Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Дыша духами и туманами…"

В 1880-х–1900-х годах реклама парфюмерной и косметической продукции от ведущих фирм-производителей Российской империи, которую в широком ассортименте можно было приобрести в магазинах Владикавказа, публиковалась на страницах газеты "Терские ведомости" регулярно. В том числе, реклама духов, кремов и прочих средств по уходу за нежной дамской кожей, выпускавшихся знаменитой московской фирмой "Брокар и Ко".

Одиссея парфюмера Брокара

История ее основателя, француза Генриха Брокара – готовый сюжет для романа или кинофильма о талантливом самородке "из низов", сделавшем с нуля карьеру миллионера. В 1850 году его отец-мыловар перебрался вместе с двоими сыновьями (старшему было 14 лет, младшему, Анри – 12) из Франции в США, в Филадельфию – и открыл там свое небольшое дело. Но вскоре на семью обрушилось горе: умер старший сын. Убитый этой утратой Брокар-отец покинул США и возвратился в Париж. А подросток Анри решился на отчаянный поступок: вместо того чтобы ехать с отцом на родину, в одиночку отправился морем через Атлантику в Россию. Юный француз, ни слова не знавший по-русски, мечтал заработать там денег и вернуться домой богатым. Далекая заснеженная Россия представлялась ему в этом смысле страной куда более заманчивых возможностей и перспектив, чем Америка.

Генриха взял на работу лаборантом немецкий аптекарь и парфюмер Гик. За четыре года работы у него юноша втайне от хозяина сделал очень важное научное открытие в области парфюмерии: создал новый способ производства концентрированных духов. Патент на него купила у Брокара за 25 тысяч франков крупная французская фирма "Рур-Бертран". Эти деньги позволили ему основать собственное предприятие.

Сначала Генрих Брокар, осевший в Москве, думал, накопив капитал, покинуть Россию. Но затем он познакомился с дочерью обрусевшего бельгийца Шарлоттой Раве, влюбился, женился на ней – и остался навсегда. Умер создатель товарищества "Брокар и Ко" Генрих Афанасьевич Брокар, как его стали называть на его второй родине, в 1900 году.

"Кавказская лилия" и презент для императрицы

Как пишет в монографии "Старый Владикавказ" доктор исторических наук Залина Канукова, выбор парфюма и косметики от товарищества "Брокар и Ко" в 1880–1890-х годах в магазинах столицы Терской области был обширным. К примеру, предлагали они покупательницам производившиеся этой фирмой глицериновые сливки для смягчения кожи рук и лица и изобретенную парфюмерами Брокара модную новинку – глицериновую пудру. Пользовалось спросом у состоятельных владикавказцев также душистое мыло "высшего достоинства" от фирмы "Брокар и Ко": "Парижская роза", "Русская резеда", "Ландыш", "Белая сирень", вазелиновое, лечебно-туалетное… Один из его сортов, кстати, назывался "Кавказской лилией".

Нет сомнений, что по достоинству оценили владикавказские светские львицы и прославленные духи "Любимый букет императрицы", созданные молодым парфюмером этой фирмы Августом Мишелем. Брокар переманил его у своего конкурента и земляка Альфонса Ралле – еще одного из крупнейших московских парфюмерных фабрикантов, чье товарищество "Ралле и Ко" было поставщиком императорского двора. Флакон с этими духами украшал портрет Екатерины II, а их аромат современники описывали так: "…Ноты бергамота, цветущий букет жасмина и нероли пересекаются с мускусными нотами. Свежесть, легкость, прозрачность основного цветочного запаха словно обволакивают ароматы цветочных смол, придавая букету свежих цветов необычное звучание". Эти духи фирма "Брокар и Ко" презентовала императрице Александре Федоровне, супруге Николая II, и она пришла от них в восторг (хотя до того все дамы российской царской семьи традиционно пользовались ароматом Франсуа Коти "Роза-крем"). К торжествам в честь 300-летия дома Романовых в 1913 г. наследниками Брокара был выпущен одноименный подарочный парфюмерный набор: духи, пудра и мыло. А уже при советской власти, в 1925 г., Август Мишель, ставший главным парфюмером на бывшем производстве Генриха Брокара, придумал вместе с художником А. Евсеевым новую упаковку для своих знаменитых духов – и "Любимый букет императрицы" получил новое название, не менее знаменитое: "Красная Москва".

"Молодись за пятачок!.."

На рубеже ХIХ–ХХ столетий в России, как пишет культуролог Марина Колева в статье "Серебряный век" русской парфюмерии", опубликованной в энциклопедическом издании "Ароматы мира" (М., "Аванта", 2005), "парфюмерия стала необходимой всем – от скромной мещанки с городской окраины до дамы высшего света". Другое дело, что владикавказские мещанки покупали дешевое пахучее мыло "по копейке за кусок" и "румяна нелинючие" в мелочных базарных лавочках и у торговцев вразнос, а дамы и девицы из высшего общества приобретали элитный парфюм и средства по уходу за кожей и волосами в дорогих магазинах города.

Популярным у красавиц Владикавказа средством, применявшимся против веснушек, морщин, увядания лица и других дефектов кожи, в 1880-е годы был рафанистроль – редечное масло. Отбеливали кожу лица березовым кремом. В 1890-е гг. новинкой в парфюмерии стал колд-крем "Альдехид" химика Бладио. Известная массажистка мадам Шавердова учила горожанок массажу лица и избавлению от веснушек и угрей. В магазинах Владикавказа продавалось множество сортов мыла: гигиеническое борно-тимоловое против загара, веснушек, пигментных пятен, травяное "Мыло Венеры", подсолнечное из цветов подсолнуха, бензоевое, "мыло бухарских эмиров", детское из травы череды, туалетное жирное мыло "тридаст", турецкое розовое, мыло "жокей клуб", фиалковое в красивых упаковках из фиолетового картона.

"Магазин "Всеобщий европейский базар" предлагал "элеопат" – шведский бальзам для роста волос, мыльную эссенцию для мытья головы, – читаем у Залины Кануковой в монографии "Старый Владикавказ". – Активно рекламировалась косметическая вода для волос Captol, единственным фабрикантом которой был известный в России Ферд Мюльгенс Кельн из Риги. Были доступны красящие средства для волос: французская моментальная краска доктора Ричардса для быстрого крашения волос и бороды, одобренная Варшавским врачебным управлением в ноябре 1896 года, краска Купчинского для седых волос, капиллярин – средство, возвращавшее седым волосам прежний цвет.

Городские магазины были переполнены французскими и английскими духами "разного запаха", в импортных флаконах и "на разновес". Были известны духи Аткинсона, Пина, Бейле, Любен, "рейнские букеты": подснежник, жасмин, ландыш, резеда, рейнская роза, фиалка. Это были дешевые духи для платков в небольших флаконах. Духами "высшего качества" считались "Шипр", "Гелиотроп", "Белая сирень". "Модный парфюм великосветских кругов" выпускала первая русская парфюмерная фабрика "Северная флора". В магазине Отиева был широкий выбор туалетной воды: "Придворная вода", "Делис-де-Никон", "Рафаэль Маркус", "Одалиск", "Вера Виолетта", цветочных одеколонов рижской фабрики Кельна… Пользовались популярностью пудры "Делис-де-Никон", "Лафериор", "Секрет молодости", "Велютин", рисовая. Новацией стало средство "Венус", заменявшее белила и румяна, усовершенствованная губная помада от Келера. В интеллигентных слоях городского общества активное использование косметики воспринималось как проявление плохого вкуса. В мещанской среде не было столь строгих ограничений, женщины не боялись злоупотребить белилами, румянами. Сохранялись и этнические обыкновения: например, у армянок было принято сильно красить глаза и брови, осетинки не пользовались косметикой".

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика