Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
О наших застольях и проблемах системы воспитания молодежи

В начале этого месяца, в очередной раз в Аланты Ныхасе состоялось совещание представителей комитета ответственного за исполнением обычаев и традиции нашего народа. И вновь, вся емкая и глубокая тема была свернута до обсуждения осетинского застолью, ставшего за последнее время эпицентром всей нашей этнокультуры, наших молитв и воспитания будущих поколений. И это, при том, что в нашей республике очень высокий, в сравнение с соседними республиками, процент разводов, значительное количество детей воспитывается в неполных семьях и один их самых высоких уровней смертности в Северо-Кавказском округе. А, так-же, несмотря на настойчивые просьбы Главы республики на каждой встрече с жителями сел, о необходимости обработки собственных земельных участков, в которых он обещал всяческую поддержку, тысячи гектар огородов ежегодно зарастают бурьяном, при том, что многие сельчане круглый год ездят в городские базары и супермаркеты за овощами и фруктами, выращенными в соседних регионах. Ко всем этим особенностям осетинского менталитета с нарастающей скоростью, после проведенного качественного ремонта федерального предназначения и городских дорог – прибавилось стремительное нарастание числа тяжелых дорожно-транспортных автопроисшествий. Разве это не темы для воспитания молодежи?

Выглядит, по меньшей мере, странно, возможность, через установления Застольного этикета выстроить всю сложную систему религиозных верований, ритуалов, молитв и АГЪДАУ нашего народа. Тогда, как, при реальной оценке застолий в осетинской этнокультуре они являются лишь одним, пусть даже и наиболее очевидным элементом этнокультуры осетин, демонстрацией праздничных и траурных ритуалов. Но, застолья, не способны охватить всю глубину и структуру воспитательных подходов и осетинских религиозных ритуалов. Однако, МОД осетин, в последние годы, пытается их унифицировать и перевести в положение реальной молитвы. Желание понятное, но, трудно выполнимое, хотя, в действительности, у нас других возможностей и поводов для массового обращения к небожителям не много, хотя и есть святилища у каждого села, ущелья и даже фамилий. Вот здесь то и начинается самое интересное. От дома к дому, от села к селу, от ущелья к ущелью проведение ряда ритуалов отличаются в некоторых деталях, порой даже значимых. Люди, покинувшие свои села и ущелья, как говорят мудрецы, носят их с собой. И, здесь, позволю отметить, что у наших предков основной объем воспитательных мер состоял не столько из обучения застольному этикету, а привитию детям любви и уважения к труду, мудрой детализации обязанностей в семье мальчика и девочки, культу-ре поведения и почтительного отношения к старшим. Причем, в прошлые времена, толерантно относились к застольному этикету, поэтому эти вариации сохранились до наших дней и не разделили нацию как страну Лилипутию, по роману Джонатана Свифта. Для наших предков важнее было вывести на сенокос мальчика, который должен был постепенно войти в мужское сообщество, проходя испытания на выдержку, воздержанность и саморазвитие. В то же время девочка под опекой взрослых женщин обучалась ведению домашнего хозяйства, тонкостям женской мудрости. Именно эта школа воспитания, не уступающая по психофизиологическому закаливанию современным монахам Шаолиня, дала поколение осетин, которой в грозный час Вели-кой Отечественной Войны могучих генералов и героев, прославивших наш народ. Еще раз обращаю на это внимание, не ритуалы и застольные молитвы, а прежде всего, реальное воспитание молодежи должно и сможет вернуть Осетии – Алании тот авторитет, который был у нее в 80-е годы прошлого столетия. В те годы, также как и многие десятилетия до этого, дети проходили суровую школу воспитания этике и культуры, а за-стольные мероприятия несли в себе, лишь функцию обращения к небесам, и не были определяющими в формировании духовности осетин. Подтверждением с моих слов, может быть то, что не сохранилось даже притчи о том, что застольная молитва какого-то дзуары лага, совершила чудо.

Кстати говоря, аргументом в унифицировании, или отказе от изменения ритуалов в той или иной форме, является стандартная фраза: "так делал мой отец… или дед,… прадед". К примеру; в селах Ирафского Дигорского, Алагирского и Куртатинского ущелий никто не даст иного разъяснения тому, что кроме уха, следует, или не следует передавать младшим, разделенные на кусочки доли от сердца и лопатки жертвенного животного и т.п. Обсуждение этого вопроса, станет только темой непродуктивного разговора. Точно также, другой элемент – разрезание на семь или восемь долей трех пирогов на столе старших? Расхождение и в этом банальном вопросе, так же вызывает недоумение у жителей разных сел и ущелий. Так, не пора ли нам, в конце концов, согласиться с тем, что эти варианты, пришедшие к нам из прошлого, не несут в себе значимой информации и их не следуют впредь обсуждать.

Бог не осуждаем. Мы не можем знать истинных намерений Создателя, хотя каждый, ведущий осетинское застолье, изначально должен верить сам, и пытаться убедить других, в том, что глубиной своей мысли и эмоциональностью тостов он напрямую общается с Творцом. (Звучит дерзко, но ведь многие Куваг Лагта верят в это!). А, в итоге: сидя за пышными застольями, мы просим у Бога здоровья, а… выпивая очередную рюмку водки, конкретно губим себя. Науке известно, что в 80% сосудистых катастроф: инсультов и инфарктов, основным провоцирующим фактором являются обострения болезней пищеварительной системы. Гастриты, колиты, панкреатиты, холециститы могут, при наличии проблем в сердечно-сосудистой системе, перевести эти болезни сердца и сосудов в финальную стадию. Но мы упрямы, в своей богоизбранности, нам трудно признать то, что, позволяя себе с рюмкой водки обращаться к Богу, мы проявляем недопустимую вольность и фамильярность. И нечего ссылаться на наших благородных предков, позволявших себе весьма скромные алкогольные застолья. Надо отметить и то, что они были из другого теста, даже те, кто позволял себе немного спиртного, и не водки, а некрепкой араки, мог во время одного дня сенокосной поры с легкостью вывести из организма всю заразу вредного зелья с потом! А мы после сытных столов отлеживаемся на диване, как после тяжелого физического труда.

Практически, все народы с благоговением и трепетом взирают на небеса, вымаливая спасение и защиту. Лишь нам, осетинам, для общения с небожителями нужны жертвенные животные и крепкие алкогольные напитки. Нам кажется, что только тогда, Создатель всего сущего на Земле сочтет наше обращение к нему полноценным, если в руке у нас будет рюмка алкоголя. Правильно ли это? Неужели обращение к Богу непьющего осетина не будет принято? На это существует вполне даже интересная притча. Это случилось в райских кущах. Осетины с представителями разных народов и конфессий решили встретиться каждый со своим Богом и покровителем. Пестрая многоликая толпа шла по цветущим райским дорогам. Первым эту толпу встретил Будда, – индусы и некоторые народы Востока, тут же сели в позу Лотоса и стали с ним медитировать. Затем появился Иисус Христос, за которым, напевая Псалмы – ушли христиане. Осетины в нетерпении обращались друг к другу с вопросом: "Где же наш Бог?" Спустя некоторое время, поражая своей скромностью одежды, к толпе вышел Пророк Магомет. Адепты ислама, после омовения стали делать намаз, читать суры Корана. На-конец, к оставшейся небольшой группе осетин, на белом коне выехал, одетый в все белое, седой старик – это был Всевышний. Осетины, без долгих церемоний, наполнили три бокала водки и со словами: О! Нæ Стыр Хуцау! Нæ Бажонгадзийнад нын фæрæстма кæнн! – Вручили ему один из бокалов. На что Бог неожиданно с обидой произнес: "Я создавал Вас, чтобы Вы несли в мир мудрость и благородство, и прежние поколения этому следовали с достоинством, а вы все воспитание превратили лишь в искусство ритуального пьянства. В народе уже бытует поговорка: "Ирон агъдауджин Лаг къуама арыгонай циррозай амала!" Затем продолжил:.... "Ирон бæгæныа къабар дар ма сы нуажут, уа адæм бабын кодтад". Вернув бокал стоящему рядом осетину, он в сердцах рванул уздечку коня и уехал прочь.

Для объективизации этой притчи-были, приведу данные Росстата за 2017 год. В Осетии – Алании от болезней по классу органов пищеварения (в основном циррозов и панкреатитов) умерло 71.5 человек – на сто тысяч человек, в Чечне – 11.3; в Дагестане – 21; в Кабарде – 40. Это справка дана по законченным случаям, то есть цифры отражают летальные исходы, а реально больных этими страшными болезнями у нас в разы больше. И, по продолжительности жизни, наши осетинские мужчины живут в среднем на 12–15 лет меньше, чем мужчины соседних национальных республик, хотя мы и живем в одной природно-климатической зоне. У нас в разы больше умирает от онкологических заболеваний, инфарктов и инсультов. Эта горькая реальность нашего народа, является следствием извращения наших ритуалов и традиции, увеличением количества употребляемой пищи и значительным снижением физических нагрузок.

Решился я на освещение крамольной для Осетии темы, желая перевести инерцию нашего иллюзорного восприятия кувдовмолитв, в русло современных реалий. Есть уже научные исследования объясняющие суть и смысл некоторых ритуалов и традиций. Многие религиозные ритуалы уже имеют четкие психофизиологические разъяснения. Не на пустом месте возникли комлания шаманов, астрология и йога индусов, ритуальные пляски и песни африканских племен. Песнопения, и разделение пищевых продуктов, на разрешенные одной религией и запрещенные другой, омовения, намаз, позы йога и многое другое имеет конкретику и целесообразность. К примеру, науке стало известно, что слова, отдельные буквы и звуки – это вибрационные шаблоны способные структурировать как обычную, так и телесную воду. Впрочем, коллективное произношение ООМЕН ХОУЦАУ! – по новейшим исследованиям физиков-биологов создает в теле человека высокие, полезные для здоровья вибрации, а также… способно открывать небесные каналы. В этой связи, удивляет, что, в послед-нее время, на наших праздничных застольях, многие из сидящих за столами, ленятся, даже произнести эту фразу: ООМЕН ХОУЦАУ! При, том, что это, также как и мудро выстроенная речь, говорящего тост человека положительно влияет на психофизиологию человека. А вот употребление крепких алкогольных напитков за любым столом, однозначно вредно для психического и физического здоровья человека. Приведу несколько цифр из материалов Госкомстата. С 2007 по 2017 год количество выпиваемого в России алкоголя снизилось с 18 литров на душу населения до 10.5 и, соответственно продолжительность жизни россиян выросла на 7 лет. Наша республика без учета выпиваемой безакцизной водки находится во второй десятке пьющих регионов, и скорее всего, поэтому осетинские мужчины и болеют и умирают на 12–15 лет раньше жителей Чечни и Дагестана и Ингушетии.

Разве без рюмки с водкой человек лишает себя Божьего внимания и опеки? Воспользуемся интересной справкой из газеты "Чистый мир" № 4 1996 года. "Посредники между человеком и Богом не нужны. Торсионные поля распространяются мгновенно по всей Вселенной. Это значит, что, при искреннем и чистом устремление, из любой точки, где бы кто не находился можно обрести мгновенную связь с Богом. Именно в этом заключается его вездесущность". Это мнение академика РАЕН Г. И. Шипова избранного в 1998 году в США "человеком года" и включенного в число 500 самых влиятельных лидеров двадцатого столетия. (Поясню понятие торсионная волна, торсионные поля. Это волны и поля, – имеющие уникальные способности распространения информации и изображений, через многие препятствия и на любые расстояния.) Наши телефоны и смартфоны работают в их режиме. Сегодня мир открывается все новыми и новыми гранями и знаниями, и слепое следование опыту прошлых поколений, без учета современных реалий, способно привести к духовной и физической деградации нашего малочисленного народа. Поэтому нам необходимо осознать свою ответственность перед будущими поколениями и выстроить для них правильное, а не искаженное восприятие мира, научить их труду и мудрости. А, это значит научить их с раннего возраста ценить время, и слово, правильно использовать представленные судьбой возможности. Сегодняшнее информационное общество открыло все двери к осознанию реальных истин и наши дети должны расти грамотными во имя спасения нашего народа.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика