Сотрудники службы дознания в системе органов внутренних дел России отметили профессиональный праздник. Решение о создании в структуре МВД обособленного от органов следствия подразделения, которое бы занималось расследованием уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, приняли не так давно – в 1992 году. С тех пор дознание стало одной из ключевых процессуальных служб, действующих наравне со следствием, основной обязанностью, которой является максимально оперативное расследование преступлений.
Начальник отдела организации дознания МВД Северной Осетии – полковник полиции Александр Плиев вот уже семь лет руководит вверенным ему подразделением, являясь для своих подчиненных примером настоящего профессионализма, трудолюбия и нацеленности на высокий результат. Доказательством тому служит не только высокая оценка его деятельности со стороны коллег, но и тот факт, что отдел дознания республиканского силового ведомства стабильно занимает лидирующие позиции на федеральном уровне.
Александр Тотрадзович поделился текущими результатами служебной деятельности, а также рассказал, какими качествами должен обладать истинный дознаватель, чтобы стать высококлассным специалистом в своем деле.
– В работе дознавателя и следователя много общего, и порой гражданам, не знакомым с юридическими тонкостями, тяжело отличить эти виды деятельности друг от друга. В чем же заключается специфика дознания?
– В нашей стране существуют две формы предварительного расследования – предварительное следствие и дознание. Следственные подразделения, входящие в систему МВД, являются самостоятельными подразделениями, и их сотрудники имеют звания юстиции. А подразделения дознания входят в состав полиции. Статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяют подследственность уголовных дел о преступлениях, предусмотренных определенными статьями УК РФ. Дознание производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст.150 УПК РФ, и его специфика заключается в расследовании преступлений небольшой и средней степени тяжести в максимально короткие сроки. Именно с этой целью и были созданы подразделения дознания в составе полиции.
– Бытует мнение, что дознавателям работается легче, чем следователям. Вы с этим согласны?
– В каждом направлении есть свои трудности. Бывали случаи, когда мы переводили к себе в подразделение сотрудников из следствия и даже назначали их начальниками отделов дознания. Спустя какое-то время эти сотрудники осознавали, что в дознании работа не менее сложная.
– С расследованием каких преступлений приходится сталкиваться чаще всего?
– Самая распространенная статья Уголовного кодекса, которую мы расследуем – ст. 264.1 "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию". Только лишь по ней мы направляем в суд ежегодно порядка 800 дел.
– У вас большой коллектив?
– В отделе организации дознания МВД Северной Осетии 123 сотрудника, 10 из которых служат в Центральном аппарате министерства, остальные 113 – в районных подразделениях. У нас 6 отделов и 6 отделений, каждое из которых насчитывает от 4 до 15 человек. Как показывает время, нагрузка на наше подразделение постоянно растет, потому что количество сообщений о преступлениях, равно как и количество возбужденных уголовных дел, из года в год увеличивается. Поэтому мы обязаны все время работать не покладая рук, развиваться, увеличивать штаты, следить за тем, чтобы сотрудникам было комфортно работать на своих должностях. Все должно быть организовано в соответствии с нормами закона.
– Подобная позиция позволила вам добиться высоких результатов, ведь ваш отдел уже давно никому не отдает верхние строчки в рейтинге подразделений дознания России…
– Это действительно так, и я горжусь этим. Мы всегда достойно оцениваемся руководством МВД России, занимая по результатам работы на протяжении нескольких лет лидирующие позиции. Недавно в режиме видеоконференции я отчитывался о результатах деятельности нашего отдела перед федеральным начальством. У нас состоялся обстоятельный разговор. Естественно, без каких-то недостатков в работе не бывает – много направлений, большие объемы, по которым надо осуществлять контроль. Все замечания тут же учитываются, и по ним принимаются определенные меры. В 2019 году в производстве подразделения дознания находилось 3861 уголовное дело, расследовано 2150, окончено 1961, направлено в суд 1716 дел, из которых 484 расследованы в сокращенной форме.
– Какие требования вы предъявляете к кандидатам при трудоустройстве на должность дознавателя?
– Мы набираем людей с определенным багажом знаний и с необходимыми навыками в работе. Сотрудники проходят собеседование, по результатам которого я согласовываю либо не согласовываю их назначение. Человек должен быть не только юридически грамотным, он должен хорошо владеть русским языком, иметь определенный склад ума и морально-психологическую подготовку. Каждый сотрудник должен стараться и стремиться достичь высот в профессии. А для этого необходимо постоянно работать над собой – процесс, надо сказать, бесконечный. Только представьте, у сотрудника дознания может одновременно находиться в производстве до двадцати уголовных дел. Чтобы выдержать подобную нагрузку, ему нужно обладать определенными качествами и быть в хорошей физической форме – словом, быть универсальным солдатом.
– Трудовые будни дознавателей состоят из постоянного общения с обычными гражданами, а, значит, их работа в определенной мере формирует отношение общества к полиции в целом. Вы с этим согласны?
– Я всегда говорю своим подчиненным, что правоохранительные органы созданы, в первую очередь, для защиты населения республики, чтобы простые граждане могли найти в нас ту поддержку, которую мы обязаны им оказывать. Поэтому, если человек пришел к нам со своей бедой, мы должны принять все необходимые меры. Да, бывают люди, которые не совсем нас понимают, ведут себя невоспитанно и подчас агрессивно. Но, несмотря на это, сотрудникам нужно делать свою работу по всем нормам закона – чтобы последствия были устранены, а преступники наказаны.
– Вы один из тех, кто застал времена милиции, ведь в будущем году исполнится 20 лет, как вы служите в МВД Северной Осетии. Многое ли поменялось в системе правоохранительных органов?
– Я бы не сказал, что мы раньше служили по-другому. Мы также отдавались работе, с нас также спрашивали, как сейчас мы спрашиваем со своих подчиненных. И тогда поступали заявления о преступлениях и заводились уголовные дела, да и требования к качеству расследования были такими же высокими. Конечно, мы жили в другое время, но работали, несмотря ни на какие трудности.
– Каким девизом руководствуетесь в профессии?
– Никогда не сдаваться, смотреть в будущее с оптимизмом и воспитывать личный состав, чтобы он смог достойно нас заменить в будущем. Мы должны оставить после себя достойных ребят, которые поддержат подразделение дознания на том же высоком уровне. Мы не имеем права подводить наше министерство и лично министра генерал-лейтенанта полиции Михаила Ивановича Скокова. Это очень грамотный, волевой руководитель, который с большим вниманием прислушивается к мнению подчиненных и всегда учитывает те предложения, которые у нас имеются по работе. Под его руководством мы добились более высоких результатов, чем в предыдущие годы.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30