В Дигорской районной газете "Сурх Дигора" ("Красная Дигория") 2 июля 1941 года – буквально через 10 дней после начала Великой Отечественной войны – было опубликовано "Письмо с фронта", обращенное к труженикам района.
Читая письмо, нельзя оставаться равнодушным. В нем говорится:
"Искореним на Земле кровавых фашистов! Враг будет разгромлен!
Товарищи колхозники!
Мы, командиры Красной Армии, даем вам священную клятву в том, что до последнего вздоха будем громить заклятого врага, защищать каждый клочок родной земли...
Мы готовы в любую минуту нанести безжалостный удар по немецким фашистам. Мы знаем, за что воюем. Мы боремся за то, чтобы защитить наши победы в мирном строительстве, наши фабрики, заводы и колхозы. Наше дело правое, Победа будет за нами!
Мы обращаемся к труженикам района. Удесятерите свои усилия в борьбе за уборку нового урожая с полей.
Это будет лучшей вашей помощью нашей доблестной Красной Армии в ее борьбе с коварным врагом. Теснее сплотите свои ряды вокруг нашей славной Коммунистической партии.
Да здравствует наш любимый вождь товарищ Сталин!".
Письмо подписали Хадонов X. Т., Дасиев А. Б. и Смирнов Н. В. – командиры пулеметных взводов 380-го стрелкового полка 171-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области. В мае 1941 года ее перебросили в город Черкассы на Украине, а затем в район Припяти и Чернобыля.
С первых дней Великой Отечественной войны дивизия заняла оборону под Киевом, приняла на себя главный удар фашистских войск. Оборона города была упорной, кровопролитной и трагичной.
Полки дивизии более трех месяцев сдерживали бешеный натиск фашистов. Занимаемые позиции они оставили только по приказу и начали отход, находясь уже в полном окружении.
Обескровленная дивизия 24–25 сентября 1941 года в районе Барищевки и Березани приняла свое последнее сражение. В живых остались немногие.
В этих боях мужественно сражались и авторы "Письма с фронта".
Только через 45 лет после многолетних поисков сыну Харитона Тимофеевича Хадонова – Борису, полковнику в отставке, удалось восстановить подробности героических дел защитников столицы Украины, найти и побывать у могилы отца, погибшего под Киевом, у селения Андреевка, 24 сентября 1941 года в том самом последнем бою 171-й стрелковой дивизии.
Какими-либо сведениями о Смирнове Н. В. автор этих строк не располагает. А вот как сложилась судьба третьего из подписавших "Письмо с фронта" – А. Б. Дасиева.
Родился Абисал Батоевич 14 августа 1915 года в селении Хазнидон Ирафского района Северной Осетии в крестьянской семье.
В 1936 году окончил среднюю школу и был призван на военную службу в ряды Красной Армии, зачислен курсантом 1-го Орджоникидзевского военно-пехотного училища.
В 1939 году окончил училище с присвоением воинского звания "лейтенант" и для прохождения дальнейшей службы был направлен командиром пулеметного взвода 380-го стрелкового полка 171-й стрелковой дивизии с дислокацией в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области. В составе 380 стрелкового полка участвовал в тяжелых боях по обороне Киева.
Здесь он получил ранение в руку и был направлен на излечение в тыловой госпиталь. Это спасло его от верной гибели в боях под Киевом.
После выписки из госпиталя он снова в строю – назначен командиром роты 1043-го стрелкового полка и в его составе участвует в боевых действиях на Юго-Западном фронте.
В конце 1941 года его подразделение оказалось в окружении, но он остался верен воинской присяге. В начале 1942 года с группой воинов ему удалось вырваться из вражеского кольца. В течение двух месяцев в особом отделе проходил спецпроверку, но никаких компрометирующих его материалов установлено не было. Находился в офицерском резерве. А уже в феврале 1942 года был назначен командиром роты 8-го отдельного батальона противотанковых ружей 57-й армии.
В мае 1942 года участвовал в так называемой Харьковской наступательной операции. В бою получил ранение, контузию и оказался в плену, где находился в течение трех лет, пока не был вызволен из неволи нашими войсками 9 Мая – в день Победы над фашистской Германией.
Его сразу же направили в 28-й запасной стрелковый полк 12-й запасной стрелковой дивизии с дислокацией в городе Уфе Южно-Уральского военного округа.
Абисал Батоевич был награжден несколькими медалями. В ноябре 1945 года он был демобилизован из Советской армии и вернулся в родную Осетию.
После короткого отдыха начал трудиться сначала в Ирафском лесхозе, а затем переехал в город Орджоникидзе и устроился на завод "Электроцинк", где проработал в свинцовом цехе около 20 лет.
В 1970 году ушел на заслуженный отдых. Однако Абисал Батоевич не сидел сложа руки. Через короткое время поступил на Орджоникидзевский (ныне Владикавказский) хлебомакаронный комбинат, где проработал на различных участках еще более 12 лет.
Абисал Батоевич до конца своих дней прожил с Ольгой Георгиевной, урожденной Сурхаевой. Вместе они воспитали двух дочерей. Галина – врач-фтизиатр, Валентина – инженер-конструктор. Живут во Владикавказе.
Рассказывает Галина Абисаловна:
– В детстве папа мало рассказывал нам о войне. Тогда мне казалось, это потому, что мы дочери, а не сыновья. Взрослея и понимая, что ему больно вспоминать и заново переживать все ужасы войны, мы перестали его расспрашивать. Папа принимал активное участие в ветеранском движении, с радостью бывал на встречах фронтовиков. Его никогда не забывали и на малой родине. Часто приглашали в школы. В день Советской армии, в день Победы он рассказывал школьникам о подвигах уроженцев Северной Осетии на полях сражений с немецко-фашистскими захватчиками, проводил уроки мужества. После таких встреч папа возвращался домой взволнованным и потом долго не мог заснуть.
Валентина Абисаловна добавляет:
– Папа всегда считал день 23 февраля, когда они вышли из окружения, своим вторым днем рождения. Лишь иногда мы узнавали редкие подробности тех событий. Как они шли через болота, теряя людей под непрерывной и беспощадной бомбежкой. Как решили прорваться любой ценой к своим. И поэтому под большой сосной спрятали документы, чтобы в случае их гибели, они не попали к врагу, и не было провокаций со стороны фашистов. А когда вернулись за ними, обнаружили на месте сосны огромный котлован от попадания снаряда. Конечно же, их проверяли. Папе восстановили военный билет и отправили в действующую армию. А уже в 1964 году я встречалась с одним из узников плена, проживавшим тогда в Северной Осетии. Он сказал, что обязан Абисалу Батоевичу жизнью и честью. Рассказывал, как они несколько раз бежали из плена через минные поля, их обстреливали, ловили с собаками, осколок снаряда попал папе в переносицу. Папа тогда сказал, что лучше несколько лет на передовой, чем один день в плену. Вспоминая войну, он как будто переживал все заново и потом долго не мог ни с кем говорить, поэтому мы старались не тревожить его. Хотя и приятные воспоминания были. До последних дней папа вспоминал молоденького украинского паренька, который ему все время говорил: "Командир, ты не должен умереть. Нам нельзя без командира". И всегда 23 февраля папа произносил за него тост: "Дай Бог тебе здоровья, если живой. Вечная память, если погиб".
Умер Абисал Батоевич в 1987 году. Похоронен во Владикавказе.
Ехъя ХАДОНОВ,
председатель комитета ветеранов войны и военной службы Совета ветеранов РСО–А, кавалер медали "Патриот России", почетный гражданин с. Чиколы Ирафского района, заслуженный работник культуры РСО–А.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30