Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Когда имидж – все

Как привлечь на Кавказ, в частности, в Северную Осетию туристов? На этот вопрос пытались ответить российские эксперты, специалисты в области развития туризма в рамках прошедшего на минувшей неделе во Владикавказе форума "Сообщество", организованного Общественной палатой РФ.

"Чем Кавказ хуже Италии?" – под таким названием гости и участники форума обсудили проблемы туристического продвижения Северного Кавказа, который, как сошлись эксперты во мнении, обладает действительно максимально широкой базой – крепости и башни, морские пляжи и горнолыжные курорты, народные промыслы и гастрономические изыски, речные каньоны и чистейшие озера. Немногие места на планете могут похвастаться таким изобилием. Однако в отличие от Италии или Испании турпоток на Кавказ сильно ограничен, достопримечательности региона малоизвестны и служат "магнитом" для весьма ограниченного числа туристов. Как сделать, чтобы красоты Кавказа были привлекательны для людей? Как привлечь на Кавказ туристов? Какую роль в этом может сыграть национальная карта локальных культурных брендов "Живое наследие"? На эти и другие вопросы местные туроператоры находили не просто ответы, а целые рекомендации к действию.

Касаясь, в частности, Северной Осетии, гости говорили оживленно и с верой в то, что регион при желании и работоспособности заинтересованных структур и организаций может стать центром притяжения туристов не только российских, но и со всего мира. Говорили об уникальном составе минеральных вод, в том же Тибе – правда, при этом с горечью отмечали, что сама территория поселения замусорена и завалена свалками, что туристов мало привлечет даже при условии исключительности состава источника.

Екатерина Гандрабура уже год живет во Владикавказе, работает в Центре современного искусства, при этом – уроженка Санкт-Петербурга, долгое время проработавшая в Москве и не понаслышке знающая о красотах Италии. "Потрясающий ресурс в Осетии, с которым очень интересно работать. Однако про Осетию как республику с потрясающими пейзажами и уникальными источниками при этом знают далеко не все, – говорит она. – Нам кажется, что о нас все слышали, но не стоит переоценивать: на самом деле, о регионе мало кому известно, и необходимо с этим что-то делать". Ее поддержала и партнер Центра территориального маркетинга Наталия Белякова, подготовившая видеопрезентацию о смоделированных запросах в Интернете о Северной Осетии потенциальных иностранных туристов. Иначе говоря, как выглядит Северный Кавказ, если "погуглить" о нем, скажем, из США. Картина, мягко говоря, печальная. Кроме искореженных машин в жестких ДТП и военных действий всевидящее око "Гугла" не выдает ровным счетом ничего. Разве что крупным планом вылезает предупреждение "Викитревел": "Внимание, Северный Кавказ не рекомендуется для посещения". К сожалению, в Интернете действительно очень сложно найти информацию о Северном Кавказе, тем более – позитивную. Задача номер один – выходить на международный уровень и начинать с формирования позитивного имиджа, о котором узнает весь мир. "Я впервые в Осетии, наверное, это самый нетривиальный регион, в котором мне приходилось бывать, потому что все рождает сюрпризы, – призналась Наталия Белякова. – Почему же Осетия и Италия неравнозначны? Ответ очевиден: Италия – номер один по количеству объектов ЮНЕСКО. Для туристов это действительно очень важный аргумент, почему нужно ехать. Но есть практика, когда регион, только выйдя на рынок, становится более популярным на международном рынке для иностранного туриста, нежели для внутреннего. Поток на Кавказ в целом растет, и важно понять, какое место в этом потоке займет Северная Осетия. На мой взгляд, необходимо прежде всего ответить на вопрос, почему не Непал, не Черногорье, что должно в целом объединить Кавказ в международном масштабе, и делать это нужно большими шагами".

В целом же у региона – огромный потенциал для развития отрасли, способный дать новые рабочие места, повысить качество жизни и привлечь средства в бюджет региона, а также обеспечить достойный отдых граждан России и не только, говорили участники форума.

Владимир ГУНИК, начальник Управления внутреннего туризма и государственных целевых программ Ростуризма:

– Форум, который проводит Общественная палата России – это прекрасное начинание, и мы поддержим инициативы на территории РСО–А всеми проектами, которые реально осуществить в сфере туризма. Думаю, возможность такая есть, и задача стоит – возрождать ранее существовавшие маршруты, а также те приоритетные виды туризма, которые были развиты в былое время. Сейчас обсуждается вопрос о дополнительном финансировании в отношении проекта "Горная Дигория" – думаю, это решение будет принято. Как заверил глава республики, запрашиваемые финансовые средства будут освоены республикой уже в этом году, и это очень похвально. Уже есть соответствующие поручения зампредседателя Правительства РФ о финансировании этого проекта – речь идет о 300 млн рублей. Насколько мне известно, заявка в Федеральное агентство по туризму поступила, сейчас она находится на рассмотрении, далее поступит в Минэкономразвития и в Минфин РФ для дальнейшего принятия решения о выделении средств. С другой стороны, есть еще один уникальный проект, о котором тоже много говорили на форуме – это проект строительства горнолыжного курорта "Мамисон". Субъекту необходимо предоставить соответствующую заявку для дальнейшего финансирования в рамках подпрограммы, которая сейчас формируется по развитию туристской отрасли, в минэкономразвития. А то, что есть необходимость развития данного проекта – это очевидно. В плане поддержки федерального бюджета, думаю, проблем не возникнет – все зависит только от активности и вовремя поданных документов со стороны самой республики.

Евгений КУДЕЛЯ, начальник Управления госпроектов и безопасности туризма:

– Мы говорили на форуме с теми, кто занимается благоустройством туристических маршрутов – нет никаких проблем, если они будут общественной организацией или автономной НКО – они могут и грантовую поддержку получать либо в рамках 926-го постановления правительства, где за каждого привезенного туриста предусмотрено выделение до 5 тыс. рублей. То есть различные меры господдержки правительством предусмотрены, все соответствующие документы подписаны, деньги есть. Готовьте заявки, обращайтесь, поддержим! Эта система работает уже второй год. Но я не знаю пока ни одного туроператора из Северной Осетии, кто бы подал такую заявку. Не скажу при этом, что туроператоры работают плохо, но они могли бы и больше продавать турпродукта, и для этого как раз и существуют эти меры поддержки. К примеру, если оператор будет получать, скажем, 3–4 тысячи рублей за каждого привлеченного туриста, он сможет сделать дешевле сам турпродукт, и он больше его продаст, соответственно, больше людей сможет приехать в республику. По поводу озвученного здесь мнения о том, что якобы с Цеем что-то не так. Он что, меньше налогов стал платить? Нет. Туда меньше туристов стало приезжать? Тоже нет. Очень субъективно сделан вывод о том, что мало в прессе о нем упоминается. Те, кому нужно – постоянно туда ездят. Сам лично бывал: с Цеем все хорошо. Другое дело, что нет предела совершенству: необходимо развивать новые горнолыжные комплексы, развивать Цей, если есть такая возможность, используя, повторюсь, различные механизмы поддержки.

Михаил ДЕГТЯРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи:

– Проект создания "Мамисона" находится на стадии обоснования. Теперь дело за политическим решением – нужен ли этот проект или нет. На мой взгляд, нужен. После завершения проектных работ регион будет претендовать на крупные финансовые вложения из бюджета. Но чтобы привлечь туристов на Кавказ, его нужно активно пиарить, а для этого нужна единая туристическая маркетинговая стратегия. На мой взгляд, одна из целей туризма – это излечение людей от ксенофобии. Это идеологическая основа туризма, потому что одной экономической основы недостаточно, зарабатывать деньги можно во многих других отраслях, туризм тут не уникален. А избавление общества от ксенофобии – это как раз ответ на вопрос о том, зачем мы развиваем туризм. Этот эффект продемонстрировал чемпионат мира по футболу в России, когда иностранцы увидели картинку, которая сильно отличается от того, что им показывали на CNN и BBC.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика