Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Слово – путеводная звезда

Через порог своего 75-летия в эти дни переступил истинно народный поэт, мастер перевода, автор драматических произведений Тотрадз КОКАЙТЫ.

Заслуженный деятель искусств РЮО и РСО–А, лауреат Государственной премии им. К.Л. Хетагурова, за создание Гимна Южной Осетии награжденный памятной медалью Александра Невского ("Защитник Отечества"), а также медалью "Во Славу Осетии" (РСО–А) и орденом Почета (РЮО).

Заслуги уроженца села Кетрис Трусовского района перед его родным народом, культурой и литературой признаны и оценены по достоинству. Но дело здесь абсолютно не в званиях и наградах – их классик современной осетинской литературы не выпячивает никогда. А вот об успехах и неудачах литературного процесса, авторах республиканского книжного издательства "Ир", главным редактором которого он проработал более 25 лет, друзьях-товарищах из среды писательского цеха готов говорить бесконечно. С болью в сердце, когда речь заходит о равнодушии потомков к языку предков, чей вкус они ощущают, увы, все слабее, и с радостью, когда есть возможность насладиться звучанием слова на родном языке в исполнении молодого поэта. Тех, для кого ныне это слово остается путеводной звездой, не так много, как хотелось бы, да и путь к своему олимпу они далеко не всегда начинают с жестких требований, которые предъявляли к себе предшественники, чей талант раскрывался в не такие уж и далекие советские времена…

Меняется время, меняется жизнь. С 1952 года, когда родители будущего писателя переехали на плоскость, и тот начал учиться в начальной школе Чермена, Тарского, затем – в восьмилетней школе в Дзуарикау, поменялось отношение к творчеству и творцу. Но сохранилось главное – талантливые произведения уходят в народ, принимаются им, ценятся. Так, как стихотворения Тотрадза Кокайты, ставшие песнями, исполняемыми чуть ли не всеми звездами современной эстрады.

Учеба на художественно-графическом отделении Оспедучилища, затем – на филологическом факультете Северо-Осетинского пединститута в 60-х годах ХХ века закаляла талант, поддержанный еще и учебой в Литературном институте им. Горького. И вот они – штрихи трудовой биографии: "По завершении учебы стал работать редактором художественного вещания студии телевидения. С 1981 по 1983 год – редактор художественной литературы книжного издательства "Ир", с 1983 по 1989 год – ответственный секретарь журнала "Мах дуг", с 1992 г. – главный редактор издательства "Ир".

Как видим, вся жизнь связана со служением слову. Слагались стихи, сначала вошедшие в коллективный сборник молодых поэтов "День рождения" ("Райгуырæн бон", 1969), затем увидели свет сборники стихов "Радужные дороги" ("Нывæфтыд фæндæгтæ"), "Стихи" ("Æмдзæвгæтæ"), "Голубые рассветы" ("Æрвон райсомтæ"), "Мой крест" ("Мæ дзуар"), "Небесный ключ" ("Æрвгæнæн"), "Молитва души" ("Уды куывд"), "Сонеты" ("Сонеттæ")…

Поэт не устает писать о Родине, матери, любви, облекая эти темы в философские размышления о том, как надобно бы строить будущее. Оглядываясь в прошлое, с тем чтобы набраться уроков мудрости, не теряя связи с истоками:

"Я знаю: есть где-то селенье,

А в нем

Есть сакля со светлым оконцем.

Оно не погаснет,

Пока я в пути, –

Таков уж обычай народный.

Свети, огонек мой!

Подольше свети

Мне в жизни звездой путеводной".

Приведены строки из стихотворения "В пути", а вот – мысль из другого стихотворного произведения – "Возвращение":

"Судьба моя такая:

Завтра снова

Тронется в дорогу

Сердце,

Будто лошадь скаковая".

Все логично – поэт всегда в пути, называемом творческим поиском.

Тотрадз Кокайты находит новые образы, видя необычное в обычном, вдохновляясь изображением судьбы современников в перипетиях судьбы. Нельзя оставаться спокойным в таком неспокойном мире, нельзя допустить, чтобы террор, война и потребительское отношение к жизни вытеснили вечные духовные ценности – на таких позициях твердо стоит беспокойный лирический герой поэта, беспрестанно напоминающий читателю о том, что важнее всего – оставить на Земле след Человека, бесконечно преданного Отечеству (стихотворение "Последнее слово соседа"):

"Мир большой не убудет,

Что не будет меня.

Неизбывные люди

Не погасят огня...

Ты еще не родился,

Как за счастье детей

Твой сосед уже бился

С целой сворой смерчей".

Тот же герой целенаправлен, настойчив в утверждении своих нравственных принципов, несмотря на то что жизнь состоит из "черного и белого" (стихотворение "Два всадника"):

"Вот у высоких знакомых дверей

Всадники спешились вместе с коней,

Важное дело у каждого есть –

Белая новость и черная весть.

Белая лошадь – рожденье юнца.

Черная – горестный символ конца.

Смерть и рождение. Песня и плач.

Время – кудесник и Время – палач".

Счастлив человек, который в промежутке между рождением и смертью успел испытать глубокое, чистое и благородное чувство любви. Для того чтобы понять, каково оно в понимании поэта-юбиляра, необходимо обратиться к его сонетам.

Началом всего поэтического творчества Тотрадза Кокайты является творчество народное. Прекрасный его знаток явился, кстати, основоположником серии сборников произведений сказителей, выходивших в разные годы в родном издательстве. Он же приложил много труда для жизнеспособности серий "Осетинская поэзия" ("Ирон поэзи") и "Осетинская проза" ("Ирон прозæ"). И это было для него не просто долгом главного редактора. Творчество великих предшественников, будь то основоположники традиций осетинской, русской или мировой литературы, он прекрасно знал. Сонеты Шекспира и Микеланджело перевел на свой родной язык, с тем, чтобы тем самым воздать должное званию Поэта-гения.

В активе писателя имеются и переводы драм. Они, как и его собственные произведения данного жанра, ставились на сценах театров республики.

Не менее важно то, что ни в творчестве, ни по жизни поэт никогда не делил Осетию на Северную и Южную. Его сердцу не дает покоя и то, что политические коллизии нещадно превращают колыбель его предков – Трусовское ущелье – в чужую для осетин территорию. Подготовленные им солидные тома "Отчий край" ("Фыдыбæстæ") и "Сказания отчего края: легенды, сказки, песни" ("Фыдыуæзæджы таурæгътæ") сполна убеждают в том, что ущелье явилось родиной целого ряда ярких личностей – проводников осетинской культуры. Фольклор же свидетельствует о том, что корни глубоки, и переписать историю в пользу тех или иных деятелей не получится.

В гражданской поэзии автора имеется и момент категорического неприятия жизни современного общества, о чем писал Шамиль Джикаев, отзываясь на выход книги "Мой крест": "Тотрадз смотрит на нашу жизнь глазами художника. Видит: правду душат, зло получает неограниченную свободу. Произошло самое трагическое явление в истории – чудовищное социальное расслоение. Преступники завладели богатствами народа, отняли его надежду и мечты. Тотрадз не уподобился поэтам-прислужникам, представляющим подобные явления как Божью благодать…" Так было, так есть и сейчас. Сила слова велика, и воспитанные ею думающие поколения будут менять все к лучшему – так можно сформулировать "рецепт надежды" от поэта.

"Щедрый и скромный талант", "Его благодатная песня звучит на земле Осетии" – данные заголовки статей Таймураза Хаджеты и Нафи Джусойты являются и характеристикой, и лучшим пожеланием поэту. Пусть его песня звучит еще много лет, а новые произведения, которых в портфеле юбиляра еще немало, радуют почитателей этого таланта!

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика