Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Задалески Нана

История выявляет ключевые личности в потоке времени. Для осетинского народа конца XIV века это были АХСАК Тимур (Тамерлан, Хромой Тимур), строитель континентальной сверхдержавы, и Задалески НАНА. Первый пытался уничтожить остатки аланов, уцелевших после нашествия монголов, вторая спасла аланских детей, а, следовательно, будущее осетинского народа.

Академическая версия происхождения Тимура (1336–1405) гласит о том, что он потомок знатного рода тюркизированного племени монголов "барлас", проживавшего в XIII веке в Мавераннахре, исторической области в Средней Азии по правому берегу реки Амударья. Он был сыном Тарагая, небогатого, но влиятельного человека в своем племени; безграмотным, но очень харизматичным и умным; его кумиром был Чингисхан.

Аланы проживали и в горах, и на равнине Северного Кавказа уже многие столетия, поэтому говорить о том, что монголы и Тимур оттеснили их в горы, а это расхожее мнение, было бы неверным. Ко времени появления Тимура в Алании на этой равнинной местности образовались золотоордынские многонациональные города: Верхний Джулат, Нижний Джулат, Маджар и другие.

После нашествия монголо-татарских войск в 1238 году на Аланию свободными остались только горные аланы. К 1393 году Тимуром было завершено завоевание Ирана, а с 1395 по 1400 год он, покоривший к этому моменту и Грузию, совершил несколько походов на Аланию. Аланы мужественно защищались, о чем свидетельствуют тексты осетинского фольклора в частности. Вряд ли тексты легенд "Ахсак-Тимур", "Как Ахсак-Тимур прибыл в Дигорию", "Ахсак-Тимур и Ладартта" и песня "Задалески Нана" возникли непосредственно во время трагических событий. Обычно произведения фольклора, возникают позже, с целью передать потомкам историческую память.

До того времени, когда фольклористы и этнографы начали фиксировать тексты фольклора, сохранилась историческая песня "Задалески Нана": выдающийся осетинский художник Махарбек Туганов записал от знаменитого осетинского слепого сказителя Дзараха Савлаева в 1894 году в с. Задалеске самый ранний вариант. Уже позже Махарбек Туганов, который кропотливо изучал этнографию и фольклор родного народа, посвятил этой теме отдельное исследование "Осетинский фольклор и Тимуре" (журнал "Мах дуг", 1952 год, №2). В статье рассказывается о встрече со знаменитым сказителем Дзарахом Савлаевым; сообщаются любопытные факты ("В детстве я часто слышал предания об удивительной женщине, останки которой до сих пор в нетленном виде хранятся в склепе в селе Задалеск. Несмотря на то что эта женщина умерла несколько столетий назад, все равно ее вид, одежда, ее волосы не тлеют, как будто она умерла только что"; "Рано утром с сыном Саулоха мы поднялись к пещере Морга, к тому месту, где согласно легенде была похоронена Задалески Нана"); исследуется исторический контекст создания песни/предания; приводится текст песни о Задалески Нана со следующими словами:

"Кровавый дождь, кровавый дождь 

Над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией. 

От волков Ахсак-Тимура с железными пастями, 

Почернели их зеленые поля. 

Плотнее, крепче плетня из железных прутьев 

Вокруг расположились (окружили). 

Предводители Тапан Дигории, 

Их мужественная молодежь, один лучше другого, 

От рук неприятеля в крови тонут, 

Редеют, в царство мертвых отправляются. 

До последнего человека хоть и сражаются, 

Но погибли до единого дигорцы. 

То пожарище занялось, то синее пламя взыграло 

Над многолюдными селами Тапан Дигории. 

Оставшиеся женщины и мужчины 

Все уведены в плен, уведены в плен. 

Аланы проживали и в горах, и на равнине Северного Кавказа уже многие столетия, поэтому говорить о том, что монголы и Тимур оттеснили их в горы, а это расхожее мнение, было бы неверным. Ко времени появления Тимура в Алании, на этой равнинной местности образовались золотоордынские многонациональные города: Верхний Джулат, Нижний Джулат, Маджар и другие.

Так погибли тапандигорцы, лишились потомства. 

Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети 

На пепелище, на черной золе. 

Но оказалась на счастье народа 

Женщина на свете, 

Сирот собрала, подобно стаду овечек, 

Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга. 

С плоскости – в лес, из лесу – на поляну, 

В сторону Дигорского перевала повернула, 

Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась, 

Плодами растений стала их кормить,

Когда выросли они, окрепли они, села основали, 

Свою общую мать, Задалески Нана, 

С почестями, со славой похоронили около Задалеска в Пещере Морга". 

Махарбек Туганов делает выводы из текста песни/предания: осетины жили не только в горах, но и на равнине занимали большие земли, и удар войск Тимура прежде всего пришелся по равнинным жителям; те, кто бежал с равнины в горы, переносили равнинные названия разных мест на горные ("Скажем название Стыр Дыгур – это старейшее название местности, а названия "Доныфарс" и "Тапан Дигора" возникли намного позднее, в то время, когда предков осетин, аланов гнали с Дона и равнины, которая была вокруг. Это предание ценно еще и потому, что в нем точно показано, что в этот исторический период все, кто нашли в себе мужество сопротивляться, были истреблены"). Исследовав топонимику Осетии, Махарбек Туганов пришел к выводу о том, что названия таких географических объектов, как "Джызæлдон", "Æфсиныбадæн", "Чызджытыхох", "Хъусхæмайхытыппыр", "Багъатарыцад", "Хъæрæгæс" согласно легендам связаны с именем Тамерлана. "В 1928 году жители Даргавского ущелья старики Варзиев Инарыко, Цирихов Магомет и Байматов Цыппу, – пишет Махарбек Туганов, – говорили, что название "Джызæлдон" связано с нападением Тимура. В битве около селения Гизель погибло столько воинов Тимура, что от их крови вода покраснела, поэтому эту реку назвали "хъызыл", то есть "красный" на турецком и татарском языках. Затем слово "хъызыл" получило осетинское звучание "джызæл".

Судя по тому, что перечисленные топонимы разбросаны по большой территории, можно заключить, что Тимур тотально занял все нынешнее предгорье Осетии и местами зашел в горы. В связи с этим яснее становится экстремальная картина побега Задалески Нана с сотней детей, как поется в другом варианте этой песни, исполненной 75-летним Алиханом Хаймановым в 1977 году и зафиксированной студентами СОГУ им. К.Л. Хетагурова. Другое предание гласит: "Идя от Гизеля на запад, выше дигорских сел по берегу реки Урсдон, где-то на расстоянии 4–5 км есть одно место с названием "Карагас" ("Хъæрæгæс"), которое тоже связано с именем Тимура. Слово "хъæрæгъæс" является также турецко-татарским и означает "Черный лес" ("Саухъæд"), "Черное дерево" ("Саубæлас"). Как рассказывают, на этом месте был большой дремучий лес, и Тимур приказал его вырубить, чтобы освободить для своих войск проход. Тимур полностью уничтожил рабочий скот проживавших в этом месте алан; жители этих мест носили дрова/деревья на себе и очень мучились. Одна женщина прокляла завоевателя такими словами: "О, село, оставайся запущенным селом, в котором бык не делает работу быка, мужчина не делает больше работу мужчины". После этого проклятия, говорят, завоеватели заболели заразной болезнью и все погибли".

Путь Задалески Нана и спасенных ею детей описан в песне/предании достаточно общо: от равнины к лесу, от леса к поляне, через перевал к селу Задалеск. Но упоминается и конкретная топонимика – "Дигорский перевал" ("Сурхæфцæг") и местность"Цагат". Пройдя их, Задалески Нана и дети попали в окрестности селения Задалеск. Махарбеком Тугановым также зафиксированы данные, что путь Задалески Нана с детьми лежал от дремучего леса к горам, через Цагат; со стороны Бештау они попали в Ирафское ущелье (Ирæфикоммæ) над Задалеском.

Равнина, откуда бежали Задалески Нана с детьми и о которой идет речь в песне/предании, это окрестности Татартуппа: так практически единодушно считают исследователи (М. Туганов, Л.П. Семенов и др.). В средние века на этом месте находился город Верхний Джулат. Детальное и последовательное исследование памятника было предпринято в 1958 г. Северо-Кавказской экспедицией под руководством Е.И. Крупнова. В результате раскопок было выяснено, что золотоордынский город возник на месте длительно существовавшего аланского поселения. В монгольское время он стал крупным центром культуры, ремесел и торговли. Известность памятнику принес Татартупский минарет. В конце XVIII в. городище подробно охарактеризовал А.И. Гюльденштедт: он наблюдал минарет, остатки мечети при нем, развалины другого минарета и двух христианских церквей."Возле Большой мечети Верхнего Джулата и внутри христианского храма находились погребения, анализ черепов которых позволил сделать вывод о европеоидности населения города" (Э.Д. Зиливинская).

Из содержания песен/преданий о Задалески Нана становится ясным, что потомки детей, которых она спасла, селились не только в Задалеске, но и в Махческе, Камата, Уаллагкоме и Стур Дигоре (современная местность "Тапан Дигория").

В наше время усилиями профессора Анзора Хачирова, жителей и выходцев из села Задалеск, неравнодушных людей создан Дом-святилище Задалески Нана в селе Задалеск. Образ Задалески Нана вписывается в рамки святого образа: по свидетельствам людей, она оказывает помощь всем, кто молится ей о здоровье и благополучии детей, а на месте спасения матери и сирот происходят чудесные исцеления. В 2017 году в Северной Осетии – Алании проходил конкурс на лучшую скульптуру, изображающую образ Задалески Нана. Она имеет всеосетинское значение, поэтому одновременно рассматривался вопрос о местеустановлении победившего памятника в центральной части Владикавказа. Хотелось бы, чтобы памятник аланской истории в лице героической женщины Осетии во Владикавказе все же был установлен!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика