Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Учитель. Политик. Человек

15 октября Ахсарбеку Хаджимурзаевичу Галазову исполнилось бы 90 лет

В этот день награждали победителей и призеров творческого фестиваля. Причем призы и дипломы вручал сам ректор, что для нас, студентов, было удивительно и почетно. Мы с подругой получили премию за лучший танец в КВН. И то впечатление, которое на меня тогда произвел Ахсарбек Хаджимурзаевич, я запомнила навсегда: как он говорил, смотрел в глаза – это был тот человек, который вызывал доверие, безграничное доверие.

Из таких, казалось бы, не ярких по своей грандиозности, но очень тонких и глубоких по неизгладимости, впечатлений и складывается то бессмертное наследие человека, которое в виде воспоминаний передается через поколения. И сегодня можно с уверенностью сказать, что повезло тем людям, которые могут согревать сердце личными воспоминаниями об Ахсарбеке Галазове. Человеке, масштаб личности которого сложно преувеличить.

Сейчас он мог бы отмечать свой 90-летний юбилей. Возможно, с размахом – как Ахсарбек Хаджимурзаевич, безусловно, заслуживал. Но вероятнее всего – скромно, в кругу самых родных и близких, как требовала всегда скромная натура видного деятеля. Привычнее, а, может, и правильнее, в отношении Ахсарбека Галазова говорить – "политик", но это было бы слишком ограничено для объективно многогранной натуры того, кто успел оставить неизгладимый след в душе своих коллег и учеников в Хумалагской средней школе, где начинал свою профессиональную деятельность, затем в Министерстве просвещения республики, Северо-Осетинском госуниверситете, и уже потом – на политической арене. Писать о первом президенте Северной Осетии без эмоций и беспристрастно – сложно, даже если никогда не сталкивался с Ахсарбеком Галазовым лично. Собирая о нем воспоминания, отзывы, очерки и заметки, вы вряд ли встретите безоценочную работу автора – уж слишком сильные, пусть и не у всех однозначные, эмоции вызывал этот Человек.

Одной из самых сильных и часто отмечаемых черт характера Ахсарбека Хаджимурзаевича была его последовательность. Она проявлялась всегда и во всем, в том числе, помогая ему добиваться намеченных целей и проявлять непоколебимую принципиальность во многих важных вопросах. Последовательной и твердой была и его позиция всегда быть в составе России, вместе с Россией без оглядки на политические ветра. И это желание – своей работой приносить пользу Родине – не зависело от должности, которую занимал Галазов. Без колебаний, без сомнений, с искренним рвением и неравнодушием, а также четким осознанием всего, что он делает или только собирается совершить.

А знаете, что самое удивительное и, возможно, – непонятное большинству современников? Вчитайтесь в биографию Ахсарбека Хаджимурзаевича: в отличие от большинства руководителей подобного ранга, в перечне его достижений и заслуг вы не найдете перечисления титулов и наград. Ни будучи председателем Верховного Совета республики, ни первым секретарем рескома компартии, ни президентом республики Ахсарбек Галазов не получил ни ордена, ни медали, ни грамоты, ни благодарности. Человек, все время утверждавший, что "не время сегодня для наград", свою, более чем заслуженную медаль "Во Славу Осетии" получил лишь в 2010 году.

Для сегодняшней молодежи Ахсарбек Галазов – не более, чем один из глав в истории родной республики. Им невдомек, что он – один из немногих северокавказских лидеров, кто прошел несколько конкурентных избирательных кампаний: в 1993 году с 53, 54% голосов он прошел в первый созыв Совета Федерации, а в 1994 – выиграл первые президентские выборы в республике с 64, 3% голосов. Однако при этом большинство из них без подсказки всемогущего интернета точно знают, что одной из главных ассоциаций, связанных с именем Галазова, является фееричный расцвет осетинского футбола и незабываемое чемпионство клуба в 1995 году.

Отдельными страницами в символическую книгу о личности Ахсарбека Галазова вписываются многочисленные воспоминания о нем его коллег, студентов, педагогов, сотрудников, последователей, для которых он был мудрым наставником и уважаемым старшим… Сегодня как раз время для всех этих теплых и добрых слов. Повод, чтобы открыть для себя грани деятеля, внесшего весомый вклад в становление Осетии. Возможно, не всегда можно составить полное и объективное мнение о человеке, если не был с ним лично знаком, не испытывал на себе его одобрительный или несогласный взгляд, не пожимал его крепкую руку, из-под которой выходили указы и постановления разного уровня. Но всегда можно оценить и определить его роль и значимость в эпохе, в которой ты живешь, отследить влияние его фигуры на многие происходящие в настоящем социально-политические и общественные процессы. И в этом отношении у современников есть немало пищи для размышлений: уж слишком всеобъемлющей – и как профессионала, и как человека – была жизнь Ахсарбека Галазова – Учителя, Политика, Человека…

О суверенитете

Декларация о суверенитете РСФСР положила начало процессу суверенизации автономных республик, процессу, который впоследствии определили как "парад суверенитетов". На самом деле никакого парада не было: декларациями о суверенитете автономные республики пытались защитить свои народы, их право на сохранение своей национальной (пусть во многом формальной) государственности, своих традиций, истории и культуры. Одновременно это было инстинктивное стремление сохранить Советский Союз, в составе которого они смогли получить уникальные возможности для развития своей экономики и культуры. Северная Осетия одной из первых в Российской Федерации приняла Декларацию о суверенитете.

Это было сделано по моей инициативе. Не все сразу поддержали меня, даже мои заместители по Верховному Совету, секретари обкома КПСС не поняли необходимости такого акта. Но я проявил настойчивость.

Возможно, не все депутаты радовались этому акту, но по телевидению за ними наблюдали их избиратели, и у них другого выхода не было.

Подвергли критике нашу Декларацию и отдельные представители научной интеллигенции. Они доказывали, что без соответствующей экономической базы никакая декларация о суверенитете не имеет смысла. Они, конечно, были правы. Основой суверенитета больших и малых государств является экономическая база. Это тот фундамент, на котором воздвигается здание национальной безопасности и народного благополучия. Но справедливые критики не понимали, что для нас, как и для других автономных образований, это был вынужденный, чисто политический ход.

Победа разума

До сих пор ошибочно Соглашение, подписанное 24 июня 1992 года Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным и председателем Госсовета Грузии Э. А. Шеварднадзе, предварительно завизированное Торезом Кулумбеговым и Ахсарбеком Галазовым, называют Дагомысским. На самом деле встреча правительственных делегаций России, Грузии, Южной и Северной Осетии проходила в резиденции Президента России Бориса Ельцина в Сочи, и там же было подписано Соглашение. А события развивались так. Когда после завтрака мы собрались в одном из помещений на первом этаже гостиницы, ко мне подбежал полковник из КГБ и сказал, чтобы члены нашей делегации по одному незаметно выходили из гостиницы и садились в микроавтобусы с зашторенными окнами. Мы эту операцию успешно выполнили, и через 30–40 минут были доставлены в Сочи в резиденцию Президента России. Там нас ждали члены российской делегации, которые и сообщили нам, что поступила информация о возможном теракте в Дагомысе. Был теплый обмен мнениями, нас подбадривали, убеждали, что встреча ожидает быть результативной. Но под вопросом был приезд грузинской делегации, потому что в этот день было совершено нападение звиадистов на телецентр. К 12.00 все прояснилось: грузинская делегация была на подходе.

Обсуждение проекта (Соглашения – Ред.) шло активно между Эдуардом Шеварднадзе и Борисом Ельциным. Борис Николаевич согласовывал каждый пункт со мной и только после этого давал свое согласие на него.

Как бы то ни было, Соглашение было подписано. Историческое. На его основе была образована 14-километровая разъединительная линия, введены в зону конфликта российские, североосетинские, грузинские миротворческие силы, создана четырехсторонняя смешанная комиссия. Война была остановлена. Положено начало процессу мирного урегулирования политических, экономических и социальных вопросов.

Колоссальные усилия по остановке войны в Южной Осетии дали свой результат. Мы все праздновали победу, победу разума, воли, мужества, выдержки. Под патронатом России и ее президента открывалась отличная перспектива для решения политического статуса Южной Осетии, восстановления ее экономики, возвращения беженцев в прежние места прожива­ния. Но в Южной Осетии в этот период не было человека, который бы осознал этот исторический момент и воспользовался им в интересах и во благо народа.

Об осетинской интеллигенции

Осетинская нация сегодня опасно больна. Но болезнь не смертельна. Она излечима. И единственный врач, который способен справиться с этим историческим недугом, вылечить больного и поставить его на ноги, – это интеллигенция. Она достаточно профессиональна и сильна, чтобы проснуться, встряхнуться, прочувствовать всю меру своей ответственности за происходящие события и взяться за дело. В первую очередь необходимо объединиться всем представителям интеллигенции: и тем, кто сегодня в Осетии, и тем, кто находится за ее пределами. При этом речь идет о представителях всех партий и движений, о красных и белых, о представителях старшего поколения и молодежи, о мужчинах и женщинах. Для того чтобы возродить лучшие национальные традиции, постичь современные человеческие духовные и материальные ценности, обеспечить достойное место осетинскому народу в человеческом обществе в XXI веке, не помогут ни принадлежность к компартии, ни "Стыр ныхас", ни другие общественные организации. Одни из них призывают к возврату в прошлое, что невозможно; другие ставят своей единственной задачей приход к власти с туманными программами вывода страны из кризиса; третьи, рядясь в бутафорские одежды старины, занимаются "народной" демагогией. Настоящие представители осетинской интеллигенции есть во всех областях человеческого знания и культуры, они способны прийти на помощь своему народу в критический момент, помочь ему сплотиться и вытащить свой воз, застрявший в исторической трясине.

(Из книги А. ГАЛАЗОВА "Пережитое").

Школа галазова

…Больше всего на свете Ахсарбек Хаджимурзаевич любил школу, и, думаю, все согласятся с этим утверждением. Учитель-словесник своей родной Хумалагской школы, еще будучи ее учеником, прославился на всю страну как автор лучшего творческого задания по литературе.

Спустя годы, аналогичные конкурсы Вяземского "Умники и умницы" захватят зрительские аудитории. Что ж, у Осетии есть достойные предтечи этой работы. Наверное, и сам Галазов вспоминал об этом неоднократно, эта победа повлияла на его выбор стать педагогом. По окончании филологического факультета он вернулся преподавателем в родной Хумалаг. Нелегкие педагогические будни закаляли молодого учителя. Отрадно, что именно здесь судьба свела его с замечательным сыном Осетии, человеком-легендой, героем войны С.А. Кокаевым, бывшим в те годы директором этой школы.

Именно Саламджери Алиханович дал сыну репрессированного путевку в жизнь – рекомендовал Ахсарбека Галазова в партию, а затем назначил его заместителем директора школы.

Став самым молодым министром просвещения нашей республики за всю ее историю, Галазов как руководитель умело сочетал организационную и научно-практическую работу.

Им была написана и защищена диссертация по истории педагогики, и он по совместительству, а не в качестве свадебного генерала работал преподавателем на филологическом факультете Северо-Осетинского педагогического института, преобразованного в 1969 году в нынешний СОГУ им. К.Л. Хетагурова. На кафедре педагогики и психологии он прошел путь от ассистента до профессора.

Весьма показательным является тот факт, что, занимая пост ректора вуза, он отказался защищать докторскую диссертацию, но по результатам его научно-практической деятельности Высшая аттестационная комиссия при Совете министров СССР присвоила ему ученое звание профессора по кафедре педагогики и психологии. Это давало ему право руководить написанием кандидатских диссертаций, и впервые за всю историю нашего вуза в нем появились аспиранты по этой специальности – З.Б. Дзуцева, А.А. Дзарасов, И.Х. Сукунова.

Кафедра педагогики и психологии при А.А. Галазове стала центром научно-практической деятельности, поддерживающей прямые научные связи с Академией педагогических наук СССР, ныне РАО. Здесь сложилась замечательная этнопсихологическая школа: сюда был приглашен из Уфы известный специалист в области дидактики и инженерной педагогики профессор Г.Н. Александров, под руководством профессора Х.Х. Хадикова сложилась научная школа по этнопсихологии. По инициативе Ахсарбека Хаджимурзаевича профессор Е.Е. Хатаев создал филиалы кафедры в средней школе № 38, профтехучилище № 4, Октябрьской средней школе. Доцент Т.Т. Кодзаев организовал при нашем университете одну из первых в стране лабораторий технических средств обучения.

А.А. Галазов активно способствовал росту кадров: молодые кандидаты наук А.П. Блиев, А.В. Райцев, А.А. Левитская-Цомартова, В.Г. Созанов были назначены на ответственные должности проректора и деканов факультетов, молодой доктор наук, профессор А.А. Магометов стал руководителем центра политических исследований.

Жизнь продолжается, и вот уже у студентов 3-го курса исторического факультета СОГУ им. К.Л. Хетагурова, обучающихся по профилю "история, обществознание", темой предстоящего семинара стала "Педагогическая деятельность и воззрения А.Х Галазова".

Сергей ЧЕДЖЕМОВ, доктор педагогических наук, почетный работник образования РФ.

Ответственность брал на себя

Сколько школ построили в республике за те пятнадцать лет, что А. Галазов был министром просвещения... Было организовано бесплатное питание для учащихся начальных классов, созданы группы и даже школы продленного дня за счет шефствующих предприятий, учеб­ные заведения нашей Осетии перешли на бесплатное обеспечение ребят учебниками и письменными принадлежностями...

Галазов хорошо понимал огромную роль семьи в воспитании де­тей, именно этому вопросу был посвящен съезд работников народно­го образования и родительской общественности, проведенный в ян­варе 1965 года. Да, многое было в жизни министра за пятнадцать лет труда, принесшего радости, разочарования, успехи, нарекания.

И все же главным оставался светлый оптимизм, те разумные требования и глубокое уважение к учительскому корпусу, готовность всегда и везде защитить его, та настойчивость, вера в наше образова­ние, личный пример, без чего Ахсарбек Хаджимурзаевич как министр просто не смог бы выстоять... А теперь его переводили на другую работу – в СОГУ. Он был очень нужен именно там. Прощание с коллегами по Минпросу было очень трогательным. Вот как вспомина­ет тот день сам Галазов: "Мне было тяжело уходить из этого коллек­тива. Было все: и радости и горе, взаимопонимание и обиды, согласие и споры, но не было предательства, мелких будничных разборок, бытовых склок.

– Спасибо, товарищи! – выдавил я из себя, и горло перехватил спазм (это был, наверное, единственный случай в моей жизни, когда я не смог говорить).

Молчали и сотрудники Минпроса. Слезы блестели на глазах у многих. Выступила только заместитель министра Валентина Ива­новна Уртаева, которая не столько сказала, сколько выдохнула:

"И все-таки такого министра просвещения в Осетии больше не будет!"

Как же она оказалась права! Проработав в системе народного об­разования не один десяток лет, я всей душой присоединяюсь к ее пророчеству. Да, больше такого талантливого, всеми уважаемого министра-подвижника у нас действительно никогда не было! И это, поверьте, чистая правда!

Валентина БЯЗЫРОВА,заслуженный учитель РФ.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика