республики, помог министр государственного имущества и земельных отношений Северной Осетии Руслан ТЕДЕЕВ.
В с. Красногоре создано рыбоводческое хозяйство «Арлан фиш»
Пастбище – под плуг, коров – под нож?
Во время встреч Главы Северной Осетии Вячеслава Битарова с жителями районов люди часто жаловались на то, что им негде пасти скот. Как так получилось, что многие пастбища оказались в чьих-то руках? Дело в том, что до недавнего времени все территории для выпаса нигде не были закреплены: вот привык народ, что здесь находится пастбище, а по документам, юридически, эта земля совершенно свободная. Чем это было чревато? "Любой гражданин РФ, хоть из Владивостока, хоть из Хабаровска, пишет нам заявление с просьбой предоставить ему этот участок на праве аренды, и мы на основании Земельного кодекса просто обязаны эту землю взять и выставить на торги вне зависимости от того, пасут ли там скот, пастбище ли это. Для закона разницы нет! Если этот участок не закреплен юридически за селом и есть заявление о его предоставлении в аренду, то тогда мы его должны выставить на торги", – пояснил министр.
Возникает резонный вопрос: как же вышло так, что люди десятилетиями использовали земли под выпас скота, и никто не позаботился о том, чтобы должным образом юридически оформить эти территории? "Если исторически так сложилось, что определенный земельный участок является сельским пастбищем, то глава сельского поселения должен был озаботиться тем, чтобы этот участок поставить на учет и подать заявление о закреплении его за своим селом", – сказал Руслан Тедеев. Из-за отсутствия юридического оформления сельских пастбищ возникли трудности с выпасом скота у многих сельчан. Однако минимуществом республики и органами местного самоуправления проделана большая работа, чтобы навести порядок в этой сфере.
"Было поручение главы республики по оформлению сельских пастбищ. Часть участков поставили на учет, часть уже стояла на учете, и мы их просто передали сельским поселениям в безвозмездное пользование. Мы сами предлагаем главам сельских поселений оформить пастбища, обзваниваем их. Вроде бы они нас услышали, и мы на протяжении последних полутора лет за 11 селами закрепили участки как сельские выпасы. Это более 800 га земли", – подчеркнул собеседник.
Итак, 11 муниципальных образований получили земельные участки, которые юридически теперь оформлены должным образом именно под выпас скота: Дзуарикау – 55 га; Красногор – 58,4 га; Фарн – 3 участка общей площадью 55 га; Рамоново – 25 га; Нижняя Саниба – два участка общей площадью 69,4 га; Верхняя Саниба – 70,4 га; Раздзог – 225 га; Црау – 50 га; Красноходское сельское поселение – 66,5 га; Ардон – 68 га; Цалык – три участка общей площадью 77,3 га.
"А чьи это земли?" "Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!"
– примерно так жители нашей республики представляют ситуацию с полями и пастбищами Осетии. На сходах граждан часто звучит требование: "Заберите земли у крупных арендаторов и отдайте их нам!" "У нас в республике земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставлялись на праве аренды, пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования. В каждом случае выдавались соответствующие документы, которые подлежали регистрации, в том числе, в органах Росреестра. Если таких документов нет, то говорить о каких-либо правах на участок не приходится. Есть определенные юридические случаи изъятия земель у действующих арендаторов, но это либо нецелевое использование участков, либо арендатор уклоняется от оплаты за аренду своего участка. Других оснований для изъятия земель нет. То есть нельзя забрать у Иванова и отдать Петрову и еще шестерым людям, которые пришли и сказали: "Мы хотим землю". Для этого должны быть юридические основания! Эти вопросы неоднократно становились предметом рассмотрения правоохранительных органов. В основном нарушения при перераспределении земельных участков в 90-е годы ими не выявляются. И сейчас нет никаких правовых оснований у действующего арендатора, который платит аренду, пополняет бюджет республики, забирать землю", – подчеркнул министр.
История вопроса распределения земель в частные руки в РСО–А началась в 1990 году, когда при отсутствии законодательной базы, лишь на усмотрение руководителей районов создавались первые фермерские хозяйства, кооперативы, другие частные организации. Стоит отметить, что основная масса договоров аренды была заключена после принятия закона республики и на максимальный срок – 49 лет. Договоры составлялись хитро: для того чтобы их прервать, даже при очевидных нарушениях, необходимо обращаться в суд. В итоге, целый ряд арендаторов не платили арендную плату, а часть земель передавалась за определенные средства в субаренду третьим лицам. В 2015 году экс-глава региона Тамерлан Агузаров потребовал провести ревизию и определить законность передачи всех категорий земель в аренду, а также проверить оплату налогов в бюджет Северной Осетии их владельцами. Это начинание продолжил и довел до логического завершения действующий глава республики Вячеслав Битаров.
"В малоземельной республике иметь территории, поросшие бурьяном и кустарниками – непозволительная роскошь. В случае обнаружения земель, используемых не по назначению, надо запускать процедуру изъятия участка и отдавать его в те руки, которые будут на нем работать", – говорил он.
Была проведена инвентаризация земель. Было множество судебных тяжб с недобросовестными арендаторами. Сейчас можно говорить о том, что неразбериха с землями республики осталась в прошлом.
Каждый участок на счету
Инвентаризация земель Северной Осетии завершилась в 2018 году. По ее итогам в республике было выявлено более пяти тысяч гектаров неучтенной земли! Самые большие участки-"невидимки" – в Моздокском районе общей площадью 1723 и Пригородном – 887,6 га. Что значит "неучтенная земля", спросите вы? Это участки, которые нигде не числились, не поставлены на кадастровый учет, а выявить их было достаточно сложно из-за отсутствия единой земельной карты Северной Осетии. Тем не менее земля эта не была заброшенной, бесхозной: ее активно обрабатывали, получали с урожаев доходы и никуда ничего не платили! Золотая жила!
"Мы это все выявили, описали картографически. Было поручение главы республики ввести эти земли в легальный оборот. Сейчас можно сказать, что практически все эти участки поставлены на учет. Как проходила эта процедура? Например, кто-то привык 20 лет работать на участке нелегально. Ему было сказано: "Ты дальше здесь бесплатно работать не можешь. Этот участок будет выставлен на торги. Ты можешь подать заявку и конкурировать с другими претендентами", – рассказал Тедеев.
То есть земли не закреплялись автоматически за людьми, которые их нелегально обрабатывали – законом не предусмотрен такой механизм! Они участвовали в торгах, и побеждал тот, кто готов был платить за аренду наибольшую сумму.
Головная боль под названием "субаренда"
Жители республики наверняка слышали, как арендаторы сдавали свои угодья в субаренду. Почему же они сами не обрабатывали землю, в чем же заключалась выгода?
"Вот оформлена на меня земля. Я сдаю ее вам. Мы договариваемся кулуарно. Вы мне даете мои 100 тысяч рублей и работаете на земле год. Минимущества как собственник угодий даже узнать об этом не сможет, ведь этот договор юридически нигде не проходит. А теперь смотрите, какая математика: арендатор, у которого оформлена на 49 лет земля с 1995 года, сам на ней не работал. Платил условно в бюджет 1200 рублей за гектар. Сдавал этот гектар по 7 тысяч рублей в субаренду. Чистыми имел 5800. Конечно, его это устраивало!" – отметил Руслан Тедеев.
Для более эффективного использования земель, увеличения поступлений в бюджет необходимо было переломить ситуацию с субарендой. Этой цели можно было достичь, лишив субарендаторов экономического стимула в этой стройной схеме. Повышение ставки арендных платежей в соответствии с рыночной стимулировало арендаторов отказаться от старой практики передачи земли третьим лицам и работать на ней самостоятельно.
Итоги
По обобщенным данным статистической отчетности 2017 года, площадь земель сельскохозяйственного назначения в РСО–А составляла 418,7 тыс. га. Из них пашня – 188 тыс. га, пастбища – 135 тыс. га, сенокосы – 20,4 тыс. га и многолетние насаждения – 1,4 тыс. га.
Благодаря предпринятым в последнюю пятилетку мерам минимуществу республики удалось провести инвентаризацию земельных угодий, в результате которой были выявлены 5 тысяч гектаров неучтенных земель; путем приведения стоимости арендной платы в соответствие с рыночной, практически искоренить практику сдачи земель в субаренду. Как следствие, удалось значительно повысить поступление средств в бюджет: если в 2012 году в доходную часть бюджета от аренды земель поступали 1339834 рубля, то, к примеру, в 2016 году эта цифра составила 20,9 млн, а по итогам 2019 г. – 41 млн рублей!
ЦИФРА
Благодаря проведенной инвентаризации решена проблема с предоставлением земельных участков семьям, имеющим троих и более детей, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На сегодняшний день эту форму поддержки из земельных ресурсов муниципальных образований и республиканских земель получили уже 893 семьи!
Также была составлена подробная карта земельных угодий республики. Еще один важный момент: передача земель сельхозназначения в аренду на 49 лет – это, по сути, передача ее в собственность. Юридически невозможно этому препятствовать, так как земельное законодательство позволяет такой срок аренды, но чиновники рекомендуют арендаторам брать землю на меньшие сроки. Фермеры прислушиваются к этим рекомендациям. В основном республиканские земельные угодья арендуются на 10–15 лет.
За счет того что в земельной сфере наконец-то все упорядочено, стало проще привлекать инвесторов в республику. Раньше было проблематично искать земельный участок под инвестпроект.
Теперь инвесторы "приходят" в республику
Минэкономразвития РСО–А осуществляет комплекс мер, направленных на развитие инвестиционной деятельности и предпринимательства, в том числе предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов, которые должны соответствовать критериям, закрепленным в Законе РСО–А от 3 октября 2016 г. № 43-РЗ. Порядок принятия решения о предоставлении юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов отражен в Указе главы республики от 22 февраля 2017 г. № 39.
Министерство проводит экспертизу масштабного инвестиционного проекта и подготовку экспертного заключения на соответствие критериям закона, указа и требованиям действующего законодательства и затем направляет его на рассмотрение межведомственной конкурсной комиссии по государственной поддержке инвестиционных проектов, действующей на основании Постановления правительства республики от 11 декабря 2009 г. № 347.
В свою очередь министерство государственного имущества и земельных отношений республики подготавливает проект распоряжения главы о предоставлении юридическому лицу земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации проекта.
После этого минимущества или орган местного самоуправления обеспечивают заключение договора аренды земельного участка и проводят ежегодный мониторинг выполнения условий договора.
За 2017–2020 гг. комиссией были рассмотрены 89 ходатайств о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов в различных областях экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля и др.) Вынесены 34 решения о признании проектов соответствующими критериям, указанным в законе, и имеющими важное экономическое и социальное значение для республики. Благодаря указанной мере экономической поддержки на территории республики реализуются такие масштабные инвестиционные проекты, как торговый центр "МЕТРО КЭШ энд КЕРРИ", гипермаркет "Леруа Мерлен", закладка крупных яблоневых садов в ст. Архонской (ООО "Казачий хутор"), создание крупного агропромышленного холдинга (ООО "Агропромышленный холдинг "Мастер-Прайм. Березка"), создание крупного рыбоводческого хозяйства (ООО "Арлан фиш") и др., в том числе 18 проектов, реализуемых на территории муниципального образования – Ардонский район.
Приносить доход в бюджет
В последние несколько лет руководство Ардонского района уделяет повышенное внимание именно вопросам землепользования, тесно связанным с пополнением доходной части его бюджета. Разъяснить ситуацию мы попросили главу Ардонского района Владислава ТОТРОВА:
– В последние несколько лет в республике и, в частности, в муниципальных образованиях предпринимаются реальные шаги по упорядочению землепользования. Не секрет, что эти отношения выстраивались и продолжают выстраиваться достаточно сложно. Ведь с учетом складывающейся в экономике ситуации в сельских поселениях земля зачастую является основным и едва ли не единственным источником ведения бизнеса. Тем не менее в условиях малоземелья республики все заявления частных лиц, а также фермеров и других представителей малого бизнеса на получение земли удовлетворить очень трудно. Но работа в этом направлении местными органами власти ведется.
Я соглашусь, что земельные ресурсы используются не всегда рационально и эффективно. Достаточно сказать, что из 20 тысяч гектаров пахотных земель в Ардонском районе свыше 18 тысяч отведено под одну сельхозкультуру – кукурузу. Это не повышает эффективность использования земель и не создает новые дополнительные рабочие места, к чему мы должны стремиться. Я говорю об этом каждый год, но, к сожалению, преодолеть стереотипы мышления непросто, и в текущем году площадь посевов кукурузы в районе вновь составляет почти 90 процентов. В сообществе аграриев еще не достигнуто понимание того, что если бы помимо зерновых в хозяйствах всех форм собственности возделывались еще и кормовые, и овощные культуры, разбивались ягодники и сады, это влекло бы за собой создание новых производств и дополнительных рабочих мест. Тем более что республиканское министерство сельского хозяйства и продовольствия предлагает сельским труженикам участвовать в различных проектах и программах, создает условия для развития садоводства, овощеводства, личных подсобных хозяйств и в целом развития АПК.
Невозможно не заметить, что республиканское минимущества ведет систематическую работу по совершенствованию землепользования, что им достигнуты весомые результаты. В частности, выделены пастбища Ардонскому и Красногорскому поселениям – 68 и 58,4 гектара соответственно – сроком на один год, но есть надежда, что земли будут переведены в этот статус на постоянной основе. За последние три года нам удалось вернуть в фонд района более 4 тысяч гектаров пашни, которая ранее не приносила доход в бюджет района. В настоящее время по ним заключены договоры аренды. Важен и тот факт, что по сравнению с прошлыми годами в два раза увеличен уровень получаемых от аренды земель доходов.
Кроме того, на территории района реализуется около 20 инвестпроектов. Так, крупному инвестору – "Арлан фиш" – предоставлен в аренду на 3 года земельный участок в с. Красногоре площадью 26 га. Поступления от налогов в бюджет республики составят 3213,8 тыс. руб. В результате реализации проекта планируется создание 22 новых рабочих мест.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30